|
|
На пути к унифицированным социальным картамВо многих регионах России реализованы проекты по предоставлению социальных льгот населению на базе социальных карт. Однако отсутствие единой концепции привело к проблемам в сфере технологической совместимости соответствующих решений и невозможности применять социальную карту одного региона в других. Решить эту непростую задачу призвана унифицированная социальная карта. Социальные карты в основе реформ Первые социальные карты появились в 2002 году, однако работы по созданию ИТ-инфраструктуры и технологических решений, необходимых для использования интеллектуальных карт, стартовали задолго до этого. В частности, они были связаны с разработкой технологий для обеспечения безопасности данных, хранящихся в чипе интеллектуальных карт, и средств обеспечения безопасности безналичных платежей. Эти работы начались в 1995 году при участии Банка России, РАСУ, ФАПСИ, ФСБ России и привели к появлению единой стратегии развития инфраструктуры и технических средств для российских систем с использованием интеллектуальных карт, созданию отечественных криптоалгоритмов защиты информации в них. Межведомственная комиссия по интеллектуальным картам, образованная постановлением правительства РФ от 21 апреля 2000 года № 368, координировала действия участников проекта развития и использования автоматизированных систем с использованием интеллектуальных карт. В 2002 году появились готовые к запуску в серийное производство технологии создания российских интеллектуальных карт и терминального оборудования, а также операционные системы «РИК-1», «РИК-2» и «Оскар» для обслуживания интеллектуальных карт с учетом требований по информационной безопасности как государственных, так и коммерческих структур. В ходе предпроектных исследований была также учтена и специфика ряда российских регионов, имеющих довольно слабую коммуникационную среду. В интегрированной информационной системе (ИИС) «Социальная карта» предусмотрена возможность работы с социальными картами как в режиме online, так и в режиме offline, когда операции по считыванию содержимого карты выполняются без связи с серверами в так называемом «отложенном» режиме. С 2002 года в соответствии с планами федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010 годы) начались работы по развитию инфраструктуры, необходимой для использования социально-платежных карт, разработке и согласованию нормативно-методических документов по их внедрению в регионах. Во многих субъектах Российской Федерации были созданы региональные проекты по предоставлению социальных льгот населению на базе социальных карт. При этом владельцы социальных карт обрели возможность получать разнообразные виды социальной помощи, включая социальный дисконт в организациях потребительского рынка и услуг или системы здравоохранения, обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях, обеспечение проезда в городском общественном транспорте и по железной дороге, а также начисление на привязанный к социальной карте банковский счёт дотаций, пенсий, пособий и других денежных выплат, безналичной оплаты за товары и услуги, снятия наличных денежных средств с банковского счёта и т.п. Унификация социальных технологий С одной стороны, реализация проектов региональных социальных карт упростила проведение социальных реформ, но с другой привела к проблемам технологической несовместимости соответствующих решений и невозможности применять социальную карту одного региона в других. Между тем, такая унификация была необходима в условиях проведения реформы и ввода в действие федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года, за которым в широких кругах закрепилось название «Закон о монетизации льгот». Разработка методической и организационно-технической помощи при создании систем социальных карт стартовала в начале 2005 года при участии Федерального агентства по информационным технологиям. За основу унифицированного решения были взяты успешный опыт внедрения социальных карт, в том числе в Москве и Московской области, а также опыт использования карт на железнодорожном транспорте. При этом ставилась задача разработать технологические решения для предоставления социальной помощи по месту пребывания гражданина на основе использования технологии межрегионального взаимодействия региональных социальных карт, обеспечения единого подхода к взаимодействию региональных систем социальных карт на всей территории России. Иначе говоря, требовалась единая методическая и нормативная основа, позволяющая не только эффективно решить задачу создания региональных социальных карт, но и сделать эти карты по существу общероссийскими. Исследование «Разработка технологии межрегионального взаимодействия электронных социальных карт», проведенное Росинформтехнологии в 2005 году, позволило выявить недостатки уже существующих региональных карт и разработать проект социальной карты, позволяющей работать с уже существующей в регионах инфраструктурой без существенной ее модернизации. Создание интегрированной системы социальных карт для всех регионов упростилось после принятия Сбербанком РФ решения о преобразовании платежной системы «Сберкарт» в Российскую платежную систему, доступную во всех российских банках. К национальной платежной системе высказали намерение подключиться более 70 российских банков (в том числе и региональных), что в конечном счете позволило реализовать единую технологическую платформу региональных систем социальных карт, преодолеть существующую разнородность и обеспечить предоставление социальных льгот в полном объеме по всей территории страны. В том же 2005 году были разработаны Концепция создания региональных систем социальных карт с учетом необходимости обеспечения межрегионального взаимодействия и проведения взаиморасчетов, Типовые положения о социальном регистре населения и электронной социальной карте, Рекомендации по внедрению в субъектах РФ системы учета и предоставления социальной помощи с использованием социальных карт, технологические требования, проекты стандартов и другие нормативно-технические документы к унифицированной социальной карте, Концепция центра межрегионального взаимодействия, а также создан комплексный испытательный стенд для отработки технологии межрегионального взаимодействия. Региональная система социальных карт
В результате проведенных работ определены единые принципы и технологические требования к интегрированной информационной системе «Социальная карта», а главное, в экспериментальных условиях на прототипе системы отработаны механизмы адресного предоставления и учета социальной помощи с использованием унифицированных социальных карт в рамках региональных подсистем ИИС «Социальная карта». Результаты и перспективы проекта Финальная стадия проекта стартовала в октябре и завершилась в декабре 2006 года. При этом было создано 3 наиболее важных компонента ИИС «Социальная карта»: центр межрегионального взаимодействия, программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий информирование о состоянии накопительной части счетов граждан, и система, обеспечивающая функционирование социального приложения унифицированной социальной карты для предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Ключевой компонент проектируемой системы — центр межрегионального взаимодействия — обеспечивает гражданам получение социальной помощи в любом регионе независимо от места выдачи социальной карты. В функции центра межрегионального взаимодействия входят сбор, обработка и хранение данных, поступающих из региональных систем социальных карт, формирование по каждому региону сводных данных о предоставленных социальных услугах жителям этого региона, временно прибывающим на территории других регионов, консолидацию и анализ информации для федеральных органов госвласти, а также учет межрегиональных транзакций по оказанным социальным услугам для последующего проведения взаиморасчетов между регионами. Межрегиональное взаимодействие в рамках ИИС «Социальная карта» В работе над разработкой ИИС «Социальная карта» принимали участие ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации» (ФГУП ВНИИ ПВТИ) — генеральный исполнитель проекта, компании «АйТи», ГУП «Московский социальный регистр», «Розан Файнэнс», «Сберкарта», «Систематика», «Терна СИС». Техническая разработка интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг населению на основе унифицированной социальной карты была завершена к концу 2006 г. ИИС «Социальная карта» разработана Росинформтехнологии в рамках создания национальной идентификационной системы ФЦП «Электронная Россия». С помощью этой интегрированной информационной системы автоматизирован процесс предоставления гражданам различных социальных услуг и льгот при использовании унифицированной для всех регионов страны именной микрочиповой карты. С начала 2007 года в Тверской области началась тестовая эксплуатация элементов системы, в ходе которой также решаются вопросы, связанные с нормативно-правовой базой предоставления и учета льгот населению. Развитие проекта на этом не остановилось. Федеральное агентство по информационным технологиям активно продвигает родственную «электронной паспортизации» идею интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета государственных услуг населению на основе унифицированных социальных карт. Унифицированная социальная карта Унифицированная карта будет представлять собой пластиковое удостоверение личности с именем, фамилией и фотографией владельца, штрих-кодом, магнитной полосой с банковским приложением и микросхемой с набором идентификационных данных. C помощью такой карты можно будет получать медицинские услуги в поликлинике, осуществлять налоговые платежи, пользоваться льготами при проезде в общественном транспорте. В перспективе эта карта сможет заменить водительское удостоверение и выполнять разнообразные платежные функции, подобно обычной дебетовой или кредитной карте. При этом пользоваться унифицированной социальной картой можно будет не только в родном регионе владельца, но и по всей стране. Сергей Лосев / CNews |