|
|
Социальный регистр и перспективы автоматизации социальной сферыБез достаточно сложной интегрированной системы персонального учета и предоставления социальной помощи невозможно ни внедрение социальных карт в регионе, ни реализация других масштабных социальных проектов. Автоматизированная информационная система «Социальный регистр населения» совершенствуется уже на протяжении нескольких лет. Она включает в себя такие информационные ресурсы, как социальный регистр населения, региональный регистр социальных карт и база данных о фактически предоставленной социальной помощи. Роль социального регистра населения Социальный регистр населения — это один из важнейших инструментов реформирования социальной политики государства, позволяющий вести персонифицированный учет и обслуживание граждан. Впервые техническая возможность создания регистра появилась в 1990-х годах, когда органы социальной защиты стали заново накапливать в базах данных массивы информации о правах граждан и документах, удостоверяющих эти права, а также фактах исполнения решений. Такой массив информации назван «социальным личным делом», а совокупность социальных личных дел — «социальным регистром населения». Одновременно с формированием и заполнением баз данных создавались и вычислительная, и коммуникационная инфраструктуры. Реформа социальной сферы, которая проводится сегодня на государственном уровне, обеспечивает выполнение многих других социальных программ, в частности, в сфере здравоохранения, образования и жилья. Органы социальной защиты определяют права граждан на помощь государства и ведут учет предоставления этой помощи, охватывая в процессе работы не только категории социально-незащищенных граждан, но и все население регионов. Поэтому автоматизированная информационная система «Социальный регистр населения», по сути, является основным инструментом реализации социальной политики государства. Социальный регистр населения — это ключевой компонент региональной информационной системы, который является государственным информационным ресурсом субъекта РФ и формируется в виде территориально-распределенной базы данных со сведениями о гражданах Российской Федерации, имеющих право на получение социальной помощи в соответствии с действующим законодательством и зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в пределах субъекта Российской Федерации. Региональной социальный регистр населения формируется органом государственной власти субъекта РФ, уполномоченным администрацией региона, а его пользователями являются государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации, использующие Региональный социальный регистр населения субъекта Российской Федерации при оказании услуг льготным категориям граждан. Информационная система социального регистра населения имеет централизованную архитектуру, в которой прикладные системы (тонкие клиенты) обращаются к единой базе данных через интернет-браузер. На практике проблемные с точки зрения коммуникаций места могут работать и автономно на основе локальной копии, которая обновляется по расписанию. Подобными комплексными системами охвачены Санкт-Петербург, Москва, Самарская область, Мордовия, Саратовская, Ярославская и другие области. Структура и функционал АИС «Социальный регистр населения» Структура АИС «Социальный регистр населения» была определена в 2005 году. Так, система охватывает два организационных уровня устройства органов социальной защиты: региональный на уровне департаментов министерства и муниципальный орган регионального ведомства, как правило, образованный из муниципального Управления социальной защиты населения, и обеспечивает автоматизацию деятельности сотрудников обоих уровней средствами единого персонифицированного учета и организации работы ведомства, включая планирование, контроль исполнения и отчетность на базе актуального и достоверного массива информации. В настоящее время большинство регионов эксплуатируют систему, разработанную на базе опыта создания «Электронного социального регистра населения» Санкт-Петербурга. В рамках проекта развития данной системы решен целый ряд задач, в частности, осуществляется автоматизированный обмен данными с системами других ведомств, организован онлайновый доступ к данным по запросам, необходимый, например, в проектах Социальной карты и служб «одного окна». Кроме того, проработаны требования к системам административных регламентов, внедрены технологии, позволяющие перейти к работе на основе формата XML. Эти меры позволили автоматизировать и межведомственный обмен документами. Информатизация социальной сферы регионов осуществляется разными путями. Например, регионы, начавшие с создания социального регистра населения, развивали подсистемы обмена на базе веб-сервисов, а регионы, приступившие к более масштабным проектам социальных карт, одновременно с социальным регистром разворачивали организационную и техническую инфраструктуру для межведомственного обмена данными. Наконец, регионы, начавшие с информатизации службы «одного окна», в первую очередь создавали единые информационно-справочные системы. Впрочем, несмотря на различные подходы к информатизации социальной сферы, структура комплекса социальных информационных систем, как правило, основана на одних и тех же компонентах. Состав подсистем типового Социального регистра населения
Так, в его состав входят ведомственная система автоматизации органов социальной защиты «Социальный регистр населения», информационно-справочная система, обслуживающая государственных служащих и граждан, портал социальной сферы, контакт-центр, обрабатывающий звонки граждан по вопросам госуслуг, комплекс систем социальная карта, включающий реестр карт для процедур выдачи, регистрации и обслуживания карт, а также средства межведомственного информационного обмена, базирующиеся на системе электронных административных регламентов. Такая структура позволяет решать сразу несколько социальных задач, включая проекты «одного окна», социальной карты и киосков самообслуживания. Наиболее масштабным и комплексным в этом ряду проектом развития социальных регистров является проект социальных карт. Достоверный и актуальный персонифицированный учет на основе социальных регистров населения позволяет автоматизировать обслуживание, обеспечить планирование. Это в свою очередь требует тесной интеграции базовой учетной системы и многочисленных надстроек, к которым относятся уже упоминавшиеся службы единого окна, социальные порталы, сети киосков самооблуживания и системы «социальных карт», а также учетные системы в смежных отраслях и сферах — финансовой, здравоохранительной и в сфере недвижимости. Резюмируя, можно отметить, что с помощью автоматизированных информационных систем для социальной сферы, ядром которых является ведомственная АИС «Социальный регистр населения», можно не только качественно обслуживать население, но и развивать госуслуги в рамках службы «одного окна», киосков самообслуживания и такого комплексного проекта, как социальная карта. В перспективе реализация социальной политики государства при помощи этих ведомственных информационных систем приведет к изменению состава и качества государственных услуг и построению «электронного правительства». Сергей Лосев / CNews |