|
|
Правовое обеспечение социальной сферыВнедрение унифицированной социальной карты требует не только технологической проработки этой процедуры, но и наличия необходимой нормативно-правовой базы. Между тем, если сфера предоставления адресных льгот гражданам России уже имеет хоть и несовершенную, но определенную законодательную основу, то ситуация с нормативным регулированием применения смарт-технологий и социальных карт не столь радужна. Пути совершенствования законодательной базы Существующая федеральная нормативно-правовая база в настоящее время недостаточно хорошо регламентирует функционирование социальной защиты населения. Поэтому активно ведутся работы по ее модернизации: внесены изменения в федеральный закон № 122 от 22 августа 2004 в связи с принятием законов и поправок об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти, об общих принципах организации местного самоуправления и др. В них, в частности, усовершенствован механизм финансирования представляемой гражданам социальной помощи, перераспределены полномочия по обеспечению мер социальной поддержки между федеральным и региональным уровнями власти. К настоящему моменту многие социальные услуги уже поддержаны законодательно, однако по оценкам экспертов, требуется дальнейшее совершенствование российского законодательства как в области предоставления услуг населению на базе инфокоммуникационных технологий, так и в сфере правового обеспечения внедрения социальной карты. Так, например, принятие федеральных законов и иных нормативных актов по вопросам правового регулирования в сфере оказания социальной помощи и разработка федеральных программ упростит оказание гражданам РФ государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату услуг и установление видов государственной социальной помощи. Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» призван развивать оказание полноценных услуг на базе инфокоммуникационных технологий с гарантиями их законности и безопасности и обеспечивать правовое признание электронной цифровой подписи. Закон «Об электронной торговле» должен регулировать использование систем электронной торговли гражданами и организациями, а также такие аспекты, как способы заключения электронных сделок, порядок осуществления электронных денежных платежей. С учетом того, что унифицированные социальные карты имеют платежные приложения, такие уточнения могут простить исполнение транзакций. Кроме того, в этом законе должны четко определяться права, обязанности и ответственность участников электронной торговли и третьих лиц, оказывающих информационно-коммуникационные услуги. Законодательное регулирование адресных льгот В Федеральном законе № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. определен список категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи и состав набора социальных услуг (социальный пакет), предоставляемых этим гражданам. Ведение регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи на федеральном уровне, поручено Пенсионному фонду Российской Федерации. Тот же закон устанавливает и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере принятия нормативных правовых актов о размерах, условиях и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим категориям граждан, разработки и реализации государственных региональных программ оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пособий и субсидий, а также оказания государственной социальной помощи. Социальная помощь, размер которой определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется как в виде денежных выплат или предоставления скидок при получении услуг, так и в виде натуральной помощи. Ситуация с нормативным правовым регулированием применения смарт-технологий и социальных карт не столь радужна. По сути, на федеральном уровне сегодня принят только один нормативный правовой акт — это постановление правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 368 «О Межведомственной комиссии по интеллектуальным картам». В дополнение к этому правила расчетов с использованием смарт-карт определены в положении Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» и некоторыми другими правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в частности, указом президента РФ от 3 августа 2001 г. № 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей», в котором говорится, что таможенная карта является микропроцессорной банковской картой и эмитируется кредитными организациями, являясь инструментом доступа к счету плательщика таможенных платежей в банке-эмитенте. Проблем добавляет и отсутствие унифицированных нормативно-правовых стандартов обязательных реквизитов смарт-карт. Из-за этого, к примеру, затруднено применение мер правовой ответственности за подделку смарт-карт и социальных карт. Российское уголовное законодательство предусматривает применение мер уголовной ответственности в отношении только кредитных или расчетных карт. На региональном уровне регулирование вопросов использования смарт-карт в социальной сфере осуществляется только на основе подзаконных актов. Положения этих подзаконных актов могут не соответствовать федеральному законодательству и нормам международного права, в частности, в сфере режимов использования персональных данных, четкого обоснования соотнесения социальной смарт-карты как платежной карточки и определения правового статуса денежных средств, зачисляемых на такую карту. По мнению экспертов, решить эти проблемы можно, если определить статус документов, регулирующих использование смарт-карт и социальных карт, на федеральном уровне. При этом надо объяснить сам термин «социальная карта», урегулировать правовой статус карт, указав, кто является их собственником и может ли социальная карта рассматриваться как электронное средство индивидуальной идентификации, является ли использование социальных карт правом или обязанностью их владельца и т.п. Поскольку сегодня любое электронное средство идентификации в соответствии с российским законодательством — это лишь аналог собственноручной подписи гражданина, но не средство идентификации как таковое, на терминологическом и организационном уровне использование социальной карты может быть связано с самыми разными правовыми затруднениями. Еще одна проблема, требующая решения, связана с законодательным регулированием вопросов защиты реквизитов, находящихся как в памяти чипа социальной карты, так и в базах данных ИИС «Социальная карта». Эту проблему нужно решить не только на технологическом уровне, но и на уровне правовом. Одновременно с этим необходимо построить единую систему учета категорий граждан-льготников с обязательным первичным учетом на уровне субъектов Российской Федерации, а также начать прорабатывать законодательство в сфере регулирования межрегионального взаимодействия при предоставлении социальных карт: принципы региональных межбюджетных отношений, правила и принципы информационного взаимодействия. Например, реализация межрегионального взаимодействия при предоставлении социальной помощи и социальных услуг и выполнение согласованных правил регионального взаимодействия может осуществляться через механизм соглашений, подписываемых администрациями взаимодействующих регионов. Для обеспечения единых правил межрегионального взаимодействия в масштабах страны можно использовать механизм совместного подписания администрациями субъектов Российской Федерации документа, имеющего статус декларации, конвенции или соглашения и регламентирующего порядок межрегионального взаимодействия. Сергей Лосев / CNews |