|
|
Информационное обеспечение размещения госзаказовВступивший в действие в начале 2006 года Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регламентирует единые правила проведения закупок для всех госзаказчиков страны. Ключевым моментом ФЗ-94 является интенсивное использование информационных технологий, для обеспечения требований открытости информации об использовании бюджетов и оптимизации процедур выполнения госзаказа торговая активность переносится на интернет-площадки, расположенные на официальных сайтах. Первый год работы системы электронного размещения госзаказа продемонстрировал повышение эффективности государственных закупок и выявил новые барьеры, которые еще предстоит преодолеть. Эволюция продолжается. 1-го января 2006 года вступил в действие новый закон о государственных закупках (Федеральный Закон №94), который в компетентных кругах считается революционным. И это не случайно, так как закон касается одной из самых больших проблем государства — эффективного расходования бюджетных средств. E-госзакупки — цели и методы Предпосылками для изменения законодательства в области закупок для государственных и муниципальных нужд явились разрозненность процедур и отсутствие прозрачности в деятельности заказчиков и исполнителей, существовавшие в сфере госзаказа. Основная цель проводимых нововведений — упорядочение всех операций по размещению государственного заказа и дальнейшая их автоматизация. Обновленное законодательство регламентирует единые правила и процедуры закупок для получателей бюджетных средств на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Другая причина для подобных изменений обусловлена принципами формирующегося информационного общества, которые требуют иного подхода к информации, в особенности информации о расходовании бюджетных средств — она должна быть максимально открытой и публично доступной. Для достижения таких целей новый закон предполагает интенсивное использование современной технологической инфраструктуры и информационных систем. Предусматривается, что все процедуры по закупкам должны производиться в электронной системе управления закупками и поставками, а все документы, участвующие в процессах государственных закупок — извещения о размещении заказа, конкурсная документация, протоколы вскрытия и оценки конкурсных заявок — обязательно размещаться на официальных сайтах в сети интернет, доступ к которым должно иметь каждое заинтересованное лицо (за исключением заказов, содержащих государственную тайну). Таким образом, официальные информационные ресурсы в свете ФЗ-94 играют роль электронных торговых площадок, на которых встречаются госсзаказчик и исполнитель. Преимущества переноса торговой активности на интернет-основу существенны — это сокращение временных затрат на документооборот, максимальная прозрачность операций, создание единой конкурентной среды для всех исполнителей, независимо от их местонахождения (а ими, согласно букве закона, могут быть юридические и физические лица, в том числе и зарубежные). Информационная система е-госзакупок Созданная на сегодняшний момент система официальных порталов по информационному обеспечению госзакупок включает в себя головной всероссийский сайт по госзакупкам (zakupki.gov.ru), на котором располагаются ссылки на 86 сайтов субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, ссылаются на сайты отдельных муниципальных образований. В основе каждого такого портала лежит система приема, хранения и предоставления данных, с которой взаимодействуют информационные модули, отвечающие за анализ, планирование объемов закупок, размещение, информационно-маркетинговое обеспечение госзакупок, и контролирующие средства. Автоматизированная система госзакупок Взаимодействующими сторонами при проведении торгов по госзакупкам являются заказчики, которых представляют бюджетные организации, поставщики — участники закупок и организатор торгов, обеспечивающий техническую сторону, а также органы контроля и координации. Сторона заказчика обеспечивает сбор заявок и формирование заказов на закупку, а также отвечает за заключение контрактов с участниками-победителями торгов. Поставщики товаров и услуг должны разместить свои заявки и предоставить необходимую регистрационную информацию согласно виду проводимых для данного заказа торгов (открытый или закрытый конкурс, запрос котировок, аукцион). Организатор торгов отвечает за регистрацию заявок участников, публикацию извещений, обеспечивает заседание закупочных комиссий, формирование протоколов закупок и отбор поставщиков-победителей. Схема взаимодействия между участниками госзакупок Важным моментом является то, что необходимые сведения, которые должен представить каждый заказчик на официальном сайте, включают в себя не только предварительную информацию — о способе размещения заказа, о результатах конкурса и заключении контракта — а еще и сведения об исполнении данного контракта. Для этого Министерство экономического развития и торговли, выполняющее функцию контролирующего органа, ведет систему реестров контрактов, которые доступны на официальных сайтах. Такие реестры позволяют производить поиск контрактов по различным критериям (контрагент, статус, дата) и получать детальные сведения о выполнении конкретного контракта или группы контрактов. Для защиты интересов заказчика предусматривается ведение других реестров, например, — недобросовестных поставщиков. В такие «черные списки» должны вноситься поставщики, которые не заключили контракт после проведения конкурса либо не выполнили сам контракт, и, следовательно, работать с которыми в дальнейшем не имеет смысла. Реестры недобросовестных поставщиков также должены размещаться на официальных сайтах и находиться в открытом доступе. На Федеральном сайте е-госзакупок для этого предусмотрено место, однако программное обеспечение и данные для внесения пока не готовы. В тоже время некоторые субъекты, как, например, Ростовская область (www.torgi.donland.ru), уже начали вести такие реестры. Первые результаты Итоги первого года работы электронной системы обеспечения государственных закупок говорят о ее жизнеспособности и эффективности. В тоже время эти данные позволили выявить существенные недоработки как в самом законе о госзакупках, так и в механизмах его исполнения, свидетельствующие о необходимости дальнейшего развития нормативной, правовой и технической базы в сфере размещения и исполнения государственных и муниципальных заказов. Позитивное влияние ФЗ-94 на эффективность и прозрачность использования государственных и муниципальных средств отмечает стат-секретарь — заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрей Шаронов. По его словам, число открытых конкурсов в 2006 году возросло на 57 % по сравнению с 2005 годом, а количество закрытых снизилось на 21%. При этом доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком, в том же 2006 году снизилась в 3,7 раза по сравнению с предыдущим годом. Доля стоимости контрактов, заключенных по результатам проведения конкурсов, составила 68% от общей стоимости размещенных заказов. Более 107 млрд. руб. — такую цифру составила экономия бюджетных средств в 2006 году в результате применения новых процедур государственных закупок. Одновременно постоянно растет и сам объем госзакупок. По оценкам специалистов, в 2007 году на закупки для федеральных и региональных нужд будет потрачено 2,4 трлн. руб., а с учетом доли муниципальных бюджетов — около 3 трлн. руб. Положительным индикатором внедрения системы е-госзакупок может служить объем информации, публикуемой на официальных сайтах, неуклонно возрастающий с момента начала ввода системы в действие. Как отмечает начальник отдела госзакупок Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ МЭРТ Лариса Некрасова, только за 2-й квартал 2006 года на Федеральном портале было опубликовано около 61 тыс. извещений, что в 4 раза больше, чем в 1-м квартале. Хуже обстоят дела с публикацией информации об уже выполненных контрактах. Например, за тот же 2-й квартал на уровне Федерации можно найти данные лишь о 13 тыс. выполненных контрактах, что свидетельствует о пока еще слабой готовности государственного заказчика предоставлять такие сведения. В 2006 году велась активная законотворческая деятельность, связанная с федеральным законом о государственных закупках, особенно в части выпуска подзаконных актов. В течение года было выпущено 13 таких актов. Новые поправки к закону разрабатывались на базе реальной практики применения нового закона и рекомендаций от основных его «потребителей» — госсзаказчиков и поставщиков. Они направлены как на ослабление жесткости некоторых сроков и норм, которые в ряде случаев оказались неоправданными, так и на проработку правовых «белых пятен», обнаруженных в отдельных вопросах. В частности, в результате поправок в 2 раза были увеличены максимальные суммы заказов, проводимых через электронные аукционы и путем запроса ценовых котировок, уточнены процедуры, касающиеся единого поставщика, ослаблены ограничения для малого предпринимательства. Однако законодательная база еще недостаточно прочна для постановки процедур госзаказа целиком на «электронные рельсы». Серьезным препятствием является отсутствие закондательно утвержденного статуса электронного документа, что не позволяет внедрить полностью «безбумажные» процедуры обработки госзаказа, отводя информационным системам лишь отчетно-информирующую роль. Пока также до конца не ясны вопросы верификации электронных цифровых подписей, необходимых для подтверждения подлинности электронных документов, особенно при взаимодействии с зарубежными контрагентами. В числе других проблем на пути внедрения е-госзакупок — низкая в ряде случаев информационно-техническая оснащенность органов местного самоуправления и недостаток квалифицированных кадров. Но так или иначе, эволюционный процесс внедрения е-госзакупок продолжается, и в планах на текущий год, как у законодателей, так и у исполнителей и технических специалистов еще много работы. Андрей Ралько / CNews |