|
|
Российский рынок государственных закупок набирает оборотыПрошедший 2006 год можно по праву назвать переломным для развития системы размещения государственных заказов в России. Выразилось это не только в количественном росте этого сектора российской экономики, но и в его качественном изменении. 21 июля 2005 года был принят Федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который придал мощный импульс развитию российского института государственных закупок. Прежде всего, закон определил основные правила игры для игроков рынка в сфере госзакупок. Это позволило перейти к практике массового проведения конкурсов и торгов. Итоги года В 2006 году, как рассказал на форуме-выставке «Госзаказ-2007» заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов, на уровне Федерального центра и субъектов Российской Федерации было проведено более 258 тыс. открытых конкурсов на размещение государственного заказа, что на 57% больше, чем в 2005 году. Всего в период с 2003 года количество ежегодно проводимых открытых конкурсов на размещение госзаказа увеличилось более чем в четыре раза. Количество открытых конкурсов на размещение заказов для государственных нужд При этом общий объем закупок для государственных нужд также вырос на 57% и составил более 1713 млрд. рублей. Объем закупок для государственных нужд (млрд руб) В 2006 году неуклонно сокращалось количество закрытых конкурсов, что говорит о том, что процедура размещения государственного заказа стала более прозрачной и открытой. Как неоднократно отмечалось на выставке «Госзаказ-2007», в настоящее время закрытые конкурсы проводятся лишь в исключительных случаях, в первую очередь, в случаях, диктуемых соображениями национальной безопасности. В частности, в прошлом году в России было проведено чуть более 2,5 тыс. закрытых конкурсов, что почти на 700 меньше, чем годом ранее. Что касается Федерального центра, то по итогам 2006 года количество закрытых конкурсов, организованных Правительством Москвы практически свелось к нулю — их было проведено всего четыре. Количество закрытых конкурсов на размещение заказов для государственных нужд Открытость процедур размещения государственных заказов приподнесла российской экономике «бонус» в виде экономии бюджетных средств за счет снижения первоначальной цены контрактов. Например, в прошлом году такая экономия в целом по России составила более 107 млрд. рублей или 6,3% от первоначальной цены контрактов. Для сравнения: в 2004 году при размещении государственных заказов Правительству удалось сэкономить лишь 31 млрд. рублей (около 4% от стартовой цены). Экономия бюджетных средств при размещении государственных заказов Более двух третей государственных контрактов в 2006 году заключалась по итогам конкурсов, еще четверть — у единственного источника. Доля аукционов в прошлом году была еще достаточно мала и составляла около 1% от общей стоимости государственных контрактов. Однако есть все основания полагать, что в ближайшие годы этот показатель может значительно вырасти, поскольку, как неоднократно отмечалось на «Госзаказе-2007», государство взяло курс на развитие аукционов, в том числе и проводимых в электронной форме. По прогнозу Минэкономразвития, в 2007 году объем закупок для государственных нужд возрастет до 2410 млрд. рублей. Таким образом, в период с 2000 по 2007 год, суммарный объем государственных контрактов возрастет более чем в десять раз. С момента принятия Федерального закона №94-ФЗ в 2005 году органами исполнительной власти было издано несколько подзаконных актов, в том числе более десяти Постановлений и Распоряжений Правительства Российской Федерации. В соответствии с требованиями Закона, в течение концу 2006 года было создано 87 официальных сайтов субъектов Российской Федерации, а также 928 официальных сайтов муниципальных образований для публикации информации о размещении государственных заказов. Планы по совершенствованию закона За время, прошедшее с момента принятия Закона, был накоплен достаточно большой опыт его применения. Вместе с тем, назрела необходимость внесения в закон некоторых поправок. С этой целью при участии Минэкономразвития был разработан законопроект о внесении изменений в 94-й Федеральный закон. В предлагаемых поправках уточняются основные понятия закона и упрощаются процедуры размещения государственных заказов. Кроме того, в поправках предлагаются изменения, касающиеся вопросов информационного обеспечения процедуры размещения заказов с целью сокращения объема обязательных публикуемых сведений. На ближайшее время также запланирована работа над поправками в Закон, касающимися совершенствования регулирования процедур проведения аукционов в электронном виде, проведения творческих конкурсов в сфере культуры и искусства, а также заключения долгосрочных государственных контрактов. Леонид Кузьмин / CNews |