|
|
Мультисервисные сети органов государственной властиИнтеграция ведомственных информационных ресурсов в единую мультисервисную сеть позволит не только значительно повысить уровень комфортности получения госуслуг потребителями и оптимизировать информационный обмен между различными государственными инстанциями, но и эффективно контролировать стоимость содержания ИТ-инфраструктуры. Необходимость организации мультисервисных сетей Реализация Федеральных целевых программ и административной реформы значительно ускорила темпы информатизации ведомств, обусловила создание информационных ресурсов и расширение спектра каналов телекоммуникации с аудиторией получателей государственных услуг. К сожалению, несмотря на предпринимаемые попытки приведения информационной инфраструктуры к единому стандарту, различия до сих пор весьма ощутимы. Большинство ведомств сегодня обладают информационными системами, унаследованными от эпохи «первичной информатизации» ведомств, когда информационные системы создавались индивидуально «под потребности» конкретного ведомства и не учитывали практику и стандарты информационного обеспечения других ведомств, что в большинстве случаев привело к невозможности интеграции информационных систем в единую сеть. Для исправления данной ситуации потребуются значительные инвестиции, причем, как финансовые, так и временные. Но, несмотря на все указанные трудности, создание единых межведомственных сетей — процесс неизбежный, основной предпосылкой которого является упорядочение информационного обмена между государственными инстанциями, повышение прозрачности административно-деловых процессов и повышение контроля за осуществлением государственных проектов. Отсутствие данных мероприятий неизбежно означает замедление, а то и полную остановку процесса построения «электронного государства». Создание межведомственных мультисервисных сетей, таким образом, является базисом для успешной реализации ряда государственных программ в сфере информатизации. Предпосылкой интеграции ресурсов ведомств в единую сеть является и необходимость создания для потребителя комфортных условий получения государственных услуг, причем, не отдельных видов, а по возможности, комплексных, включающих в себя весь спектр — получение различных справок, информационной, правовой, справочной поддержки на порталах органов государственной власти, доступность чиновников для регламентированного общения по электронным каналам связи, раскрытия информации о деятельности ведомств и ее итогах. Важный аспект создания мультисервисных сетей обусловлен необходимостью управления стоимостью ИТ-инфраструктуры ведомств. Если в эпоху первичной информатизации госорганов создание ИТ-инфраструктуры финансировалось по остаточному принципу, то с увеличением доходов бюджета и принятием целевых (в том числе ведомственных целевых) программ произошла смена приоритетов — важным сегодня является не просто создание информационного обеспечения, оптимально отвечающего потребностям ведомств, но и соответствующего утвержденным государственным стандартам, что позволяет интегрировать информационные ресурсы отдельных ведомств в единую сеть. Основными задачами в этой области являются оптимизация стоимости содержания межведомственных информационных сетей, обеспечение безопасности передачи и хранения данных, обеспечение выделенного доступа к конфиденциальной и секретной информации. Важными представляются оптимизация стоимости владения такими сетями для государственной казны, контроль инвестиционных затрат, а также контроль динамики затрат во времени, т.е. планирование финансовых потоков. Так, по подсчетам компании Huawei, обнародованным на конференции «Современные технологии государственного управления e-Government» в 2006 году, окупаемость инвестиционных затрат на создание мультисервисных сетей госорганов составляет всего 2-4 года. Этапы построения мультисервисных сетей ФЦП «Электронная Россия» предусматривает несколько этапов создания государственных мультисервисных сетей. На первом этапе необходимым является создание автоматизированных реестров административно-деловых процессов, протекающих внутри ведомств, что позволит в дальнейшем избежать дублирования функций ведомств и оптимально распределить затраты на создание и поддержку информационных ресурсов. Дальнейшим шагом должно стать четкое определение перечня и правового режима построения, ведения, обеспечения доступа и мер защиты государственных информационных ресурсов и органов, ответственных за тот или иной ресурс. ФЦП «Электронная Россия» предусматривает создание нормативных правовых актов, направленных на закрепление за органами государственной власти обязанностей вести и предоставлять другим ведомствам и гражданам конкретные информационные ресурсы, в т.ч. и автоматизированные, что связано с обеспечением функций государственного управления. Вопросы доступа к муниципальным и федеральным информационным ресурсам в части, не урегулированной законодательством, должны решаться путем заключения двух- или многосторонних договоров об информационном обмене. Реализация услуг органами власти с использованием доверенной третьей стороны Следующим шагом является непосредственно создание межведомственных сетей путем интеграции существующих ведомственных средств и систем муниципального, областного и федерального подчинения в соответствии со стандартами взаимодействия открытых систем. Для этого необходимо соответствие стандартов организации межведомственных сетей, используемых протоколов передачи информации и представленных сервисов требованиям государственной системы управления и передачи данных. Для решения проблемы интеграции ресурсов, технических и технологических проблем, вопросов распределения ответственности предполагается создание государственной технологической организации, выполняющей функции ИТ-консалтинга. Необходимые ограничения Следует отметить, что создание мультисервисных сетей госорганов не предполагает тотального объединения информационных систем ведомств, поскольку эффективное администрирование ресурсов в данном случае становится попросту невозможным. Именно поэтому предполагается объединить ведомственные системы лишь на уровне отдельных сфер, куда могут быть отнесены проектные работы, внешние коммуникации с потребителями госуслуг, создание единого межведомственного документооборота, ведение общих информационных ресурсов, а также управление общей ИТ инфраструктурой. Новая редакция ФЦП «Электронная Россия» предусматривает внедрение современных технологий управления информационной инфраструктурой ведомств для повышения эффективности ИТ-служб госорганов. Для оптимизации стоимости управления мультисервисными сетями весьма выгодной могла бы быть комбинация собственных усилий ИТ-подразделений с привлечением сторонних организаций на условиях аутсорсинга. Как уже указывалось ранее, создание единых интегрированных сетей, особенно налаживание межведомственного информационного обмена, предполагает унификацию ведомственных программно-технологических решений. В качестве первоочередных направлений работ в данной области называются автоматизация делопроизводства, документооборота и последующего архивного хранения информации в органах государственной власти. Необходимым является также и интеграция систем электронного документооборота ведомств с портальными решениями, что позволит размещать на порталах ведомств наиболее актуальную информацию в автоматическом режиме. Естественной предпосылкой создания межведомственных мультисервисных сетей является их согласованность с мировым и отечественным опытом внедрения технологий «электронного правительства», принятыми стандартами в области информационного обмена и передачи данных. Примером создания таких сетей является проект по реализации Единой мультисервисной телекоммуникационной сети органов государственной власти (ЕМТС ОГВ) Санкт-Петербурга. Юлия Граванова / CNews |