|
|
Системы проведения е-госзакупокСогласно закону о госзакупках, размещение заказа на поставку товаров и услуг и выполнение работ для государственных и муниципальных нужд может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, либо без проведения торгов — путем запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) или на товарных биржах. В каждом случае решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом, но предпочтение согласно букве закона должно отдаваться размещению путем проведения торгов, за исключением случаев, специально предусмотренных 94-ФЗ. Способы размещения заказа По данным Министерства экономического развития и торговли РФ в 2006 году 68% государственных контрактов было заключено путем проведения конкурсов, 24% госструктур воспользовались услугами единственного источника, 3% прибегли к запросу котировок, а 1% разместили заказ на аукционе. Около 2% всех заключенных в 2006 году контрактов составили закупки на сумму менее 60 тыс руб. Структура стоимости заключенных контрактов по итогам размещения заказов для государственных нужд в 2006 году
Открытые и закрытые конкурсы Открытый конкурс предполагается 94-м Федеральным Законом как основной способ закупок, пригодный для крупномасштабных закупок товаров, работ и услуг на конкурентных рынках. Но в то же время это один из самых сложных способов проведения закупки. Его организация сопряжена с разработкой заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией довольно объемной конкурсной документации, где организатор конкурса должен составить достаточно подробные и однозначные технические спецификации и определить основные условия контракта до проведения закупки. Извещение о проведении открытого конкурса публикуется государственным или муниципальным заказчиком в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте. При этом заказчик не ограничивается в праве размещения извещений в любых других средствах массовой информации, в том числе и электронных (в дополнение к обязательным, указанным выше, но не вместо них). Любой потенциальный исполнитель, который в терминах 94-ФЗ называется участником размещения заказа, может в письменной форме направить заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации, и сторона заказчика обязана предоставить эти разъяснения в двухдневный срок. Такие запросы и разъяснения могут быть целиком выполнены в форме электронного документа. Они также подлежат публикации на соответствующем официальном сайте, но без указания автора запроса. Участники размещения заказа для участия в конкурсе подают заявки по форме, установленной конкурсной документацией. Заявка может быть подана как в запечатанном конверте, так и в форме электронного документа, причем одним участником в отношении каждого предмета конкурса (лота) может быть подана только одна заявка. Оценка поданных заявок и определение победителя осуществляется конкурсной комиссией, за формирование которой ответственна сторона заказчика. Публично в день, во время и в месте, назначенным в извещении, производится вскрытие конвертов и (что эквивалентно) предоставление доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Процедура вскрытия конвертов и открытия доступа к электронным заявкам сопровождается ведением протокола, который подписывается членами конкурсной комиссии и размещается на официальном сайте. После вскрытия конвертов конкурсная комиссия рассматривает поданные заявки с точки зрения соответствия конкурсной документации и производит их оценку на предмет определения лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями, которые установлены конкурсной документацией (цена контракта, функциональные и качественные характеристики товара, расходы, сроки и т.д.). С победителем, предложившим лучшие условия, заказчик обязан заключить государственный или муниципальный контракт. При рассмотрении заявок, как и при вскрытии конвертов с заявками, также ведется протокол (оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе), подлежащий дальнейшему опубликованию в официальном издании и на официальном сайте. Закрытые конкурсы, в отличие от открытых, согласно 94-ФЗ допускаются лишь в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. Закрытый конкурс проводится только по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти. Процедура размещения госзаказа по закрытому конкурсу в целом аналогична открытому за исключением того, что к участию в закрытом конкурсе допускается ограниченный круг поставщиков, а никакая конкурсная и иная другая сопровождающая информация не подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети интернет. Аукционы Под аукционом на право заключения государственного или муниципального контракта в терминах 94-ФЗ понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Сферой применения аукционов являются закупки стандартных товаров и услуг, имеющихся в наличии у поставщиков. Их перечень устанавливаются правительством Российской Федерации. По сравнению с конкурсом, аукцион представляют собой более простую и короткую за счет сокращения времени на оценку предложений процедуру. Аукционы, также как и конкурсы, могут быть открытыми или закрытыми. Так же как и при проведении конкурса, заказчиком или уполномоченным лицом публикуется и размещается на официальном сайте извещение о проведении открытого аукциона, в котором помимо прочего указывается место, порядок, дата и время проведения аукциона, а также величина понижения начальной цены контракта («шаг аукциона»). Кроме того, стороной заказчика разрабатывается и публикуется документация об аукционе, содержащая все требования к качеству, характеристикам и иным показателям, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг потребностям заказчика. Как и при организации конкурса, определяется также и состав комиссии, которая в этом случае называется аукционной. Затем начинается подача поставщиками заявок на участие в аукционе. Поданные заявки проходят процедуру допуска к участию по критериям соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, и требованиям к участникам аукциона. Результаты рассмотрения заявок фиксируются в протоколе, который размещается на официальном сайте. Допущенные комиссией участники приглашаются к аукциону, который проходит в указанное в документации об аукционе время в назначенном месте (если не планировалось проведение аукциона в электронной форме). Аукцион проводится путем снижения начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона», который устанавливается в размере пяти процентов начальной цены контракта, но может быть снижен заказчиком в процессе торгов. Победителем аукциона считается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. При проведении аукциона заказчиком ведется протокол аукциона, который после подписания заказчиком и комиссией подлежит опубликованию в официальном изданию и размещению на официальном сайте. Если закупка осуществляется путем закрытого аукциона, на нее накладываются те же самые ограничения, что и на закрытый конкурс. Электронный аукцион Можно заметить, что, при проведении закупки способами открытого конкурса и открытого аукциона почти все сопровождающая процедуры документация ведется в бумажном виде, хотя и подлежит обязательной публикации на официальных интернет-ресурсах для выполнения требований открытости и прозрачности. В отличие от вышеперечисленных способов размещения заказа электронный аукцион наиболее приближен к сути е-госзакупок. При проведении аукциона в электронной форме информационные системы используются не просто для оперативного размещения информации, а предоставляют электронные площадки, на которых происходят сами торги. Электронный аукцион является весьма эффективным способом размещения заказа. По данным института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ, использование процедуры размещения государственного заказа способом открытого аукциона в электронной форме позволяет достичь эффективности от 11% до 16% начальной цены контракта. Однако при проведении аукционов в электронной форме законодательно установлено ограничение на максимальную первоначальную стоимость контракта, равное 500 тыс руб. В извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме помимо прочих сведений указываются также сайт в сети интернет, на котором будет проводиться такой аукцион, дата и время начала регистрации участников аукциона на этом сайте, порядок регистрации на таком сайте, дата и время начала проведения аукциона1. Информационные системы и сайты, обеспечивающие проведение открытых аукционов в электронной форме, могут предоставляться сторонними операторами торгов, важно только, чтобы они соответствовали единым требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, устанавливаемым правительством РФ. Заказчиком должна обеспечиваться надежность программного обеспечения, используемого для проведения открытого аукциона в электронной форме, и равный, а также бесплатный доступ поставщиков к участию в аукционе. Процедура подготовки электронного аукциона проще обычного — она не предусматривает разработку документации об аукционе и установку фиксированного «шага аукциона». Для участия в электронном аукционе участнику необходимо зарегистрироваться на сайте проведения торгов в порядке, указанном в извещении. С даты и времени начала проведения аукциона на сайте в сети интернет должны быть указаны предмет и условия контракта, начальная цена контракта, порядок регистрации участников открытого аукциона, и отображаться в режиме реального времени последнее и предпоследнее предложения о цене контракта и время поступления указанных предложений С этого момента зарегистрированные участники могут подавать в электронной форме предложения о цене контракта. Аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети интернет последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта. Информация об окончании торгов появляется на сайте незамедлительно2. По результатам аукциона в электронной форме также составляется протокол, который подписывается заказчиком или его уполномоченным лицом и публикуется в официальном издании и на официальном сайте. Несмотря на то, что электронный аукцион является эффективным способом размещения заказа, в то же время с ним связано наибольшее количество организационных проблем, связанных с особенностями в законодательстве. В частности, специалисты в общем случае находят не вполне корректным возложение ответственности за надежность программного обеспечения и равный доступ участников к системе торгов на заказчика закупки, существует неопределенность понятия «реального времени» при использовании сети интернет, существуют элементы «бумажного документооборота» при передаче протокола и проекта контракта победителю аукциона. Размещение госзаказа без проведения торгов Кроме конкурса и аукциона, 94-ФЗ предусматриваются процедуры размещения заказа без проведения торгов: путем запроса котировок, размещение заказа у единственного поставщика и на товарных биржах. Размещение путем запроса котировок Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта3. Законом ограничивается максимальная цена контракта при проведении закупки путем запроса котировок — 250 тыс руб. Областью применения этого способа являются небольшие по объемам закупки стандартных товаров, имеющихся в наличии у поставщиков, а его преимуществами — простота процедуры и минимальные временные затраты. К недостаткам относится существенное ограничение конкуренции. Порядок проведения запроса котировок регламентирует размещение заказчиком на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, в котором указываются максимальная цена контракта, определяемая заказчиком, требования к характеристикам и количеству поставляемых работ, объему выполняемых работ, срокам поставки и оплаты и т.д. Оговаривается также форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа. Одновременно с размещением извещения заказчик вправе направить запрос поставщикам товаров и услуг напрямую в любой форме, в том числе и в виде электронного сообщения. Любой участник-поставщик вправе в срок, указанный в извещении, подать в письменной или электронной форме одну котировочную заявку, изменения в которую в дальнейшем не вносятся. Котировочные заявки рассматриваются и оцениваются членами котировочной комиссии. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок, также как в процедурах конкурса и аукциона, оформляются протоколом, публикуются в официальном издании и помещаются на официальный сайт. Размещение у единственного поставщика, на товарных биржах Кроме размещения заказа путем запроса котировок заказы без проведения торгов могут быть размещены у единственного поставщика и на товарных биржах. Процедура размещения заказа у единственного поставщика предусмотрена в основном для случаев, когда закупаемые товары или услуги относятся к сфере деятельности естественных или искусственных монополий, либо производятся срочные закупки при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Это самый быстрый и не предполагающий никакой конкуренции способ размещения. На товарных биржах могут быть размещены крупные заказы для государственных и муниципальных нужд на суммы более 5 млн. руб. Информация о контрактах, размещенных этими способами, наряду с прочими контрактами вносится в реестры государственных и муниципальных контрактов, заключенных по итогам выполнения заказов. 1 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст.41 ч.2 2 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст.41 ч.8 3 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст.41 ч.1 Андрей Ралько / CNews |