|
|
Cоциально-платежная карта «Югра»Проект внедрения cоциально-платежной карты "Югра" (СПК «Югра») реализуется в соответствии с распоряжением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Александра Филипенко о создании системы электронного учета населения округа в условиях реформы социальной сферы и монетизации льгот. Генеральным заказчиком проекта по созданию СПК «Югра» является Департамент труда и социальной защиты населения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Основные задачи проекта Реализуемое решение и архитектура системыОсновные подсистемы Особенности проекта Основные задачи проекта Основными целями и задачами проекта являются:
Реализуемое решение и архитектура системы Технология многофункциональных электронных карт позволяет использовать социальную карту как банковскую при расчетах за услуги ЖКХ, за льготный проезд на городском и пригородном транспорте, за лекарства и медицинские услуги с учетом прав на социальную помощь, а также как идентификационную карту — для подтверждения прав держателя карты на получение социальной помощи. Технология позволяет одновременно работать и с федеральными, и с региональными льготами, вводить любые изменения и дополнения к данным, имеющимся на карте, и при этом должна достаточно просто адаптироваться к изменениям нормативной и правовой базы в области социальной поддержки населения. Получение персональных данных о фактически предоставленной социальной помощи при использовании социальных карт должно обеспечить в перспективе более точное планирование и эффективное расходование бюджетных средств. Проект СПК «Югра» это:
Основные подсистемы На организационно-функциональной схеме архитектуры системы СПК «Югра» можно выделить несколько основных логических блоков: Единый социальный регистр (ЕСР). Это государственный ресурс ХМАО, обеспечивающий информационное обеспечение обслуживания субъектов системы СПК «ЮГРА» при оказании банковских услуг расчетно-кассового обслуживания, предоставления и учета адресных целевых мер социальной поддержки населения. ЕСР представляет собой программно-технический комплекс, обеспечивающий формирование и управление базой данных единого социального регистра населения, обработку заявлений на выпуск и обращение СПК «Югра», а также предназначенный для межведомственного обмена и организации взаимодействия между частями системы «Социально-платежная карта «Югра». Формирование и ведение ЕСР осуществляется государственным учреждением «Югорский социальный регистр», уполномоченным Администрацией региона на его ведение, в том числе на эксплуатацию программно-технического комплекса АС ЕСР. Сеть информационных киосков. Обеспечивает информационное обслуживание граждан — держателей СПК. Цели, достигаемые процессом информирования граждан, посредством информационного киоска:
Подсистема нефинансового процессинга. Обеспечивает аутентификацию (идентификацию) гражданина-держателя СПК «Югра», осуществляет авторизацию запросов на выполнение социальных транзакций, регистрацию осуществленных социальных транзакций. Подсистема нефинансового процессинга получает от ЕСР данные о держателях социальных карт, ведет базу данных о предоставленных с помощью СПК «Югра» мерах социальной поддержки, получая от организаций-акцептантов данные по транзакциям обслуживания социально-платежных карт, агрегируя ее как в разрезе акцептантов, так и в разрезе льготников. Информационно-справочная подсистема (ИСП). Представляет собой внешний интерфейс Единого социального регистра, реализуется с помощью портальных технологий, обеспечивая отображение следующих данных для сети информационных киосков:
Подсистема «Центр обработки вызовов». Призвана осуществлять процесс приема, обработки телефонных вызовов от пользователей — владельцев СПК «Югра» с участием оператора или автоматически по заданным алгоритмам и структурированному дереву речевого меню с использованием голосовых подсказок. Подключение происходит автоматически к оператору для обслуживания пользователя и предоставления ему запрошенной услуги по заданным алгоритмам. Подсистема межведомственного обмена (ПМО). Предназначена для организации межведомственного взаимодействия на основе электронных административных регламентов (ЭАР) для СПК «Югра». Для организации межведомственного взаимодействия на основе ЭАР используется реестр ИПД, создаваемый на основе ЕСР. ПМО создается как территориально распределенная информационная система, функционирующая на региональном и муниципальном уровнях, и строится на основе действующих государственных нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование и взаимодействие различных ведомств и организаций, в том числе при межрегиональном взаимодействии региональных систем социальных карт. Центры взаимодействия. Данный блок служит для обозначения территориально-распределенной организационной структуры, обеспечивающей взаимодействие с гражданами и формирование информационных ресурсов Системы. Подсистема защиты информации (ПЗИ). Предназначена для организации в системе СПК «Югра» антивирусной защиты, защиты от несанкционированного доступа, защиты сетевого взаимодействия, защиты прикладных подсистем, обеспечения юридически значимого документооборота, инженерно-технической защиты информации. Подсистема Центр обработки данных (ЦОД). Центр обработки данных находится в ведении организации, уполномоченной на ведение Единого социального регистра — ГУ «Югорский социальный регистр», который должен осуществлять:
Особенности проекта «СПК Югра» — крупнейший в России региональный ИКТ-проект. Такой масштаб — логичное следствие основной особенности проекта, его принципиальной ориентации на повышение качества услуг для граждан округа. В рамках проекта поставлена задача создания государственной услуги нового качества, автоматически и гарантированно предоставляемой при предъявлении Социально-платежной карты. Решение этой задачи потребовало параллельной работы по модернизации организационной структуры органов государственной власти округа, созданию технологической инфраструктуры, актуализации нормативной базы, отработке взаимодействия с федеральными структурами, представленными в регионе — и еще над множеством взаимосвязанных задач. Комплексность задачи, глубина воздействия проекта на работу органов власти округа, уровень внимания и контроля проекта со стороны руководства региона и как результат — объем перемен, которые проект вносит во взаимодействии граждан с органами власти, делают проект уникальным по масштабу и социальной ориентированности. |