|
|
Борис Лавров: Необходима программа тотальной компьютеризации и информатизации всех государственных учрежденийФедеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) — один из самых молодых органов государственной власти России. О том, как проходила информатизация ведомства, каким образом в этом процессе учитывался опыт других госструктур и о планах на будущее в интервью CNews рассказал начальник информационно-аналитического управления ФСВТС РФ Борис Лавров. CNews: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) была организована в августе 2004 года с целью осуществления контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества. Каков был уровень автоматизации ведомства на тот момент? Борис Лавров: Давайте сначала обратимся к истории создания ФСВТС России. В конце 90-х, в условиях, когда стало очевидным, что без решительного реформирования cистемы военно-технического сотрудничества Россия не сможет эффективно работать на мировом рынке вооружений, Госдума приняла Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами», которым законодательно закреплялись правила работы в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Для обеспечения контроля за работой в данной области указом президента Российской Федерации от 1 декабря 2000 г. № 1053 «Вопросы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами» был создан Комитет по военно-техническому сотрудничеству (КВТС России), преобразованный в дальнейшем в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) — по указу президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1083. С момента своего создания в виде КВТС, России преобразованного в дальнейшем в ФСВТС России, наша организация является головным федеральным органом исполнительной власти, которая в пределах своей компетенции осуществляет реализацию решений президента Российской Федерации по вопросам координации и контроля деятельности России в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, а также обеспечивает исполнение положений международных договоров России в области ВТС. На начальном этапе создания службы структурные подразделения были укомплектованы устаревшими моделями компьютеров, которые достались нашему ведомству «по наследству» от Минторга России. В первую очередь они использовались в оперативных подразделениях, ответственных за выдачу лицензий на ввоз/вывоз продукции военного назначения (ПВН), оформление соответствующих решений на поставку этой продукции, ведение базы данных по внешнеторговым ценам и контрактам. На этом этапе вновь образованное информационно-аналитическое подразделение не имело компьютеров. Наблюдался острый дефицит оргтехники. Как показал опыт становления ФСВТС, при проработке вопроса создания новой госструктуры разработчиков совершенно не интересует, как потом будет работать создаваемый орган исполнительной власти. Простые жизненные вопросы, такие как обеспечение новой государственной структуры помещениями, мебелью, вычислительной и оргтехникой остаются вне рамок проработки, т.е. не рассматривается в комплексе выпуск юридических документов и механизм осуществления принимаемого решения. В результате создаваемая новая структура начинает жить по принципу «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Но, возвращаясь к нашему конкретному вопросу, отмечу, что процесс простого укомплектования вычислительной техникой был очень тяжелый. Попутно решалась еще одна задача — прокладка сетей. Ее сложность заключалась в том, что наша служба располагается по зданию очень некомпактно. Это вылилось в итоге в закупку дополнительных метров оптоволокна. В условиях скромного бюджетного финансирования задачи решались медленнее, чем все это можно было сделать. Пожалуй, наиболее быстро удалось решить только задачу обеспечения нашей организации нормативно-правовыми и информационно-справочными системами, без которых сегодня не мыслима работа ни одного госучреждения, ни одной коммерческой структуры. С момента рождения нашей Службы в декабре 2000 года практически «с нуля» началось формирование информационной базы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. ФСВТС России не имела такой роскоши, как, например, ФГУП «Рособоронэкспорт», унаследовавшее колоссальные информационные массивы от «Росвооружения» и «Промэкспорта». Эта работа продолжается и по сей день. К сожалению, она все еще далека от необходимого уровня. CNews: Известно, что существует Концепция военно-технического сотрудничества. Какие основные задачи в области информатизации заложены в ней? Борис Лавров: Что касается упомянутой Вами концепции военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на период до 2010 года, то это документ исключительно политического характера, своего рода стратегия развития ВТС с зарубежными государствами. Вопросы информатизации и автоматизации деятельности — это вопросы внутреннего свойства, связанные с обеспечением деятельности всей системы ВТС и, прежде всего, нашей службы, с повышением ее эффективности. Направления информатизации разрабатывались сотрудниками отдела информационных технологий, исходя из функций каждого подразделения ФСВТС России. В число задач сотрудников нашей организации входит умение работать со средствами обработки информации (сбор, хранение, анализ, подготовка отчетов, статистических данных, аналитических справок, обзоров и т.п.). В связи с этим рабочее место каждого специалиста в необходимой степени должно быть оборудовано вычислительной техникой с возможностью пользования специализированными сетевыми информационными ресурсами. С этого и начался этап автоматизации. Основные задачи включали в себя следующие направления:
За первые два года существования нашего ведомства первостепенные задачи автоматизации и информатизации были выполнены. Результатами явились:
CNews: Как вы оцениваете уровень ИТ-оснащенности ведомства, достигнутый к настоящему времени? Борис Лавров: На данный момент ФСВТС России располагает корпоративной структурированной кабельной системой в виде двух локальных вычислительных сетей. Одна сеть обеспечивает сотрудникам Службы доступ в Интернет и к внутренним информационно-аналитическим системам («Портал ВТС» и «Дипломат»). Другая — предоставляет доступ к справочным системам «Гарант» и «Консультант Плюс», а также обеспечивают работу систем бухучета «1С Бухгалтерия» и делопроизводства «Дело-А». Структурированная кабельная система службы аттестована на соответствие существующим сетевым технологиям Госстандарта России. Ведутся работы по модернизации СКС в части поэтапного перевода на оптоволоконные сегменты. Введено в действие серверное помещение, которое оснащено соответствующим коммутационным оборудованием и 7 серверами. В начале этого года введена в эксплуатацию информационно-поисковая система «Истра», предназначенная для повышения эффективности информационно-аналитической работы и качества подготавливаемых в службе документов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» и в целях повышения эффективности военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на базе нашего сайта был реализован проект создания корпоративного портала. Он включает банки данных сильной и слабой формализации, англоязычную версию, систему резервирования, а также внутреннюю почтовую систему. Относительно регулярно проводятся работы по контентному наполнению интернет-портала Службы. Однако мы считаем, что он требует дальнейшего совершенствования. В целом, по моему убеждению, уровень IT-оснащенности ФСВТС России не соответствует уровню и сложности решаемых службой задач. Он должен быть значительно выше. Простое оснащение каждого рабочего места компьютером — это норма и элементарное требование сегодняшнего дня, но это еще не информатизация. Служба остро нуждается в современных отечественных программных продуктах для повышения уровня информационно-аналитической работы. Такие продукты на российском рынке есть. Они недешевые. Но, если мы хотим идти в ногу со временем, то на них нужно раскошеливаться. Убежден, только внедрение современных IT-технологий способно обеспечить реальное повышение эффективности работы госучреждений, заваленных горами документов. По причине скудного финансирования темпы работы на этом направлении оставляют желать лучшего. Фактически информатизация службы велась за счет текущего финансирования из общих расходных статей по остаточному принципу. На сегодняшний день создана инфраструктура с минимально необходимой степенью автоматизированного информационного обеспечения деятельности Службы. Необходима более серьезная работа в целях повышения эффективности выполнения ФСВТС возложенных на нее функций. Для службы очень важно добиться целевого финансирования на дальнейшую работу по информатизации именно сейчас, поскольку усложняются задачи в сфере ВТС, растут объемы экспорта продукции военного назначения. CNews: В 2004 году в ФСВТС рассматривалась возможность создания Единой федеральной автоматизированной системы информационно-аналитического обеспечения Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, и экономический эффект от ее внедрения оценивался в $20 млн в год. Расскажите о том, как возникла эта идея? Борис Лавров: Идея создания единой автоматизированной системы информационно-аналитического обеспечения возникла в Совете безопасности России. В декабре 2001 года вышло решение Совета безопасности о создании центра и единой автоматизированной системы информационно-аналитического обеспечения. Идея, на мой взгляд, абсолютно правильная, но реализовать ее пока не представляется возможным по ряду причин. Если формировать такой центр и единую автоматизированную систему информационно-аналитического обеспечения, то считаю целесообразным делать это на базе ФСВТС. Выстраивать единый ситуационный центр, куда будет стекаться вся информация по вопросам военно-технического сотрудничества. Желающих стать площадкой такого центра достаточно. Однако информация, касающаяся такой чувствительной сферы как ВТС, должна находиться в руках государственного органа. Исходя из поставленной Совбезом России задачи, в 2003 году были разработаны требования к единой автоматизированной системе информационно-аналитического обеспечения и подготовлено техническое задание. Дальнейшая работа в этом направлении ввиду отсутствия финансирования была приостановлена. Мы стали искать возможность продолжить работу в условиях отсутствия денег. В это время в рамках Министерства обороны выполнялся проект по созданию автоматизированной системы управления развитием вооружения, военной и специальной техники вооруженных сил Российской Федерации под названием «Арбат». Учитывая, что наша система имеет непосредственное отношение к этой области, нас подключили к процессу. В конце прошлого года, по завершении очередного этапа, эксперты Минобороны пришли к выводу, что для продолжения работ в направлении создания этой системы и на базе разработанных рекомендаций требуются дополнительные средства плюс расширение штата ИТ-подразделения службы как минимум до 50 человек. Таких возможностей у ФСВТС России нет, поэтому мы приостановили дальнейшее сотрудничество по этой теме с Министерством обороны. CNews: По-моему, мало кто из госструктур имеет возможность иметь такой штат ИТ-специалистов. В таком случае имеет смысл передавать работы на аутсорсинг. Борис Лавров: Я согласен, конечно, надо привлекать аутсорсинговые компании. Но в этом случае опять возникает проблема финансирования. Известно, что многие учреждения не сильно жалуют Министерство финансов за те сложности, которые возникают при выделении денег. Конечно, получение финансовых средств без нормального обоснования недопустимо. Это совершенно правильный подход. В нашем случае, с обеспечением службы современными ИТ-технологиями, для подготовки обоснования необходимости выделения на эти цели значительных финансовых средств требуется серьезная проработка с применением комплексной математической модели просчета экономического эффекта. Помимо чисто экономических показателей — затрат в области ОПК на сырье, материалы, электроэнергию и т.д. — требуется тщательный анализ баланса сил, влияния поставок российской продукции военного назначения на ситуацию в регионе, куда они планируются, и ряд других параметров. Такого рода задачи должны решаться комплексно. Однако собственными силами выполнить столь непростую работу мы, к сожалению, не можем. Нет у нас, как у некоторых госструктур, своего научно-исследовательского института, который можно было бы привлечь к решению такой сложной задачи. Вместе с тем необходимость автоматизации настолько очевидная вещь, что не требует особых доказательств. В новом столетии окончательно произойдет переход от постиндустриализации к доминированию информационных технологий в развитии общества. И если мы не будем вкладывать сегодня необходимые средства в это, большие средства, так как это дорогостоящие вещи, то безнадежно отстанем от развитых стран, с которыми конкурируем на рынках оружия. CNews: Что должна была представлять собой Единая федеральная автоматизированная система информационно-аналитического обеспечения? Борис Лавров: После выхода ранее упомянутого решения Совета Безопасности России была сформирована межведомственная рабочая группа по вопросу создания Единой федеральной автоматизированной системы информационно-аналитического обеспечения ВТС (ЕФАС ИАО). Одной из основных проблем военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, которая должна решаться с ее помощью, является отсутствие эффективного и оперативного информационно-аналитического обеспечения участников ВТС. Без этого сегодня сложно повысить результативность маркетинговой работы на рынках оружия и обеспечить политическое руководство России надежной и выверенной информацией для принятий решений в сфере военно-технического взаимодействия России с зарубежными государствами. Ключевые задачи ЕФАС ИАО, которые были одобрены на заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросу создания указанной системы, это:
Бывший КВТС России в тесном взаимодействии с ФГУП «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти — ЦИТиС» по взаимной договоренности о перспективах сотрудничества определил основные требования к ЕФАС ИАО ВТС. Был определен порядок ее разработки и ввода в эксплуатацию. По оценкам специалистов в области информационных технологий, на это должно было потребоваться три года и 50-60 млн. рублей (в ценах 2002 года). В 2002 году КВТС России провел научно-исследовательскую работу по разработке концепции и технического задания на ОКР по созданию единой автоматизированной системы участников ВТС. Проблему создания ЕФАС ИАО ВТС предполагалось решить в рамках НИОКР. К сожалению, наши обращения о включении в заявку на бюджетное финансирование такой научно-исследовательской работы было заблокировано в Минпромнауки России и Минфине России. Таким образом, в настоящее время у нас нет единой системы обработки и учета информации, в то время как самой информации сегодня много — она ежедневно поступает в службу во внушительных объемах. Однако в большинстве своем эта информация отличается фрагментарностью, субъективностью, разнонаправленностью. Этакое «лоскутное полотно». Наша задача наладить процесс ее эффективной обработки, систематизации с выходом на подготовку надежных и выверенных информационно-аналитических материалов для политического и военного руководства страны, по которым можно было бы быстро принимать взвешенные решения. Думаю, что проблема такого рода стоит не только перед федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, но и перед другими аналогичными государственными структурами. И, как мне кажется, ее недооценивают и ей недостаточно уделяют внимания. Скажу откровенно, в связи с малочисленностью коллектива и отсутствием современных программных продуктов эффективно решать такого рода задачи в государственных учреждениях крайне сложно. Ведомство с трудом «переваривает» потоки информации. Я уверен, что коэффициент полезного использования информации, хотя его никто не считал, очень невысок. CNews: Создан ли единый каталог продукции военного назначения? Борис Лавров: Задача создания такого каталога крайне важная и актуальная. Однако это весьма непростая задача. Основная ответственность здесь лежит на российском госпосреднике и предприятиях оборонной промышленности, прежде всего на субъектах ВТС. Над созданием единого каталога сейчас активно работает ФГУП «Рособоронэкспорт». Пожалуй, это единственная структура, которая осознает всю остроту этой проблемы и реально продвинулась в работе на этом направлении. Подготовке электронного каталога запчастей большое внимание уделяют также в ФГУП РСК «МИГ» и АХК «Сухой». Ведется работа и другими субъектами ВТС, в том числе в КБП (г.Тула), КБМ (г.Коломна), НПО «Машиностроение» (г.Реутов), в ФГУП «Адмиралтейские верфи» (г.Санкт-Петербург). Вместе с тем объем проделанной работы оставляет желать лучшего. Процесс этот, на мой взгляд, неоправданно затягивается предприятиями оборонной промышленности и, соответственно, негативно сказывается на развитии ВТС России с иностранными государствами. Этим во многом объясняется необходимость создания единого центра каталогизации продукции военного назначения, поставляемой на экспорт. CNews: Какие автоматизированные системы сбора и обработки информации используются в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству? Борис Лавров: К сожалению, у Службы нет собственной автоматизированной системы сбора и обработки информации как, например, в ФГУП «Рособоронэкспорт», в Роспроме, в МИД России, во Внешторгбанке. Убежден, что отсутствие такого рода системы значительно снижает качество подготовки исходящих материалов. Нам необходимы две автоматизированные системы сбора и обработки информации: одна для информации из электронных и печатных СМИ, интернета, а вторая — для информации из органов исполнительной власти и организаций. Пока же мы работаем с системой мониторинга средств массовой информации «Дипломат». Однако эта система отвечает только одной задаче — сбору и пополнению информации, и не решает задачу автоматизированной ее обработки. Для этого нужны специальные программные продукты. Они сегодня есть на отечественном рынке. На мой взгляд, ряд российских компаний в сфере IT-технологий имеют ПО различной степени проработки, которое способно резко повысить эффективность обработки информационных массивов и добиться повышения качества аналитической работы в госучреждениях. В надежде на то, что служба все-таки получит необходимое для этих целей финансирование, мы изучили предложения ряда российских компаний и убедились, что они располагают необходимым нам программным продуктом. Наиболее актуальная проблема для нашего управления — анализ рынков вооружения. Ввиду отсутствия автоматизированной системы обработки поступающей информации, мы в этой работе вынуждены полагаться на специальные тематические журналы и добросовестность экспертов — авторов статей. Наибольшим спросом у наших сотрудников пользуются такие издания, как журнал «Экспорт вооружений», «Рынки вооружений», «Военно-техническое сотрудничество», материалы ТС-ВПК, АРМС-ТАСС, газеты ВПК и НВО. CNews: Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с другими госорганами. Удалось ли вам наладить электронное взаимодействие с ними? Какие задачи и сложности существуют в этой области? Борис Лавров: В плане взаимодействия вы абсолютно правы. У службы очень тесные ежедневные контакты с МИД России, Минобороны России, Федеральным агентством по промышленности, с Минюстом России и рядом других ведомств. Мы отчетливо понимаем всю необходимость и важность перехода на электронное взаимодействие с ними. Однако пока такого взаимодействия нет. Прежде всего, это связано с самой сферой ВТС и особенностью циркулирующей информации. Для получения максимальной отдачи от электронного взаимодействия необходима автоматизация процесса обработки и передачи сведений, ограничение доступа. В этом случае возможно существенно ускорить межведомственное информационное взаимодействие. Это принципиальный вопрос, поскольку при согласовании аспектов развития ВТС с тем или иным государством, поставочных распоряжений большая часть передаваемой информации имеет закрытый характер. До последнего времени критической технологией, с точки зрения организации автоматизированных систем и телекоммуникационных сетей, обрабатывающих и передающих информацию ограниченного доступа, являлось отечественное защищенное системное программное обеспечение. В настоящее время это единственные отечественные программные продукты, позволяющие создавать автоматизированные системы, обрабатывающие информацию с грифом секретности. Существует отечественная защищенная операционная система МС ВС, система управления базами данных Линтер ВС и комплекс программ для работы с текстовыми и табличными документами в среде МС ВС — КП «Офис» 1.0. Использование указанных российских программных продуктов позволило бы решить, прежде всего, такие задачи как:
Однако их практическое применение в сфере ВТС — вопрос на среднесрочную перспективу. CNews: Существует ли Концепция информатизации ФСВТС? Если она принята, то насколько удается ей следовать, и какие направления работы предусмотрены Концепцией? Если «нет», то планируется ли принятие такой Концепции? (И, в этом случае, какие направления работ она будет включать?) Борис Лавров: Концепции информатизации ФСВТС России, как таковой, в виде конкретного документа, нет. Есть понимание и видение развития этого процесса. Мы ежегодно анализируем, что удалось сделать за прошедший период с учетом финансовых возможностей на данном направлении, верстаем планы на очередной и ближайшие годы. По-прежнему продолжаем добиваться выделения финансовых средств на создание единой автоматизированной системы информационно-аналитического обеспечения сферы ВТС. Как я уже отмечал, в конце 2002 года КВТС России провел научно-исследовательскую работу по разработке концепции и технического задания на ОКР по ее созданию. В последующие годы мы безуспешно добивались финансирования необходимых НИР, подавали заявки в Минпромнауки России, являющееся государственным заказчиком бюджетных средств для финансирования НИОКР в интересах федеральных органов исполнительной власти России. Рассчитывали добиться включения КВТС России в общую заявку на открытие бюджетных статей финансирования НИОКР. Но ни разу так и не получили положительного ответа. Решение в виде молчаливого отказа мотивировалось военно-технической тематикой заявленных нами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые якобы должны финансироваться Министерством обороны Российской Федерации. CNews: Используется ли в ФСВТС электронный документооборот, и как вы оцениваете 'глубину проникновения' е-документооборота в деятельность сотрудников ФСВТС? Борис Лавров: В 2001 году бывшим КВТС России было закуплено программное обеспечение «Дело», что позволило организовать систему контроля исполнения документов отдела делопроизводства. В настоящее время в службе эксплуатируется система автоматизации документооборота «Документ-А». Эта система обеспечивает достаточно эффективную работу с входящими и исходящими документами. Однако это не электронный документооборот в прямом понимании. Необходимо совершенствование действующей системы. Надеемся на включение ФСВТС России в 2007 году в реализацию Федеральной целевой программы «Электронная Россия», что позволило бы привлечь дополнительные финансовые средства и приступить к решению, в том числе, и этой задачи. В наших планах, в первую очередь, наладить автоматизированный обмен документами с субъектами военно-технического сотрудничества. Это важно, поскольку ФСВТС играет роль координирующего и регулирующего органа, наделенного надзорно-контрольными функциями. К числу этих организаций относятся госпосредник — ФГУП «Рособоронэкспорт» — и 22 субъекта военно-технического сотрудничества — предприятия оборонно-промышленного комплекса, получившие в службе право на самостоятельное ведение внешнеторговых операций в отношении производимой ими продукции военного назначения. CNews: Какие задачи по использованию современных информационных технологий в своей работе ставит Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству на 2007 г. и, в перспективе, на 2008 г? Борис Лавров: В свое время идея создания единой системы информационного обеспечения на базе ФСВТС России не нашла широкой поддержки у участников сферы ВТС. Считаю, что создание такой системы сегодня как никогда актуально, и необходимо работать в этом направлении. И создавать ее нужно именно в рамках нашей службы, т.е. госструктуры, ответственной за развитие системы ВТС, способной обеспечить равный доступ к ней всех российских участников военно-технического взаимодействия с зарубежными партнерами. Ускорению ее создания должно способствовать формирование внутри ФСВТС автоматизированной системы информационно-аналитического обеспечения, которая позволила бы повысить оперативность работы нашей службы. Сейчас у нас на проработку заявки от инопартнера уходит месяц-два, а иногда и год. У наших конкурентов в развитых странах этот процесс короче. Во многом этому способствует использование ими современных ИТ-технологий. Так, например, в системе военно-технического сотрудничества США 70% информации обрабатывается и передается в электронном виде, и на согласование документов уходит 2-5 дней, максимум месяц. Как только Служба получит финансирование, мы сразу приступим к проведению конкурса по созданию в ФСВТС России системы информационно-аналитического обеспечения. Как я уже отмечал, в настоящее время в Службе создано две электронные сети — внешняя и внутренняя. Во внешней сети работает портал, который, на мой взгляд, требует доработки. Его необходимо сделать интереснее и привлекательнее, информативнее и насыщеннее. У одного моего хорошего приятеля есть, например, свой сайт, касающийся вопросов торговли вооружением и военной техникой. На нем, в частности, рекламируются книги для специалистов по тематике ВТС, вывешен словарь военной терминологии ЦРУ, другие полезные и необходимые экспертам информационные «продукты». У нас этого нет. Мне представляется интересным обратиться к опыту работы сайта Пентагона. Там, можно загрузить, к примеру, годовой отчет Минобороны США об экспорте продукции военного назначения за прошедший год. К сожалению, у нас, как, впрочем, у большинства стран — экспортеров оружия, аналогичная информация является закрытой. Однако, если мы хотим создать нормальное гражданское общество, люди должны иметь доступ к информации, а не питаться непроверенными сведениями и слухами. Что же касается использования современных информационных технологий, считаю, что необходима программа тотальной компьютеризации и информатизации всех государственных учреждений. Такие инвестиции в конечном итоге окупятся сторицей. Без их внедрения невозможно эффективно решить основную задачу государственных ведомств — разработать ясные и понятные всем участникам того или иного рынка продукции или сферы услуг правила игры. Нельзя же в эпоху информационных технологий пытаться делать «на коленке» качественную продукцию. В госучреждениях работают сегодня с очень большими массивами информации. Для эффективной и результативной работы с ней нужны скоростные компьютеры, хорошие мониторы и современное отечественное программное обеспечение. Помимо «железа» и программных продуктов, необходимо выделение средств на обучение госслужащих использованию ИТ-технологий. CNews: Спасибо. |