|
|
Сергей Головин: Мы отмечаем существенный интерес к системам поиска, обработки и мониторинга информацииО роли информационных технологий в автоматизации органов государственной власти и о проблемах, связанных с преодолением лоскутной автоматизации, нехваткой комплексных ИТ-систем и сложностях работы инфокоммуникационной инфраструктуры распределенных ведомств в интервью CNews рассказал Сергей Головин, заместитель генерального директора по маркетингу компании «Энвижн Груп». CNews: Какие изменения в сфере информатизации органов государственной власти в сфере образования, медицины всех уровней произошли в 2006 году? Можно ли говорить о формировании каких-либо устойчивых тенденций? Какие сферы информатизации развивались наиболее интенсивно? Сергей Головин: Процесс информатизации структур государственной власти — это процесс длительный, эволюционный и коренных изменений за прошедший год не произошло. При этом этот рынок остается для ИТ-отрасли одним из наиболее масштабных и привлекательных. Скорее можно говорить о тенденциях, которые просматриваются сейчас и которые должны через какое-то время реализоваться в реальную интенсификацию процесса информатизации государственных структур. Прошедший год характерен значительным усилением внимания государства к отрасли информационных технологий, которая сейчас считается одним из мало задействованных резервов повышения ВВП страны, позволяющим постепенно избавиться от зависимости от экспорта природных ресурсов. В частности, из значимых событий, которые должны оказать непосредственное влияние на информатизацию госструктур необходимо отметить объявленное увеличение в 2007 г. финансирования из госбюджета РФ отрасли информационно-коммуникационных технологий более, чем в 2 раза до 22 млрд руб. и выделение около 2 млрд руб на создание технопарков в сфере высоких технологий. Затраты государства на информатизацию продолжают расти, при этом информатизация ведомств все еще остается неравномерной, что было характерно для всех последних лет. Правда, в последнее время стали происходить благоприятные изменения и здесь, в частности, началась более серьезная информатизация отрасли здравоохранения, причем, что характерно, не столько в центре, сколько в регионах. Вообще необходимо отметить существенный рост вложений в ИТ-расходы региональных властных структур, причем не только Москвы, где последовательно и достаточно успешно осуществляется ГЦП «Электронная Москва». CNews: В начале прошлого года вы связывали возможность значительных изменений в информационной отрасли с началом реализации национальных проектов в области образования и медицины. Что можно сказать по итогам 2006 года? В какой мере национальные проекты способствовали интенсификации процессов информатизации органов государственной власти и государственных учреждений? Какие факторы по-прежнему сдерживают эти процессы? Сергей Головин: Действительно, в 2006 году началась реализация приоритетных национальных проектов, таких как «Образование» и «Здоровье», в рамках которых начались масштабные информационные проекты. Например, беспрецедентный проект подключения всех российских школ к Интернету, а также о проекты создания ряда высокотехнологичных медицинских центров и разработки концепции телемедицинской сети. Результаты по итогам года разные и зависит это от ряда причин, в том числе и от внимания высшего руководства страны. Необходимо помнить, что национальные проекты рассчитаны на достаточно длительный срок, что и понятно, учитывая масштабы нашей страны и общее состояние отраслей, на которые направлено воздействие проектов. Поэтому, в частности, основной акцент в проекте «Здоровье» поставлен на реанимацию отрасли здравоохранения в ее базовом понимании, а информационные технологии являются здесь производной второго порядка, скорее инструментом, чем целью проекта. И здесь пока все идет относительно медленно, в первую очередь из-за все еще недостаточного финансирования, а также отсутствия общего понимания того, как эта информатизация должна осуществляться. Вообще, если говорить о масштабной информатизации государства на верхнем уровне, на уровне страны, факторы, которые ее сдерживают, остаются прежними. Это отсутствие единой концепции и единого заказчика, ведомственная разобщенность, недостаточность и распределенность финансирования. CNews: На государственном уровне все чаще говорится о необходимости перехода от массовых закупок оборудования и автоматизации отдельных функций к созданию комплексных систем поддержки принятия решений, позволяющих объединить разнородные и распределенные данные из разных систем в рамках единого централизованного хранилища, проводить их оперативный анализ и формировать аналитические отчеты. Каковы, на ваш взгляд, перспективы применения таких решений в госструктурах? Как вы оцениваете востребованность таких решений со стороны органов государственной власти? Выполняла ли ваша компания подобные проекты? Сергей Головин: На самом деле сегодня уже произошел переход от разговоров о необходимости подобных систем к реальной деятельности по их внедрению в государственных ведомствах. Здесь положение дел очень схоже с ситуацией, которую мы могли наблюдать несколько лет назад в других развитых в информационном смысле отраслях, когда прошло первое «насыщение» информационными технологиями и компании приступили к автоматизации собственно основных бизнес-функций и разбираться с теми горами информации, которые накопились и продолжают накапливаться быстрыми темпами. В государственных структурах все основные бизнес-процессы связаны именно с обработкой и управлением информацией и очевидно, по мере роста ее объемов, а это реально и очень быстро происходит, возникает горящая потребность ее эффективного использования. Сегодня в государственных организациях очень востребованы решения связанные с обеспечением документооборота и делопроизводства, поиском разнородной информации, ее анализом и подготовки данных для их использования для принятия решений. Компания «Энвижн Груп» уже имеет реальный опыт реализации подобных решений. Например, в Российском фонде федерального имущества (РФФИ) наши специалисты внедрили систему подготовки отчётности на базе технологической платформы SAP Business Information Warehouse (SAP BW), что позволило автоматизировать процесс формирования отчётности по функциональным направлениям деятельности, повысить прозрачность деятельности Фонда, а также качество и оперативность предоставления информации сотрудникам РФФИ. Отмечу, что это было первое в России внедрение информационно-аналитической системы на базе SAP BW в государственном ведомстве. Сегодня, после завершения первого этапа проекта, эта система уже работает, реализуя отчетность для трех управлений Фонда и задача создания такой системы признана стратегически важной для РФФИ. Сегодня, оценивая первые результаты использования этой системы, мы можем, в первую очередь, отметить значительное повышение эффективности работы с информацией фонда и улучшение качества подготовки отчетности за счет автоматизированной консолидации и упорядочивании данных. CNews: Вопросы преодоления «лоскутной информатизации», создания единых регламентов, стандартов и справочников для упрощения межведомственного информационного обмена обсуждались в 2006 году, пожалуй, наиболее активно. Какие сложности, на ваш взгляд, возникают в процессе инфраструктурной интеграции и интеграции информационных систем в органах государственной власти? В каком случае выгоднее пойти по пути интеграции, а в каком — по пути полной замены ПО? Расскажите об опыте работ вашей компании в данной области. Сергей Головин: Если говорить о глобальной проблеме информатизации государства, создании электронного правительства, то эти вопросы обсуждаются уже много лет, мы в них активно участвуем, но в реальности дело продвигается с большим трудом. Причем все проблемы, мешающие созданию стандартизованного (имеется в виду стандартизованные протоколы обмена, хранения и использования данных, единые справочники и классификаторы, стандарты управления информацией и т.п.) информационного пространства, интеграции информационных систем различных ведомств, совместному использованию информации, давно известны. Даже разработаны отдельные решения, причем с участием крупнейших мировых производителей. Но воз и ныне там… Отмечу, что с подобной проблемой сталкиваются во всем мире, это не только российская специфика. Кто-то с ней справляется лучше, кто-то хуже. Процесс замены устаревших технологий и решений, либо внедрения новых информационных систем, во многом опирается на те задачи, которые предстоит решить заказчику, где модернизация и/или интеграция оборудования — один из способов задействовать ИТ как инструмент реализации стоящих перед организацией задач. Сложность обычно возникает там, где заказчик плохо представляет себе, какую задачу он хочет вообще решить. Так, в некоторых случаях требуется не столько замена ИТ, сколько создание регламента, но который должен работать, или политики, но она должна быть принята, или оптимизация бизнес-процесса. Интеграция выгодна и приемлема там, где клиент и исполнитель четко понимают, что существующие в организации системы будут справляться с возложенной на них нагрузкой еще долгое время, что работают они на хорошем уровне, но для лучшего функционирования всех служб и управляемости бизнеса необходимо иметь единую точку входа. При этом интеграция позволит задействовать мощь новых приложений (например, для поддержки новых направлений деятельности или бизнес-процессов), которые плавно войдут в общую организационную инфраструктуру и придадут ей новую ценность. Именно так мы работали, осуществляя интеграцию информационных систем на платформе SAP NetWeaver в одном из крупнейших российских государственных ведомств. Что до полной замены ПО, то 100% она предполагается только в двух случаях: а/ замена дефектного, вышедшего из строя и уже не поддерживаемого разработчиками, или же функционирующего ненадлежащим образом и б/ замена морально устаревшего ПО на новое. При этом надо учесть, что подобная модернизация затрагивает, как правило, только один компонент имеющейся у клиента системы, что позволяет, во-первых, избежать большого количества настроек и кастомизаций, а во-вторых, аккуратно перенести данные и дать организации или ведомству работать с системой по установленным правилам и в рамках сложившихся традиций. CNews: Правительство Москвы не первый год осуществляет работы по созданию системы «одного окна», в рамках которых производится интеграция информационных ресурсов большого числа ведомств и служб с целью оперативного получения информации пользователями. Как вы оцениваете эффективность и дальнейшие направления развития этих работ? Каковы, на ваш взгляд, основные сложности, связанные с реализацией подобных задач? Сергей Головин: Основная сложность связана с масштабом ведущихся работ, количеством ведомств и информационных компаний, задействованных в проектах, с новизной реализуемых задач. При этом, как мне кажется, сейчас организация работ осуществляется достаточно эффективно, даже если сравнивать с периодом начала работ по городской целевой программе «Электронная Москва», когда организация этой программы уже отличалась в лучшую сторону от своего федерального аналога. Проект сложный, протяженный по времени, результаты будут получены не скоро и это связано как с масштабностью задачи, так и с тем, что это не является только информационно-коммуникационной проблемой, а в большей степени организационной. Представьте, как должна быть преобразована деятельность всех ведомств, которые имеют отношение к проекту «Одно окно», как должны быть обучены специалисты и пользователи этих организаций, и вы поймете все сложности и проблемы поставленной задачи. Как конечный пользователь подобной системы (в апреле этого года посетил Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, где, кстати сказать, одни из первых внедрили систему «Одного окна») могу сказать, что принцип «сделать жизнь граждан комфортнее» реально начинает работать и приносить плоды. Например, очереди стали меньше, исчезла раздраженность, обычно присущая чиновникам, которые вынуждены по несколько раз объяснять гражданам одно и то же, да и сама обстановка в организациях разительно поменялась по сравнению с тем, как это было три года назад. Это бесспорный плюс. Однако, есть очевидные минусы, причем в большей степени они связаны с инфраструктурой подобных организаций, нежели с нежеланием чиновников идти по новому, предписанному государством пути. CNews: Расскажите о наиболее заметных проектах, реализованных вашей компанией в последние несколько лет. Какие проекты вам хотелось бы отметить особо из числа реализуемых (реализованных) в 2006 году? Как вы оцениваете их значимость с точки зрения упрочения своего положения на рынке? Расскажите подробнее об этих проектах. Мы уже значительное время работаем по программе «Электронная Москва», в том числе и по проекту «Одно окно», по созданию центров обработки данных и внедрению сложнейших систем управления сетью; проекты еще не завершены и еще рано обсуждать результаты. Очень интересен был уже упомянутый проект по внедрению аналитической системы и хранилища данных на базе SAP BW в РФФИ. Для нас этот проект был тем более значим, что работа была сложная, ограниченная по времени, приходилось учитывать все источники информации, а это и центральный аппарат РФФИ и межрегиональные отделения, тринадцать региональных организаций. И наши специалисты в очередной раз показали, что сегодня им по плечу самые сложные и масштабные задачи. В смоленском филиале Пенсионного фонда РФ наши специалисты создали мощный мультимедийный комплекс видеоконференцсвязи, были проекты в Минимущества РФ, Почте РФ и ряд других государственных ведомств. CNews: В течение 2006 года оборот компании «Энвижн Груп» увеличился на 71%. Какая доля выручки компании приходится на госсектор? Как вы видите перспективы развития направления по работе с государственными организациями в вашей компании? Какие из предлагаемых вами решений и продуктов наиболее востребованы органами государственной власти? Сергей Головин: Доля выручки компании, приходящаяся на проекты в госсекторе, по результатам 2006 года составляет 20%. В процентном отношении это несколько ниже, чем в прошлом году (24%), но в абсолютном исчислении рост дохода от проектов в государственном секторе превысил 50%. Это направление бизнеса считается для нас одним из наиболее приоритетных, как, впрочем, это и было всегда. Сегодня мы ведем большую подготовительную работу для очередного шага вперед, у нас разработаны и отлажены специализированные решения для организаций различных структур власти и я предполагаю, что в этой сфере мы вправе рассчитывать на существенный рост в ближайшие несколько лет. Мы предлагаем сегодня для госсектора широкий спектр услуг, многие из которых востребованы, в первую очередь потому, что нашим потребителям интересен наш обширный опыт в разных сферах, например, в области создания масштабных телекоммуникационных систем и построения центров обработки данных. Из специализированных решений сейчас мы отмечаем существенный интерес к системам поиска, обработки и мониторинга информации, которые мы продвигаем на российском рынке, а также к комплексным решениям обеспечения информационной безопасности. CNews: Острой проблемой прошедшего года стала все усиливающаяся нехватка ИТ-специалистов, как в бизнес-структурах, так и в органах государственной власти. Насколько эти проблемы, если судить по вашему опыту, затрагивают государственные ведомства? Не является ли наращивание аутсорсинговых работ логичным выходом из создавшегося положения для госструктур? Насколько востребован аутсорсинг в настоящее время в госсекторе? Каковы перспективы его развития на ближайшие годы? Какие факторы оказывают наиболее существенное воздействие на развитие аутсорсинга в сфере ИТ для органов государственной власти? Сергей Головин: Проблемы недостатка кадров затрагивают всех, кто имеет отношение к информационным технологиям, в том числе и государственные ведомства. Их может даже в большей степени, поскольку они вынуждены конкурировать за кадры с коммерческими организациями, которые, понятно, обладают несколько более широкими возможностями и большей гибкостью по привлечению профессиональных специалистов. Не забудем, кстати, и о все усложняющейся ИТ-инфраструктуре госведомств, что усугубляет проблему. Казалось, использование аутсорсинга в этих условиях кажется логичным выходом из положения, но в реальности это не происходит. Один из основных барьеров ИТ-аутсорсинга в России — это привычка потенциальных заказчиков выполнять те или иные функции самостоятельно, вне зависимости от экономической эффективности такой работы. Это обусловлено, не в последнюю очередь, недоверием к сторонним исполнителям, к качеству оказания ими услуг и надежности их сервиса. Заметно сильное нежелание потенциальных заказчиков допускать сторонних людей в свою информационную или телекоммуникационную систему — это связанно с боязнью утечки конфиденциальной информации. Кроме того, от компании, предоставляющей услуги IT-аутсорсинга, требуются существенные вложения в направление, связанное с оказанием услуг аутсорсинга, что окупается только при достаточно значительном и постоянном притоке подобных запросов. Пока это не происходит, и системные интеграторы очень осторожно развивают бизнес аутсорсинга. То есть сдержанность ощущается с обеих сторон. Очевидно, что бурного роста аутсорсинга в этом году, да и в нескольких ближайших тоже, не будет. Об ИТ-аутсорсинге руководители начнут всерьез задумываться, когда придет время внутренней оптимизации деятельности. CNews: Значимым событием 2006 года стало начало работы нового закона о государственных закупках. Как вы оцениваете первые итоги его реализации? Насколько новый закон помогает вашей компании оперативно получать информацию о готовящихся тендерах, пояснительные и сопроводительные документы к ним? Сергей Головин: В законе есть очевидные плюсы, одним из которых является борьба с коррупцией, а вот в части выполнении данного закона есть и плюсы, и минусы. К плюсам относится то, что в закон включена целая система противодействия коррупции, например, главным инструментом регулирования госзакупок является по сути своей коллегиальный орган, в который входят представители различных структур. Еще один положительный момент — это ужесточение требований к обучению, к качеству поставляемых технологий и услуг. Такой подход позволяет нашей компании, например, не конкурировать с недобросовестными фирмами, выигрывающими в ряде случаев исключительно за счет демпинговой цены (что негативно влияет на рынок в целом), а конкурировать с такими же сильными компаниями и наращивать свой потенциал пропорционально требованиям рынка. Этот момент положительно влияет и на рынок: правильно организуемые тендеры в некотором смысле регулируют рынок и создают ситуации, при которых каждая компания занимается своим делом и продвигает на рынок то, что является ее наиболее сильной стороной, что не может не приветствоваться клиентом. Минусы также есть, но это скорее недостатки переходного периода, которые со временем, хочется надеяться, исчезнут. CNews: Каковы перспективы развития сектора отечественного ИТ-рынка, связанного с выполнением работ в сфере информатизации органов государственной власти, на 2007-2008 году? Какие направления в этой области являются приоритетными для компании «Энвижн Груп»? Сергей Головин: Государственные структуры — крупнейший потребитель продукции ИТ в стране и объемы их закупок напрямую определяют состояние рынка. Именно этот сектор рынка в большей степени определяет продолжающийся уже несколько лет рост ИТ-отрасли. Более того, сегодня информатизация госструктур уже частично определяет и вектор развития всего ИТ-рынка. Я полагаю, в ближайшее время мы увидим масштабные проекты информатизации ряда крупных ведомств, которые еще несколько отстают от лидеров «в своем классе». В ближайшие годы, вероятно, стоит ожидать усиления влияния на отрасль государства как регулятора. Именно правительство в недавнее время стало автором ряда крупнейших инициатив, которые потенциально в долгосрочной перспективе могут оказать очень существенное влияние на развитие отрасли и ее видоизменение. Для «Энвижн Груп» наиболее приоритетными остаются направления, связанные с созданием инфокоммуникационной инфраструктуры распределенных ведомств федерального масштаба, а также решение задач, связанных с обработкой, управлением, хранением больших массивов информации, на чем мы специализируемся последние несколько лет. CNews: Спасибо. |