|
|
Олег Гизатуллин: Отсутствие единых правил препятствует информатизации органов госвластиО необходимости единых правил автоматизации, единого центра ответственности за информатизацию в масштабах страны, более эффективного совершенствования законодательной базы и целесообразности сделать ставку на централизацию ИТ-ресурсов в госструктурах в интервью CNews рассказал Олег Гизатуллин, председатель совета директоров компании «Открытые Технологии». CNews: Как вы оцениваете динамику развития информационных технологий в органах государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней? Олег Гизатуллин: Оценивая развитие информатизации в органах государственной власти, необходимо выделить две составляющие: автоматизацию непосредственно ведомств и автоматизацию тех услуг, которые они оказывают гражданам и юридическим лицам. С первым аспектом — внутриведомственной автоматизацией — прогресс заметен. Госструктуры активно инвестируют в развитие собственных информационных технологий. А вот со вторым — автоматизацией услуг — как говорят в таких случаях на Западе, «существует большой простор для улучшения ситуации». Например, пока нет возможности оставлять заявку на оформление загранпаспорта на интернет-портале соответствующей организации. Результаты информатизации получаются пока не самыми позитивными. Согласно исследованиям, проведенным в 2006-2007 гг. Всемирным экономическим форумом совместно с INSEAD, Россия находится на 70-м месте из 122-х стран по уровню информатизации государственных органов. Выше нас оказались такие «монстры», как Ботсвана, Филиппины и Тринидад и Тобаго. Cnews: Какие основные тенденции и процессы, на ваш взгляд, можно обозначить как наиболее характерные для сферы информатизации органов государственной власти в 2006 г.? Олег Гизатуллин: Наиболее активную позицию в сфере развития информационных технологий в 2006 году, как и ранее, занимали ведомства, ответственные за наполнение государственного бюджета: Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба и т.д. Государство стремиться быть эффективным управленцем, поэтому в первую очередь уделяет внимание вопросам, связанным со сбором налогов. Приятно отметить серьезные результаты, достигнутые регионами в области ИКТ. Достаточно посмотреть на порталы Ханты-мансийского автономного округа — Югры или Республики Татарстан, да и некоторые другие. Содержательность и актуальность информации подобных региональных порталов зачастую даст фору многим сайтам федеральных органов. CNews: Какие факторы наиболее активно стимулировали и стимулируют в настоящее время развитие использования ИТ в органах государственной власти? Что оказывает серьезное сдерживающее воздействие на развитие процессов комплексной информатизации в органах государственной власти? Олег Гизатуллин: Убежден, что усилия государства в рамках ФЦП «Электронная Россия» придали мощнейший импульс развитию ИКТ как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако прозвучавшая недавно критика в адрес программы со стороны Сергея Иванова во многом справедлива. Многие участники и независимые эксперты видят возможности ее улучшения. Но даже скептики признают, что «Электронная Россия» помогла раскрутить маховик информатизации органов государственной власти. Среди факторов, сдерживающих этот процесс, важно отметить несколько. Первый –отсутствие единых правил информатизации, что приводит к существованию и дальнейшему развитию в госучреждениях «зоопарка», т.е. совместного существования различных информационных систем, платформ и технологических решений в рамках одной организации. А это закладывает серьезные препятствия на пути к дальнейшей интеграции информационных систем различных ведомств. Другой сдерживающий фактор — отсутствие единого центра ответственности за информатизацию в масштабах страны (например, CIO РФ), уполномоченного согласовывать ведомственные проекты. Следующее препятствие на пути развития информатизации госструктур — отставание законодательной базы от роста ИКТ. Все с нетерпением ожидают Информационный кодекс, разрабатываемый Правительством. Он сформулирует основополагающие принципы электронного документооборота. Не принят также федеральный закон "О стандартах государственных услуг", создаваемый с 2005 года в качестве базового в рамках Административной реформы. Сама же Административная реформа неразрывно связана с информатизацией государственных органов, т.к. перед тем, как автоматизировать их деятельность, необходимо оптимизировать бизнес-процессы каждого конкретного ведомства, уточнить список государственных услуг, оказываемых этим учреждением гражданам и юридическим лицам, исключить дублирующие и избыточные услуги и шаги. Закон «О стандартах государственных услуг» должен сформулировать многие основополагающие понятия, такие как государственная услуга, стандарт ее оказания, соотношение административного регламента и стандарта государственной услуги и т.д. Сейчас уже активно идет автоматизация государственных услуг, хотя их реестр еще не утвержден. CNews: При внедрении комплексных решений в органах государственной власти, имеющих разветвленную региональную структуру, часто появляются проблемы, связанные с необходимостью либо интегрировать унаследованные приложения, либо отказаться от них, заменив новым программным обеспечением. Какое решение, на ваш взгляд, более оправдано с экономической точки зрения в каких ситуациях? Учитывается ли при разработке решений для госорганов возможность их последующей интеграции с ПО других ведомств? Олег Гизатуллин: Полностью отказываться от унаследованных приложений, безусловно, не нужно. В деятельности государственных органов существует своя специфика, на которую не рассчитано ни одно готовое решение. Поэтому стоит говорить об инвентаризации используемых систем, выборе лучших в своем классе и последующем формировании решения для автоматизации конкретного ведомства, которое в дальнейшем будет распространяться по его региональным подразделениям. Это позволит, с одной стороны, типизировать используемые приложения, а с другой, — избежать их повторной разработки. В связи с этим актуальными становятся современные технологии интеграции приложений на базе SOA (Service Oriented Architecture). В более далекой перспективе по мере развития территориальной ИТ-инфраструктуры (в первую очередь — глобальных сетей) ставку целесообразно делать на централизацию ИТ-ресурсов. Так, с единым центром обработки данных будут работать территориальные представительства по всей стране. В этом случае, безусловно, необходима разработка новых приложений — старые просто «не потянут» такое количество пользователей и такие объемы информации. CNews: В 2005 году представитель вашей компании в интервью CNews высказывался за необходимость объединения отечественных интеграторов против зарубежной экспансии. Сегодня раздаются голоса в пользу законодательного запрета использования иностранного ПО в деятельности госорганов. Способен ли российский ИТ-рынок в лице отечественных компаний и регулирующих государственных структур противостоять давлению мировых фактических ИТ-монополистов хотя бы в сфере информатизации органов государственной власти? Что необходимо предпринять для того, чтобы обеспечить развитие этого направления с учетом, возможно, интересов отечественных ИТ-компаний? Олег Гизатуллин: Под «объединением» мы понимаем, в первую очередь, кооперацию для обмена опытом и знаниями, для совершенствования методов работы, возможно также — для совместной реализации каких-то крупных проектов. Конечным результатом такого объединения должно стать предложение новых продуктов и услуг, конкурентоспособных не только по показателю цены, но и по уровню качества, функциональности, сервиса. Кроме того, отечественные компании должны агитировать госорганы на построение информационных систем на основе стандартов, чтобы избежать зависимости от отдельных поставщиков решений. «Нерыночные» методы же, наподобие законодательных запретов, могут лишь на какое-то время отсрочить экспансию. CNews: Среди заказчиков компании «Открытые Технологии» ГИВЦ Москвы, Правительство Москвы, ФГУП «Почта России» и мн. др. Чем вызван интерес вашей компании к госсектору? Какие из предлагаемых вашей компанией решений и услуг наиболее востребованы органами государственной власти? Олег Гизатуллин: Государственный сектор интересен, наверное, большинству системных интеграторов. Эта сфера до сих пор относительно низко насыщена современными решениями, и в текущих условиях здесь существует значительный платежеспособный спрос. Для нас также очень важно, что сейчас происходит переход от отдельных небольших проектов к более крупным, комплексным — это как раз то поле, на котором мы лучше всего можем себя проявить. Нам больше всего приходилось работать с госструктурами в области создания высокопроизводительных центров обработки данных и сетевых решений. В перспективе мы ожидаем активной работы в сфере консалтинга, построения и оптимизации процессов, формирования регламентов работы. CNews: Расскажите о наиболее интересных проектах вашей компании, реализованных в органах государственной власти в последнее время. Олег Гизатуллин: Наша компания недавно закончила первый этап научно-исследовательских работ, направленных на развитие автоматизированных систем управления движением (АСУД) транспортных средств и пешеходов. Проект проводится в рамках федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Мы провели научно-исследовательские работы по изучению состояния АСУД в городах России. Объектом исследования являлись основные проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией АСУД, в том числе периферийного оборудования, отдельных видов оборудования, центральных управляющих пунктов (ЦУП) и обеспечивающих подсистем. Проведенные работы стали основой стратегии и тактики развития АСУД в стране. В ходе проекта были сделаны выводы, которые в дальнейшем лягут в основу новых нормативных и правовых актов, помогут скорректировать правила дорожного движения, подзаконные акты, изменить формы и методы воздействия на водителя. Мы планируем продолжать этот проект. На следующем этапе проведем анализ ситуации на дорогах за рубежом, изучим опыт системного адаптивного управления группами светофоров в отдельных районах и городах в целом и разработаем пилотные образцы необходимого программного обеспечения, позволяющего управлять автомобильными потоками в перенасыщенных транспортом городах. CNews: Как решаются вопросы технической и консультативной поддержки ваших продуктов, используемых органами государственной власти? Продолжается ли (и в зависимости от каких условий, критериев) тесная работа с заказчиком после внедрения системы? Олег Гизатуллин: Внедряемые нами решения, как правило, являются достаточно сложными, поэтому тесная работа с заказчиком по поддержке и развитию системы продолжается практически всегда. CNews: Порой существенной проблемой для автоматизации органов государственной власти является низкий уровень ИТ-квалификации персонала и острая нехватка ИТ-специалистов на рынке в целом. Не является ли аутсорсинг логичным выходом из создавшегося положения для госструктур? Насколько востребован аутсорсинг в настоящее время в госсекторе? Каковы перспективы его развития на ближайшие годы? Какие факторы оказывают наиболее существенное воздействие на развитие аутсорсинга? Олег Гизатуллин: Я бы не выделял органы государственной власти в отдельную группу с точки зрения квалификации специалистов. По нашему опыту, в госучреждениях работают высококлассные профессионалы. Однако объем работы таков, что, как и коммерческие организации, госучреждения вынуждены обращаться к внешним специалистам. Зачастую это даже не вопрос квалификации — просто эффективнее для решения технических проблем иногда привлекать специалиста, который регулярно сталкивается с различными ситуациями, нежели постоянно держать сотрудника, досконально знающего только одну конфигурацию. Что касается перспектив развития аутсорсинга в госсекторе, то они, наверное, примерно такие же, как и в других сегментах рынка. CNews: Каковы перспективы развития отечественного сегмента ИТ-рынка, связанного с информатизацией органов государственной власти, на 2007-2008 год? Как вы видите дальнейшее развитие работ вашей компании в этой сфере? Олег Гизатуллин: В 2007 г., по оценкам экспертов, на информатизацию в стране в целом будет потрачено более 70 млрд руб., из них 2,8 млрд руб. — на «Электронную Россию». Следует ожидать и дальнейшего роста инвестиций государства в сферу автоматизации органов госвласти. Кроме того, 2007-2008 гг. — это годы выборов, поэтому в ближайшие два года серьезные изменения в политике государства в отношении ИКТ маловероятны. Вместе с тем, в рамках подготовки к выборам различные политические силы будут формулировать и декларировать свою позицию в различных аспектах информатизации в России, и, вероятно, предлагать свои подходы. Для нашей компании работа с госсектором — одно из перспективных направлений, и в этом году мы планируем продолжать его активное развитие и плодотворное сотрудничество с госорганами. CNews: Спасибо. |