|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
На пути внедрения ИКТ в деятельность органов местного самоуправления стоит множество проблем. Основными из них являются недостаток финансирования, отсутствие квалифицированных кадров и пробелы в нормативно-правовом обеспечении.
Внедрение ИКТ в деятельность органов власти является одной из приоритетных задач административной реформы. Сегодня информатизация затронула не только "высший эшелон"—федеральные органы власти, но также и органы местного самоуправления. Причем, если на федеральном уровне на фронт внедрения информационных технологий брошены значительные силы и средства, то муниципалам чаще всего приходится самостоятельно разгребать весь груз проблем, свалившихся на них. По словам директора Института дистанционного обучения Российской академии государственной службы (ИДО РАГС) при президенте РФ Валерия Бакушева, "от муниципалитетов, равно как и от региональных и федеральных органов власти, требуется активное внедрение ИКТ, но … муниципалитеты попросту оказались не готовы к использованию информационных технологий в своей работе". Проблемы, стоящие на пути внедрения ИКТ перед органами местного самоуправления, были проанализированы в исследовании, проведенном специалистами ИДО РАГС в мае-июне 2008 года.
Несмотря на то, что уровень внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность аппарата муниципальных образований, по мнению представителей муниципалитетов, в подавляющем большинстве случаев "тянет" на "средний", говорить о радикальном улучшении качества обслуживания населения пока не приходится. В первую очередь, средства ИКТ сегодня используются для оптимизации работы аппарата, однако уровень информатизации территории самих муниципальных образований почти в половине случаев (45%) не дотягивает до среднего уровня, что не позволяет населению воспользоваться предоставленными возможностями и сильно тормозит развитие электронных государственных услуг.
"Тремя китами", на которых держится внедрение ИКТ в органах муниципального самоуправления, являются нормативное обеспечение, финансирование и подготовка квалифицированных кадров. В результате анкетирования выяснилось, что большинство муниципалитетов испытывают затруднения именно по этим трем причинам.
Первым шагом на пути внедрения ИКТ является подготовка стратегии или программы информатизации органа местного самоуправления. К сожалению, в большинстве муниципалитетов такая программа полностью отсутствует. Чуть лучше обстоят дела с нормативным обеспечением представления муниципальных образований в интернете – соответствующие документы действуют более чем в половине опрошенных муниципалитетов. Такой "правовой провал" был вызван тем, что в условиях отсутствия поддержки со стороны центра, чиновникам на местах приходится самим разбираться с множеством нюансов законодательства, а соответствующего опыта у большинства из них нет.
Кадровое обеспечение процесса информатизации также оставляет желать лучшего: три четверти муниципальных образований испытывают дефицит ИКТ-специалистов. При этом специализированные ИТ-подразделения имеются менее чем в половине органов местного самоуправления. Остальные же решают проблемы информатизации путем привлечения специализированных компаний-подрядчиков или (что гораздо чаще) силами случайных сотрудников различных подразделений аппарата.
Кадровое обеспечение внедрения ИКТ в муниципалитетах
Источник: ИДО РАГС, 2008
Одной из основных причин кадрового голода муниципалитетов являются финансовые ограничения. Не секрет, что зарплата ИТ-специалистов в коммерческих структурах намного выше, чем в органах государственной власти. Причем, на местном уровне этот разрыв еще более ощутим.
Объем финансирования влияет не только на степень обеспечения квалифицированными кадрами, но и на сам процесс внедрения ИКТ в деятельность органов местного самоуправления. Несмотря на то, что важность ИКТ никем не оспаривается, финансирование этого процесса на муниципальном уровне зачастую осуществляется по "остаточному принципу". По данным ИДО РАГС, финансирование основных направлений процесса информатизации неравномерно и недостаточно. Причем, здесь ясно прослеживается отсутствие системного подхода. На одни и те же цели в различных муниципалитетах может выделяться от 0 до 100 процентов бюджетных средств, идущих на информатизацию.
Общая тенденция расходов на ИКТ такова: большая часть бюджетных средств направляется на эксплуатацию ИКТ и приобретение аппаратных средств, и меньшая – на обучение персонала работе с ИКТ. Это, кстати, является еще одной из причин нехватки квалифицированных кадров.
Финансовое обеспечение внедрения ИКТ в муниципалитетах (недофинансированные направления)
Источник: ИДО РАГС, 2008
По мнению работников муниципалитетов, наиболее недофинансированными направлениями являются разработка и приобретение программного обеспечения (53% опрошенных) и обучение персонала работе с ИКТ. В то же время около трети представителей муниципалитетов (28%) считают, что ни одно из направлений не является недофинансированным.
Важность скорейшего решения финансовых и кадровых вопросов хорошо иллюстрирует следующий факт. По данным опроса ИДО РАГС, многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ) создаются лишь на территории 18% муниципальных образований, в то время как две трети (67%) планируют его внедрение в будущем. Среди основных причин задержки создания МФЦ 29% называют неопределенность в порядке финансирования, а 17% планируют начать создание центров только после "решения вопросов кадрового обеспечения".
По мнению участников исследования, региональный и местный уровень всегда должны быть в фокусе тех, кто занимается созданием "Электронного правительства", поскольку именно здесь наиболее выражены основные препятствия. Особенно остро ощущается недостаточный уровень подготовки ИКТ-специалистов, низкий уровень компьютерной грамотности среди населения, а также проблемы с доступом в Интернет. Что касается федерального уровня, то здесь основными препятствиями были названы забюрократизированность административных процессов и неэффективное расходование средств ФЦП "Электронная Россия".
Стоит отметить, что недостаток опыта и знаний на местном уровне проявился и в том, что в некоторых муниципалитетах недостаточно четко понимают основные задачи внедрения ИКТ. Так в числе наименее приоритетных направлений, для развития государственных и муниципальных услуг, респонденты выделили такие мероприятия, как создание инфраструктуры удостоверения "цифровой подписи" и раскрытие информации о порядке оказания услуг на официальных сайтах. В то же время за рубежом эти задачи считаются крайне важными в деле создания инфраструктуры "электронного правительства".
По мнению специалистов РАГС, одним из важных инструментов решения ряда проблем внедрения ИКТ в деятельность органов местного самоуправления может стать новый учебный модуль программы "Всеобуч" – "Электронный муниципалитет: организация и функции", который разрабатывается Институтом дистанционного обучения Российской академии государственной службы при Президенте РФ при поддержке ФК "УРАЛСИБ". В новой программе авторы предполагают раскрыть темы законодательной и нормативной поддержки внедрения ИКТ в управление муниципальными образованиями, рассмотреть вопросы кадрового и аппаратно-технического обеспечения внедрения ИКТ.
Леонид Кузьмин/CNews,
статья подготовлена по материалам, любезно предоставленным ИДО РАГС