|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
На реализацию первого этапа создания ГАС «Выборы» было выделено около 2,28 млрд руб. Дальнейшая модернизация, осуществленная в 2001-2004 годах, потребовала еще 2,9 млрд руб. В 2007 году содержание ГАС «Выборы» обошлось федеральному бюджету в 1,708 млрд. рублей. На сегодняшнй день в базе данных ЦИК России находятся сведения о 109 млн. избирателей. ГАС «Выборы» обеспечивает открытость процедуры выборов, доступность и достоверность полученных данных в соответствии со стандартами демократического общества.
Началом работ по созданию Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» можно считать 1994 год, когда президент России Борис Ельцин подписал указ «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Генеральным заказчиком системы была Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации в лице своего подведомственного предприятия Федерального центра информатизации (ФЦИ), а генподрядчиком стало головное предприятие Минсвязи России ФГУП НИИ «Восход».
При создании ГАС "Выборы" ставились задачи автоматизации информационных работ на всех этапах проведения избирательной кампании по всем видам выборов и референдумов, сокращения сроков подведения итогов голосования, снижения финансовых затрат на проведение избирательной кампании и организации государственной регистрации избирателей.
Таким образом, перед создателями системы была поставлена задача автоматизировать процесс учета избирателей, кандидатов в депутаты, регистрации избирательных объединений и блоков, планирование этапов избирательной кампании, контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов, подведение итогов голосования и решение других задач, стоящих перед избиркомами. Испытания новой системы состоялись в декабре 1999 года, после чего в июле 2000 года она была официально введена в эксплуатацию.
Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» использование этой системы в проведении выборов и референдумов является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации посредством обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.
В настоящее время система «Выборы» автоматизирует работу территориальных избирательных комиссий (ТИК), окружных избирательных комиссий (ОИК), избиркомов субъектов РФ и центральной избирательной комиссии (ЦИК). В участковых избирательных комиссиях (УИК) ГАС «Выборы» отсутствует.
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»
Источник: ФГУП НИИ «Восход»
Таким образом, ГАС «Выборы» непосредственно включается в процедуру подсчета голосов в территориальных избиркомах, куда привозятся подписанные протоколы участковых избирательных комиссий после их закрытия и где данные об итогах голосования вводятся в систему «Выборы». Именно на этом этапе данные бумажных бюллетеней приобретают электронный вид. Затем введенные в систему сведения одновременно направляются по защищенным каналам связи в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации и ЦИК РФ. На основе этих данных автоматически, без участия человека формируются проекты протоколов соответствующих комиссий.
На уровне избирательных комиссий субъектов РФ создаются сводные таблицы каждой нижестоящей территориальной избирательной комиссии по данным протоколов территориальных избиркомов. В комплексе средств автоматизации ЦИК России собраны сводные таблицы всех голосов, поступивших из территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Такая схема сбора, передачи и централизации данных позволяет проводить подсчет голосов очень быстро и уже в ночь после голосования показывать предварительные результаты на больших экранах в ЦИК России и на мониторах интернет-пользователей. Однако важным моментом является то, что данные, полученные через систему «Выборы», не имеют юридической силы и являются предварительными. Окончательными итогами голосования признаются лишь данные, полученные при подсчете бюллетеней «вручную».
Кроме непосредственного подсчета голосов в процессе выборов, ГАС «Выборы» автоматизирует ряд функций избирательных комиссий на этапе подготовки к выборам за 90-110 дней до их начала. Системой ведется регистр избирателей на федеральном, региональном и местном уровнях, а на комплексах автоматизации территориальной комиссии формируются списки избирателей, прикрепленных к соответствующим избирательным участкам. Эта процедура позволяет поддерживать списки избирателей в актуальном состоянии.
ГАС "Выборы" представляет собой территориально-распределенную информационную систему, схема построения которой соответствует иерархической структуре организации избирательных комиссий. Основные подсистемы, реализованные в ГАС "Выборы", делятся на два вида: функциональные и обеспечивающие. К функциональным подсистемам относятся подсистема автоматизации избирательных процессов; подсистема отображения информации коллективного пользования; подсистема хозяйственной деятельности; подсистема Регистра избирателей, участников референдума для автоматизации регистрации (учета) избирателей, участников референдума, составления списков избирателей, участников референдума; информационно-справочная подсистема для пользовательского доступа к информационным ресурсам ГАС "Выборы" на основе Web-технологии; подсистема управления финансами; подсистема контроля финансирования политических партий.
Обеспечивающими подсистемами являются подсистема связи и передачи данных для передачи данных, видео-, речевых и факсимильных сообщений с использованием технологии мультисервисной транспортной сети; подсистема обеспечения информационной безопасности для защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа, контроля целостности и подлинности электронных документов, обеспечения безопасного межсетевого взаимодействия, антивирусной защиты; подсистема бучения кадров; подсистема управления и контроля финансирования; подсистема функционирования и комплексного обслуживания.
Программно—технологическая основа ГАС «Выборы» делится на общее программное обеспечение (ОПО) и специальное программное обеспечение (СПО). ОПО системы—это семейство операционных систем Windows и СУБД фирмы Oracle. СПО является полностью разработано специалистами российских предприятий.
В ГАС «Выборы» использованы современные вычислительные и телекоммуникационные средства фирм HP, Compaq, Cisco, Allied Telesvn, Mitsubishi, APS. Что очень важно, ГАС «Выборы» создана таким образом, что путем несложных настроек может быть адаптирована к изменениям в законодательство.
Модернизация ГАС «Выборы» проходила в нескольких направлениях. Так как одной из основных задач автоматизации процесса подсчета голосов избирателей является экономия времени и сведение к минимуму роли человеческого фактора. ЦИК была намерена укомплектовать все избирательные участки сканерами или комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), которые считывают галочки, поставленные на избирательном бюллетене. Основным достоинством сканера является то, что при его использовании вероятность подтасовки результатов выборов практически исключается. Однако реализация полномасштабного внедрения КОИБ’ов на всех избирательных участках оказалась сложно осуществимой из-за их высокой стоимости. В настоящее время в распоряжении избирательных комиссий имеется около 3000 сканеров, из них около трети используется при проведении выборов в Москве. В 2007 году было применено 924 комплекта КОИБ’ов на 462 избирательных участках на региональных выборах.
Другим направлением модернизации ГАС «Выборы» стало создание в 2001 году интернет-портала, объединяющего сайт ЦИК России и сайты 89-ти избирательных комиссий субъектов РФ. Одной из целей создания портала было обеспечение открытости проведения выборов, а также получение оперативной информации об их результатах. Интернет-портал позволяет получать информацию об итогах голосования с задержкой примерно 5 минут.
Сайт ЦИК России
Этапом модернизации ГАС «Выборы» можно также считать появление в 2004 году системы видеоконференцсвязи. Видеосистема, которая размещена в зданиях ЦИК, используется во время проведения выборов, отображая их результаты, а также на рабочих совещаниях ЦИК, при организации пресс-конференций, презентаций и телемостов. Видеостена собрана из ультратонких проекционных модулей Mitsubishi DDP-60.
На выборах Президента РФ, которые состоялись 2 марта 2008 г., ГАС «Выборы» в ночь подсчета голосов позволила оперативно получать информацию о количестве избирателей, проголосовавших за каждого из кандидатов. Эти данные выводились на табло в информационном центре «Выборы-2008» в здании Центризбиркома, в связи с чем отпадала необходимость объявления предварительных результатов подсчета голосов каждые три часа, как это было на выборах в Государственную думу ФС РФ в декабре 2007 г. Кроме того, во время выборов Президента РФ избиратели могли получать информацию о ходе голосования на мобильные телефоны, заранее подписавшись на данную услугу у своего мобильного оператора.
В 2006 г. в Новгородской области были опробованы комплексы электронного голосования (КЭГ), позволяющие проводить сенсорное голосование с использованием специальных карт. Такой комплекс, в отличие от КОИБ, представляет собой компактное переносное устройство размером с большой ноутбук. При голосовании при помощи КЭГ избирателю выдается карточка с кодом, которую он прикладывает к сенсорному экрану. Затем, когда на экране появляется изображение бюллетеня, голосующий отдает свой голос, касаясь пальцем сенсорного экрана. Законодательство разрешает вместо стационарных ящиков для бюллетеней использовать комплексы электронного голосования, однако, не более чем на 1% участков страны.
Совмещение на одном избирательном участке и средств электронного голосования, и традиционных урн для бумажных бюллетеней на сегодняшний день получило наибольшую популярность. Например, в 2007 году в городе Орле после внедрения средств электронного голосования явка избирателей увеличилась на 9%, однако, несмотря на это, только от 18 до 29% избирателей сделали свой выбор с использованием КЭГ. По мнению заместителя председателя Центральной избирательной комиссии РФ Станислава Вавилова, будущее за единым информационным пространством и полной автоматизацией всех избирательных процессов, поэтому Россия постепенно перейдет от 1 к 5-10-50% избирательных участков, на которых будут применяться КЭГ, и это перестанет быть экспериментом.
Таким образом, в процессе модернизации ГАС "Выборы" увеличился объём хранимой на КСА информации; повысилась скорость обработки данных на КСА (ЦИК России в 150 раз, ИКС РФ в 15 раз, ТИК в 40 раз); объем информации, передаваемой в вышестоящие комиссии, увеличился в 33 раза.
Наиболее распространенным вопросом к разработчикам ГАС «Выборы» и работникам ЦИК РФ является вопрос о том, способна ли система воспрепятствовать фальсификации выборов. Ответ на него неизменно положительный.
Дело в том, что в ГАС «Выборы» применяется распределенная база данных с тиражированием компонентов, то есть данные располагаются там, где они используются. Распределенная база с тиражированием требует использования линий связи между комплексами различных уровней лишь для передачи изменений. Выбранная стратегия распределения данных предполагает хранение данных для всех приложений, решаемых в данном комплексе средств автоматизации, без обращения к базам данных других комплексов.
Также такая структура хранения данных позволяет дублировать информацию на узлах различных уровней иерархии, а значит, дает возможность обнаружения и восстановления искаженных фрагментов. Многоуровневые типовые комплексы средств автоматизации могут самостоятельно использоваться при проведении выборов регионального и местного уровней, а также в межвыборный период. Общая база данных построена в виде единого информационного ресурса, состоящего из двух интегрированных баз данных: БД КСА ГАС «Выборы» и БД «Регистр избирателей». Под каждую из частей выделены отдельные аппаратные средства.
Другим важным фактором безопасности системы «Выборы» является изолированность системы от внешних информационных систем и интернета в связи с тем, что она является системой стратегического значения.
Важным аспектом, гарантирующим безопасность данных системы, является также то, что ПО ГАС «Выборы» - продукт отечественных разработчиков. Это означает, что система надежно защищена от встраивания недокументированных функций, которые зачастую позволяют осуществлять некоторые действия в обход существующих систем безопасности. Поэтому проникновение в систему и изменение ее содержимого, с точки зрения специалистов, очень трудно осуществимо и поэтому оценивается как маловероятное.
Подсистема обеспечения информационной безопасности ГАС «Выборы»
Источник: ФГУП НИИ «Восход»
Таким образом, результаты применения ГАС «Выборы» позволяют сделать вывод о том, что комплексы системы удовлетворяют требованиям российского избирательного законодательства и европейских стандартов электронного голосования. Важным итогом внедрения системы является то, что она позволяет ускорить и упростить процедуры подсчета голосов избирателей, подведения итогов голосования, решает вопрос минимизации человеческого фактора в таком стратегически важном процессе как государственные выборы. Кроме того, ГАС «Выборы» обеспечивает открытость процедуры выборов, доступность и достоверность полученных данных, что соответствует стандартам демократического общества.
Одним из перспективных направлений дальнейшего развития средств электронного голосования является использование российской системы спутниковой связи—системы глобальной навигации ГЛОНАСС. С помощью нее может осуществляться сбор и подсчет голосов избирателей с привязкой к месту голосования. Это потребует разработки и испытания решений, обеспечивающих высокую надежность, безопасность информации и, главное, тайну голосования. Одной из задач для реализации в будущем является также интеграция ГАС «Выборы» в единое информационное пространство России, а также постоянное совершенствование процессов эксплуатации и сопровождения системы.
Ксения Федичева/CNews