|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Современное общество выдвигает новые требования к принятию решений. Сейчас эта деятельность на всех уровнях — от государственной службы до бизнеса — все больше напоминает управление кризисными ситуациями. Создание ситуационных центров становится важной задачей госуправления, позволяя обеспечивать руководителей исполнительных органов оперативной информацией, а также гарантируя постоянный мониторинг социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране.
Сложившаяся ситуация требует делегировать часть интеллектуальной рутинной работы советникам-экспертам. Поэтому эффективность управленческих решений зависит от квалификации персонала, а также четкой корпоративной практики, позволяющей эффективно управлять коллективными знаниями. Подобный подход позволяет грамотно использовать информационное пространство и оперативно реагировать на возникающие ситуации.
Огромные объемы данных со сложной структурой, которые необходимо обработать, требуют объединения усилий большого числа специалистов. От того, насколько слаженно будет организована их совместная работа, будет зависеть скорость и качество принятых решений. В данной ситуации особое значение приобретают навыки согласования действий, правильной и эффективной работы в условиях недостатка времени, избытка информационного шума и дезинформации, в критических ситуациях и в ситуации жесткой конкуренции.
Традиционно считается, что типовой ситуационный центр (СЦ)—это специальное помещение, оснащенное каналами поступления информации, средствами ее обработки и, главное, дорогостоящими средствами отображения. В действительности, основным компонентом любого ситуационного центра является команда специалистов. Именно от них в первую очередь зависит, насколько эффективно будет способствовать СЦ принятию грамотных решений.
Цикл поддержки принятия решений
Источник: Администрация Иркутской области
Применение ситуационных центров целесообразно для управления многоуровневыми организационно-техническими системами и решения сложных задач, требующих анализа большого количества взаимосвязанных и часто неполных данных. Обычно принятие решений в ситуационных центрах осуществляется в следующей последовательности: на первом этапе производится мониторинг состояния объекта управления и прогнозирование развития ситуации на основе анализа поступающей информации; затем моделирование последствий управленческих решений на базе использования информационно-аналитических систем и экспертная оценка вариантов принимаемых решений и их оптимизация; и, наконец, принятие решения в виде осуществления выбора цели из спектра будущих состояний и формирования плана достижения этой цели.
Ситуационные центры предназначены для решения сложных проблем, каждая из которых характеризуется совокупностью десятков и сотен взаимоувязанных факторов. Факторы могут отражать одновременно политические, экономические, социальные, научно-технологические проблемы. Для решения данных проблем нужна достоверная и оперативная информация. Частью информации владеет руководство, частью—специалисты и внешние эксперты, еще часть—отражена в государственных и коммерческих информационных ресурсах, а некоторая информация недоступна или недостоверна. Вместе с тем проблемы должны быть решены, причем некоторые—незамедлительно.
В подобных условиях при поиске эффективных решений использование информационных систем поддержки принятия решений становится необходимым. Использование возможностей данных систем по сбору, аналитической обработке и визуальному представлению информации позволяют значительно облегчить работу экспертов.
Для работы ситуационного центра используются все возможные источники информации: информационные ресурсы органов государственной власти региона и органов местного самоуправления, а также федеральных органов государственной власти, средства массовой информации, аналитические, социологические центры, информация экспертов и интернет, являющийся в настоящее время источником многих первичных данных.
Одной из особенностей ситуационных центров является то, что они позволяют подойти к решению проблемы системно, предоставляя экспертам возможность рассмотреть проблему в целом и предоставить руководителю информацию, описывающую не какую-нибудь одну черту, возможно и важную, а комплексное решение, полностью отражающее рассматриваемую ситуацию.
Ключевой задачей всех ситуационных центров является моделирование предметной области. В зависимости от сложности задач, стоящих перед специалистами СЦ, формируются требования к моделям и средствам работы с ними. Традиционно СЦ решают задачи консолидации и визуализации многочисленных разнородных исходных данных с помощью аппаратно-программных комплексов, для которых используются различные аналитические модели Data Mining и OLAP, а также средства бизнес-аналитики и, если потребуется, специализированные технические решения для анализа и прогнозирования.
Визуализация результатов (интегральные оценки)
Источник: Администрация Иркутской области
В более сложных ситуациях требуется использование средств имитационного моделирования. При имитационном моделировании процесс функционирования объекта воспроизводится во времени. При этом имитируются элементарные события с сохранением их логической структуры и последовательности. Каждую такую модель можно "проигрывать" с различными входными параметрами и получать статистику происходящих процессов так, как это было бы в реальности, то есть прогнозировать поведение исследуемой системы.
С помощью СЦ можно смоделировать последствия принятия важных решений на федеральном и региональном уровнях. Сегодня технологии ситуационного моделирования позволяют приблизить людей, принимающих важные государственные решения, к той реальности, на которую они работают, адекватно оценить последствия тех или иных действий, спрогнозировать сценарии развития событий.
Классическая процедура принятия решения, построенная на основе методологии системного подхода, имеет следующую последовательность основных этапов. Во-первых, производится выявление проблем или благоприятных возможностей, по которым необходимо принять решение (исходя из анализа и оценки текущей обстановки и с учетом тенденций ее развития); во-вторых, осуществляется выбор и обоснование критериев оценки вариантов решения и существующих ограничений; затем происходит разработка вариантов решения проблемы и оценка имеющихся вариантов решения с учетом налагаемых ограничений и выбор наилучшего варианта решения. После этого организуются работы по реализации решения (т.е. проектирование и внедрение предложений по реализации решения) и состоится оценка результатов реализации решения (если результаты не удовлетворительны, то возможна организация итерационного цикла принятия решения).
Сферы применения управленческих решений
Источник: Администрация Иркутской области
На сегодняшний день каждый действующий СЦ—продукт уникальный, адаптированный под вполне конкретные задачи. Перечень таких задач и используемых для их решения методов весьма широк. В связи с этим очень трудно определить универсальное наполнение СЦ и сформулировать единые требования к СЦ.
Между тем, сложность используемых в ситуационных центрах технических средств не должна мешать ЛПР работать с системой. Работа коллективов специалистов узкого профиля—например, режиссеров, которые управляют системой—позволяет отделить руководителя от непосредственного потока данных. Одной из главных задач при создании ситуационных центров в органах власти становится построение интегрированной системы управления, позволяющей руководителю взаимодействовать с системой напрямую, минуя посредников. Только в данном случае можно добиться максимальной эффективности от реализации принятых решений.
Потребность в своем ситуационном центре есть в каждом регионе страны, механизмы ситуационных центров должны действовать при главах всех региональных администраций. В этом случае и у губернаторов, и у руководства страны появится реальная картина состояния дел в субъектах Федерации, а объективный анализ даст возможность принимать правильные решения, с учетом потребностей экономических субъектов, действующих в регионах и жителей страны в целом.
Эффект от внедрения ситуационного центра на уровне муниципального образования, города или региона может быть достаточно значительным. СЦ как информационно-аналитическая система, позволяющая оценить реальное состояние объекта управления, уловить развитие внутренних и внешних тенденций, рассмотреть возможные последствия действий, безусловно, будет способствовать принятию более грамотных и проработанных стратегических решений. Кроме того, СЦ позволяет значительно сократить затраты времени на принятия важных решений, что очень актуально в современных условиях.
Региональный сегмент ГАС "Управление". Комплекс функциональных блоков
Источник: компания "Прогноз"
На сегодняшний день уже во многих регионах России в органах государственной власти при проведении совещаний по стратегическим вопросам используются технологии ситуационных центров. Опыт проведения подобных мероприятий показывает, что результаты совещаний и сам процесс их проведения помогают навести порядок в планировании работ, организационном и функциональном структурировании, повышении мотивации сотрудников, совершенствовании контроля, внедрении принципов менеджмента качества.
Можно считать, что создание ситуационных центров становится важной задачей государственного управления нашей страны, поскольку это напрямую связано c обеспечением руководителей исполнительных органов государственной власти оперативной информацией, а также с постоянным мониторингом социально-экономической и общественно-политической ситуации, как в отдельном субъекте, так и стране в целом.
Максим Никитин/CNews