|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Одной из основных проблем современности, связанной с бурным развитием информационных технологий, стал экспоненциальный рост объемов разнородных данных, все большую часть которых составляют видео и звук. При этом время, отпущенное на принятие управленческих решений, только сокращается, сводясь к минимуму при возникновении кризисных и чрезвычайных ситуаций.
Ситуационный центр (СЦ) – это инструментальное средство, позволяющие принимать оптимальные решения с минимальными затратами времени. Ситуационный центр дает возможность смоделировать варианты развития событий, продумать последствия тех или иных действий заранее, не дожидаясь наступления кризисной ситуации. Это мощный инструмент, позволяющий улучшить управляемость объекта, повысить его среднесрочную и долгосрочную стабильность, снизить нагрузку на руководителей, усовершенствовать процесс принятия решений.
Потребность в ситуационных центрах возникает в сложных организационно-технических системах. Связано это с тем, что круг задач, решаемых руководителями высшего звена в различных областях деятельности, значительно расширяется и усложняется. При этом качество и оперативность принятия необходимых решений растет.
Принятие решений на уровне управления государством требует краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития ситуации на всех направлениях, влечет за собой высокую степень ответственности. Сложные условия деятельности, высокие требования координации, разнообразные способы представления информации, распределенные источники с различной степенью доверия – все это требует использования развитых механизмов обработки данных.
Наиболее актуальной характеристикой ситуационного центра является возможность предоставлять руководителю информацию в обобщенном виде. Первичные данные, объем которых очень высок, мало что говорят о складывающейся обстановке. Для оценки ситуации лицу, принимающему решения, необходимы наиболее актуальные, агрегированные показатели. Руководителю предоставляется возможность видеть общую картину, даже если исходные данные неполны, неточны, искажены и противоречивы. В связи с этим большую значимость приобретают технологии предварительной автоматизированной обработки больших объемов динамически меняющихся данных для последующего анализа. Здесь чаще всего используются OLAP-системы, средства интеллектуального анализа и data-mining.
СЦ позволяет не только проанализировать существующую обстановку, но и выявить тенденции ее развития, т.е. дает руководству средства прогнозирования с возможностью оценки достоверности прогноза. В этом случае руководитель может предвидеть изменение ситуации и его последствия в будущем. В СЦ применяются множество различных алгоритмов прогнозирования, среди которых чаще всего используются нейронные сети, MESA (Maximum Entropy Spectral Analysis), фрактальные методы, интегрированные методы.
Главным отличием СЦ, которое определяет его название, является ситуационное моделирование или возможность получить ответ на вопрос «что будет, если…». Моделирование позволяет руководителю заблаговременно увидеть возникающие угрозы и принять необходимые меры для их нейтрализации. Моделирование сложных экономических, политических, социальных ситуаций с большим числом управляющих параметров требует специализированных инструментальных пакетов, включающих внутренний язык описания моделей, средства численного интегрирования, оптимизаторы и развитый интерфейс.
СЦ помогает руководителю выбрать рациональное управленческое решение, дать рекомендации по выбору одного из многих вариантов. Здесь используются алгоритмы поиска наилучшего решения для определенного набора условий и достаточно часто применяются генетические алгоритмы, использующие методы эволюционных вычислений для ускоренной "селекции" лучших решений.
Эффективность работы ситуационного центра зависит в первую очередь того, насколько слаженно взаимодействуют друг с другом его специалисты. В СЦ эксперты работают с различными видами данных: текст, графика, аудио и видео. Основная задача инструментальных средств – способствовать наилучшему взаимопониманию всех специалистов, принимающих участие в работе центра, в независимости от направления их деятельности и уровня владения информационными технологиями.
В любой крупной государственной или коммерческой структуре ситуационный центр становится ключевым элементом в системе управления. В современных условиях четкая, отлаженная работа экспертов, аналитиков и руководителей является залогом успешной работы. В ситуационном центре создаются необходимые условия для коллективной работы операторов, профильных специалистов, консультантов, лиц принимающих решения.
Именно благодаря совместной работе большой команды специалистов, которые физически могут располагаться на значительном расстоянии друг от друга, руководители получают исчерпывающую информацию о текущей ситуации, а также о прогнозируемом развитии событий. Это позволяет принимать взвешенные управленческие решения.
В зависимости от режима работы поступающая информация обрабатывается либо в соответствии с заранее подготовленными сценариями, либо исходя из сложившейся обстановки. Информационная система должна быть настолько гибкой, чтобы иметь возможность реализовывать любые процедуры обработки и визуализации данных, которые могут потребоваться в процессе анализа ситуации.
В режиме проблемного мониторинга идет постоянное слежение за ситуацией и оперативное информирование руководителей о возможности возникновения чрезвычайных событий. В данном режиме определяются возможные источники информации, тематика либо набор кризисных процессов.
В режиме планового обсуждения идет коллективное рассмотрение аналитических материалов о ситуации на управляемых объектах и территориях. Устанавливается достаточно жесткий сценарий работы, согласно которому проводится собрание, изучаются доклады и сообщения. При подготовке обсуждения значительную сложность представляет предварительная подготовка сценариев демонстрации, поскольку всегда сложно спрогнозировать, как изменится ход обсуждения проблемы. Обсуждение зачастую просто выходит за рамки обозначенного сценария. В процессе обсуждения ситуационный центр должен быть максимально открыт для получения требуемых сведений и аналитических материалов из внешних источников.
В чрезвычайном режиме идет оперативное принятие решений и контроль их исполнения в случае непредвиденных и кризисных ситуаций. Исходные данные поступают в режиме реального времени из различных источников, а подготовка материала для принятия решений сведена к минимуму. Состав дополнительной информации, необходимой для решения непредвиденно возникшей проблемы, определяется в процессе обсуждения.
Эффект от внедрения ситуационного центра на уровне муниципального образования, города или региона может быть достаточно значительным. СЦ как информационно-аналитическая система, позволяющая оценить реальное состояние объекта управления, уловить развитие внутренних и внешних тенденций, рассмотреть возможные последствия действий, безусловно, будет способствовать принятию более грамотных и проработанных стратегических решений. Кроме того, СЦ позволяет значительно сократить затраты времени на принятия важных решений, что очень актуально в современных условиях.
На сегодняшний день уже во многих регионах России в органах государственной власти при проведении совещаний по стратегическим вопросам используются технологии ситуационных центров. Опыт проведения подобных мероприятий показывает, что результаты совещаний и сам процесс их проведения помогают навести порядок в планировании работ, организационном и функциональном структурировании, повышении мотивации сотрудников, совершенствовании контроля, внедрении принципов менеджмента качества.
Можно считать, что создание ситуационных центров становится важной задачей государственного управления нашей страны, поскольку это напрямую связано c обеспечением руководителей исполнительных органов государственной власти оперативной информацией, а также с постоянным мониторингом социально-экономической и общественно-политической ситуации, как в отдельном субъекте, так и стране в целом.
Максим Никитин/CNews