|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Одной из первостепенных задач для государства является информатизация огранов внутренних дел. К настоящему времени в этом направлении сделаны следующием шаги: разработана и уже функционирует единая система ЕИТКС МВД России, созданы отдельные учетные АИС по различным направлениям, автоматизированы сбор и обработка статистической информации. Правительством РФ ведется разработка дальнейшей стратегии внедрения и использования ИКТ в МВД России до 2012 года.
С 2005 года началась реализация Программы "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел" (ЕИТКС МВД России), рассчитанной на 2005 - 2008 годы.
В рамках одной из ее подпрограмм "Реконструкция и техническое перевооружение информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ" к 2006 году была также проведена реконструкция коммуникационных узлов ОВД федерального и регионального уровня. В столицах республик, краевых и областных центрах между зданиями подразделений ОВД были проложены волоконно-оптические линии связи, позволяющие развивать инфраструктуру ОВД, в т.ч. системы цифровой радиосвязи, видеонаблюдения, навигации и т.п.
По цифровым каналам связи к ЕИТКС подключены как подразделения ОВД по субъектам Российской Федерации, так и городские (районные) ОВД, дислоцирующиеся в республиканских, краевых и областных центрах, а также подразделения УВД на транспорте и Федеральной миграционной службы (ФМС) России, расположенные в отдельно стоящих зданиях. Организованы устойчивые скоростные магистральные цифровые каналы связи Е1 (2 Мбит/с) регионов с главным коммутационным узлом МВД России. Обеспечена возможность проведения видеоконференций между 66 регионами. Проведено техническое переоснащение 73 региональных информационных центров и 9 информационных центров УВД на транспорте.
В 2006 году также были завершены работы по созданию системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации (АДИС) федеральных округов, федеральной АДИС-ГИАЦ, региональных АДИС в 23 субъектах РФ. Общий объем автоматизированной дактилоскопической информации, накопленной в межрегиональных АДИС-ФО, федеральной АДИС-ГИАЦ к 2006 году составлял более 32 миллионов дактилокарт. В настоящее время он превышает 71 миллион дактилокарт.
В 2006 году 82 региональных ИЦ были оснащены типовыми программно-техническими комплексами "ИБД-Регион", что позволило автоматизировать формирование и использование оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетов, обеспечить взаимный доступ к ИБД-Р регионов.
Таким образом, создание ЕИТКС МВД России позволяет интегрировать различные автоматизированные централизованные базы данных как регионального, так и федерального уровня и предоставлять доступ к ним всем подразделениям ОВД. В результате на общегосударственном уровне формируются справочные ресурсы, содержащие информацию о событиях, относящихся к ведомству МВД и происходящих на всей территории Российской Федерации.
Существующие в МВД России оперативно-справочные информационные ресурсы позволяют получать необходимые данные о задержанных лицах, еще неустановленных преступниках и т.д. Их отличительной особенностью является наличие большого количества записей при относительно кратком, справочном описании объекта учета.
Оперативно–справочные информационные ресурсы (оперативно-справочные учеты) включают в себя пофамильную и дактилоскопическую базы данных российских граждан и иностранцев, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных или разыскиваемых. Эти базы данных централизованно-местные.
В централизованной базе данных, которая ведется ГИАЦ МВД РФ, содержатся сведения об осужденных на всей территории России к исключительной мере наказания и лишению свободы, независимо от состава преступления и срока наказания, осужденных к лишению свободы условно, осужденных в иностранном государстве и переданных России, а также о лицах, объявленных в розыск.
В местных базах данных, формируемых в автономных республиках, краях и областях, кроме сведений, перечисленных выше, содержатся данные о гражданах, совершивших преступления или отбывающих наказание на территории конкретной республики, края, области.
Учет осуществляется в виде двух параллельных и взаимосвязанных картотек: пофамильной (алфавитной) и дактилоскопической, основанной на десятипальцевой дактилоскопической системе регистрации.
В учетной алфавитной картотеке вместе с анкетными данными человека приводятся сведения о его судимостях, арестах, задержаниях и т.п., указывается дактилоскопическая формула, имеется оттиск указательного пальца правой руки. Для особо опасных рецидивистов в учетных карточках фиксируется, каким судом и когда было принято решение о назначении наказания.
Учетная дактилоскопическая карта содержит краткие анкетные данные, сведения о судимости, арестах и особых приметах человека, поставленного на учет, оттиски пальцев рук и полную дактилоскопическую формулу.
Одной из распространенных отечественных автоматизированных систем, обеспечивающих надежное хранение, накопление базы дактилоскопических данных и, главное, автоматизированную, весьма эффективную обработку такой информации, является автоматизированная дактилоскопическая информационная система "Папилон" (АДИС "Папилон"). В рамках этой системы разработана методика быстрого "живого" дактилоскопирования задержанного с помощью сканера без длительной и неприятной обычной процедуры (окрашивание пальцев типографской краской и т.д.), гарантирующая высокое качество отпечатков и обеспечивающая мгновенную их передачу в компьютер АДИС.
Для учета иностранцев, помимо ведения пофамильных и дактилоскопических картотек, используется автоматизированная информационная система (АИС) "Криминал-И", позволяющая в значительной степени облегчить обработку и получение информации, обобщенной на федеральном уровне.
В связи с большой информационной и идентификационной значимостью дактилоскопического учета, в РФ принят Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
В МВД России активно используются базы данных, необходимые для розыска не только преступников, но и пропавших без вести граждан. Эти информационные ресурсы также централизованно-местные и ведутся в ГИАЦ МВД РФ и в региональных информационных центрах.
В розыскных базах данных (розыскных учетах) содержатся сведения о лицах, объявленных в федеральный розыск (совершивших преступления и скрывшихся от следствия и суда, бежавших из-под стражи и из мест лишения свободы, уклоняющихся от выплаты денежных сумм по искам) и без вести пропавших лицах; несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов и других аналогичных учреждений, а также бежавших из детских приемников-распределителей, спецшкол и др.; психически больных, а также лицах, находящихся в беспомощном состоянии и ушедших из дома или медицинских учреждений; лицах, находящихся в различных медицинских учреждениях и не способных в силу состояния здоровья или возраста сообщить о себе какие-либо данные; неопознанных трупах.
В связи с внедрением в регистрационную систему информационных технологий наиболее перспективным направлением оптимизации и повышения эффективности информационного обеспечения правоохранительных органов является создание и использование автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). В настоящее время для оперативного розыска преступников используются универсальные и специализированные автоматизированные системы.
АИПС универсального назначения — многоцелевые, сложные системы, содержащие комплексную информацию, имеющую значимость и на федеральном, и на региональном уровне. В АИПС собирается информация централизованного характера (АБД-центр) и информация областного характера (АБД-область). В АБД-центр находятся и обрабатываются данные об особо опасных рецидивистах, ворах в законе, авторитетах преступного мира, тяжких нераскрытых преступлениях, изъятых, утраченных и выявленных номерных вещах. В АБД-область в свою очередь содержится информация о лицах, поставленных на оперативный учет, о нераскрытых преступлениях, похищенных и изъятых вещах, утраченном и выявленном огнестрельном оружии и т.д.
К числу специализированных относятся 6 АИПС. АИПС "Автопоиск" содержит информацию обо всех угнанных, задержанных, похищенных и бесхозных автотранспортных средствах. АИПС "Оружие" обеспечивает автоматизированный учет утраченного, похищенного и выявленного нарезного огнестрельного оружия, в том числе легкого стрелкового вооружения, гранатометов, огнеметов, артиллерийских систем (ствольных и реактивных). АИПС "Антиквариат" осуществляет автоматизированный учет утраченных и выявленных предметов, представляющих историческую, художественную или научную ценность (археологические находки, предметы древности, исторические реликвии, художественные произведения и предметы прикладного искусства и др.). АИПС "Опознание" обеспечивает централизованный сбор информации о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях. АИС "ВР-оповещение" — автоматизированная система учета лиц, объявленных в федеральный розыск (преступников). &АИС "ОВИР-криминал" содержит сведения об иностранцах и лицах без гражданства, в том числе совершивших административные правонарушения или преступления либо в отношении которых совершены преступления; находящихся в розыске, под следствием, арестованных или отбывающих наказание; участвовавших в дорожно-транспортных происшествиях.
В базы данных криминалистической информации (криминалистические учеты) собираются криминалистически значимые сведений об особо опасных преступниках, их жертвах и связанных с ними событиях.
Криминалистические учеты ведутся не только на федеральном и местном, но и на межгосударственном уровне в ГИАЦ МВД РФ. При этом накопление и обработка криминалистически значимой информации в ГИАЦ осуществляется в Федеральном банке криминальной информации (ФБКИ), а на местах в Региональных банках криминальной информации (РБКИ).
В этих базах данных накапливается информация об особо опасных преступниках (бандитах, насильниках, вымогателях, убийцах, террористах, мошенниках, сбытчиках наркотиков и др.); особо тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях с характерным способом совершения (насильственные с особой жестокостью, сопровождаемые особой дерзостью и исключительным цинизмом, профессионализмом и организованностью, квалифицированные кражи имущества, хищения в финансово-кредитной системе и др.), а также о хищениях ценностей из металлических хранилищ. При этом параллельно используются автоматизированные банки данных, имеющие подсистемы "Досье", "Насилие", "Сейф".
В криминалистических учетах хранится информация о месте, времени и предмете преступления, а также о его особенностях. Эта информация используется не только для раскрытия и предупреждения преступлений, но и в учебных целях. Значительное место в этой базе данных занимают сведения, поступающие от специалистов в области баллистики, дактилоскопии, почерковедения и из экспертно-криминалистических подразделений.
В настоящее время справочные информационные системы созданы или создаются во всех областях судебно-экспертных и особенно криминалистических исследований. Например, существует АИПС "Марка", содержащая эталонные образцы лакокрасочных материалов и покрытий; АИПС "Спектр", аккумулирующая спектры красителей письма; АИПС "Волокнистые материалы"; АИПС "Смазочные материалы" и др.
Все справочные системы работают в двух режимах: пакетном и диалоговом, а данные могут выдаваться в виде компьютерных распечаток или в виде файлов.
С 1 апреля 2007 г. Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД России и информационные центры (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ осуществляют ведение Реестра дисквалифицированных лиц.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Работодатели имеют возможность проверять управленцев и обращаться в реестр за информацией, так как если работодатель принимает на работу дисквалифицированного управленца, то за это нарушение полагается штраф до 100 тыс. рублей.
За всю историю внедрения средств автоматизации в деятельность МВД РФ одними из первых создавались и реально эксплуатировались как на федеральном, так и на региональном уровнях автоматизированные системы сбора, обработки и представления статистической информации.
В настоящее время автоматизирована обработка 13 федеральных и 16 ведомственных форм отчетности о состоянии преступности и 60 форм о результатах оперативно-служебной деятельности ОВД.
Отчетность о состоянии преступности формируется во всех субъектах Российской Федерации на основе автоматизированной обработки документов первичного учета, причем в 44 субъектах Федерации автоматизирован сбор учетной информации и в горрайорганах внутренних дел. Эти требования распространяются на всех дознавателей и следователей.
Вся отчетность представляется на федеральный уровень по ведомственной сети передачи данных и проходит сложный, многоуровневый контроль. Причем подразделения, представившие отчетность, получают, как правило, в реальном режиме времени, то есть во время сеанса связи, уведомления обо всех выявленных в отчетности ошибках.
Годовой объем поступающей статистической информации составляет 25-30 млн символов. В настоящее время федеральная база статистических данных содержит сведения с 1970 г., объем базы превысил 70 млн. показателей.
Доступ мобильных сотрудников ОВД к информационным ресурсам различного уровня в режиме реального времени обеспечивает радиосеть передачи данных "Доступ" (РСПД "Доступ"), которая предназначена для передачи данных по радиоканалу и обеспечения доступа к региональным и федеральным банкам данных ОВД удаленных сотрудников.
С завершением реализации в полном объеме ЕИТКС МВД России будет обеспечена возможность получения информации из банков данных общего и специального назначения сотрудникам более 4-х тысяч ОВД через автоматизированные рабочие места, установленные в дежурных частях, в комнатах разбора с задержанными, следственно-оперативных групп, подразделениях оперативно — розыскной информации, паспортно-визовой службы, Госавтоинспекции, экспертно-криминалистических центров, опорных пунктах общественного порядка.
На практике любой сотрудник ОВД, имеющий соответствующий допуск, сможет получить интересующую его информацию, аккумулируемую в учетах всех уровней: от федерального до районного. При этом не будет иметь значения регион пользователя и информационного ресурса. Система позволит получать информацию оперативно, что значительно ускорит процесс раскрытия преступлений, исполнения запросов, разрешения заявлений и отработки сообщений граждан.
К ЕИТКС уже подключена почти четверть из запланированных объектов, среди которых помимо центрального аппарата присутствуют подразделения из 83 регионов и районов страны. За 11 месяцев прошлого года 41 тысяча пользователей осуществили 64,7 миллиона обращений к системе. Более двух третей из них были успешными, то есть запрашиваемая информация была найдена. Очень серьезно удалось укрепить криминалистический блок, с помощью которого в прошлом году была подготовлена доказательная база к 72,5% всех расследованных преступлений. В 33 регионах создана сеть автоматизированных лабораторий ДНК-анализа, в 62—функционируют лаборатории, занимающиеся идентификацией голоса: для раскрытия преступлений террористического характера, в том числе так называемого телефонного терроризма, их работа просто неоценима. Внедрение автоматизированной дактилоскопической информационной системы позволило в несколько раз увеличить эффективность дактилоскопических экспертиз.
Практическое использование новых технических возможностей ЕИТКС в 2006 году позволило более чем в 2,5 раза по сравнению с 2005 годом увеличить количество отработанных запросов по оперативно-справочным, криминалистическим и розыскным учетам, в том числе, более чем в 3 раза — по дактилоскопическим учетам.
Это позволило на 70% больше установить личностей неопознанных трупов, более чем на 50% совпадений по следам, изъятым с мест нераскрытых преступлений, выявить более 91 тысячи фактов искажения паспортных данных. В ОВД по субъектам Российской Федерации, подключаемых к ЕИТКС, увеличилась раскрываемость преступлений по "горячим следам".
Все мероприятия, проводимые в масштабах МВД России, обеспечиваются информационной поддержкой, осуществляемой ГИАЦ и ИЦ регионов.
В 2007 г. правоохранительным органам Российской Федерации удалось добиться снижения количества зарегистрированных убийств, разбойных нападений, грабежей, краж.
Число зарегистрированных в 2007 г. преступлений по регионам
Источник: Росстат, 2008
Одним из главных результатов работы МВД РФ можно считать стабилизацию и некоторое оздоровление криминогенной обстановки в стране. За каждой цифрой, за каждой десятой процента стоят судьбы, здоровье, жизни людей.
Статистика зарегистрированных преступлений по округам
Источник: Росстат, 2008
Данные последних лет, приведенные на сайте Росстата, позволяют надеяться как минимум на стабилизацию криминогенной обстановки в стране в целом, а, возможно, и на появление устойчивой тенденции к снижению уровня преступности.
Статистика числа преступлений в пересчете на душу населения по годам
Источник: Росстат
В числе наиболее распространенных преступлений на территории Российской Федерации уже на протяжении многих лет были и остаются кражи, грабежи и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Распределение преступлений по видам, 2006
Источник: Росстат, 2008
Согласно имеющимся данным, благодаря использованию различных автоматизированных систем раскрывается свыше 80% преступлений в целом. Таким образом, руководство МВД РФ всегда уделяло немалое внимание внедрению передовых информационных технологий в деятельность ведомства.
Бурное развитие ИКТ привело в 2002 году к созданию новой редакции Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России. Концепция была призвана определить основные направления развития информационно-вычислительных систем и создать предпосылки для применения программно-целевых методов в планировании работ по информатизации органов внутренних дел, оптимизации ресурсного обеспечения и проведению единой научно-технической политики.
Все более широкое применение в деятельности подразделений МВД получают геоинформационные системы. С их использованием создаются: информационно-аналитические системы, сигнально-управляющие системы, системы мониторинга подвижных объектов.
Например, система мониторинга и управления транспортными средствами МВД предназначена для отслеживания местоположения транспортного средства на фоне электронной карты местности на мониторе компьютера диспетчерского центра в реальном времени, а также для круглосуточного контроля оперативной обстановки и возможности своевременного принятия решений о необходимых действиях. Использование системы в полном комплекте (охрана+мониторинг) позволяет быстро определять ближайший к тревожному объекту патрульный экипаж, давать ему указания об оптимальном маршруте следования, значительно сокращая время реагирования на вызов и существенно повышая вероятность задержания преступника.
Для мониторинга транспортного средства возможно использование различных видов связи: УКВ, сотовой, транковой, спутниковой. Спутниковая связь обеспечивает контроль и управление транспортными средствами, перемещающимися по большим территориям (область, несколько смежных областей, вплоть до пространства всей России, стран СНГ и всего мира).
В МВД России, как и во всей стране, до последнего времени наблюдалась тенденция оборудовать различные транспортные средства аппаратурой систем мониторинга, основанных на технологиях спутниковой навигации GPS, использующей данные американской спутниковой системы NavStar. Но в настоящее время, в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации, МВД России приступило к проверке работоспособности терминальных устройств системы мониторинга подвижных объектов, использующих модуль приема навигационных сигналов ГЛОНАСС ("Глобальная навигационная спутниковая система", Россия).
Объектами внедрения информационно-аналитических систем на базе ГИС являются, в первую очередь: подразделения, осуществляющие сбор и обработку оперативно-розыскной информации, моделирование и прогнозирование возможного развития ситуаций; штабные подразделения и ситуационные центры.
Сигнально-управляющими системами и системами мониторинга подвижных объектов оснащаются: дежурные части ОВД, специальные подразделения милиции (ОМОН и ОМСН), ситуационные центры, подразделения транспортной милиции.
В 2007 году была продолжена разработка новых и модернизация существующих систем, включающих в себя ГИС-приложения, как для стационарных, так и для мобильных абонентов на базе различных средств вычислительной техники, включая КПК. При этом предполагается, что система информационного взаимодействия будет построена с учетом корпоративных стандартов и технологий ЕИТКС ОВД, с использованием отечественных лицензионно чистых ГИС
Сегодня количество документов, учитываемых в ИЦ ОВД, составляет сотни миллионов, учет большинства из них автоматизирован. Однако объем централизованных учетов ИЦ растет и, вместе с этим, растут потребности абонентов в доступе к этим информационным ресурсам.
В связи с этим ведется разработка "Концепции информатизации МВД России на 2008-2012 годы" Поскольку все эти работы должны быть взаимоувязаны между собой, а, в дальнейшем, обеспечено и межведомственное взаимодействие ОВД и других органов власти в автоматизированном режиме, можно ожидать, с одной стороны, дальнейшего повышения уровня автоматизации центральных учетов ИЦ, проведения новых работ по внедрению новых автоматизированных систем, а с другой — увеличения расходов на обслуживание и поддержание работоспособности введенных в эксплуатацию ИКТ-систем.
Ольга Амелина, Наталья Рудычева / CNews