|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Обеспечение комплексной безопасности в масштабах государства требует развития горизонтального взаимодействия различных органов исполнительной власти. Благодаря использованию ситуационных центров создается новая модель системы обеспечения безопасности, позволяющая быстро реагировать на любые угрозы и минимизировать влияние человеческого фактора при принятии решений. В последнее время количество хорошо оснащенных центров постоянно увеличивается, и уже можно говорить о важности их роли в обеспечении межведомственного взаимодействия.
Категория «безопасность» в нормативно-правовом регулировании вопросов обеспечения безопасности разбивается на ряд специализированных видов: национальную, общественную, экономическую, экологическую, промышленную, информационную, физическую, санитарно-эпидемиологическую и т.д. Это приводит к узкой компетентной специализации исполнительных и контрольно-надзорных органов, проведению ими во многом обособленных защитных мероприятий, которые, по сути, взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга прямое или косвенное влияние.
Известно, что стоимость мероприятий по недопущению катастрофического развития событий ниже, чем затраты на борьбу с ними и последствиями случившегося. Концепция ситуационных центров, как комплексных информационно-аналитических систем поддержки, принятия и контроля исполнения управленческих решений является сегодня весьма популярной.
Система мониторинга лесных пожаров МЧС
Источник: МЧС России, 2008
Ситуационные центры позволяют создать новую модель системы обеспечения безопасности, интегрирующую специализированные виды безопасности на основе комплексного подхода и применения интеллектуальных технологий с возможностями выполнять функциональные задачи по своевременному выявлению и пресечению угроз криминального, террористического, природного характера и, самое главное, способную минимизировать влияние человеческого фактора при принятии решений.
Создание ситуационных центров является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. Без преувеличения можно сказать, что ситуационные центры сейчас—это технологическая основа государственного управления. Ситуационные центры существуют сегодня в Министерстве природных ресурсов РФ, Минатоме и Росэнергоатоме, МЧС России, Московском метрополитене, администраций ряда регионов. Активно создают их и крупные промышленные и нефтегазовые компании. Достаточно давно работает ситуационный центр президента РФ.
Существует три типа ситуационных центров (в качестве классификационного признака выбран их масштаб) - это стратегические, позволяющие решать глобальные задачи, прогнозировать долгосрочные тенденции. Этот вид центров востребован руководителями страны главами регионов, отраслей, директорами транснациональных компаний; оперативные, помогающие управлять небольшой отраслью или крупной компанией в режиме реального времени. Именно эта категория ситуационных центров наиболее полно представлена на рынке; персональные, направленные на оповещение руководителей даже небольших компаний о положении дел, на получение экспресс-оценок.
Важно отличать ситуационные центры от просто центров мониторинга, которые аккумулируют информацию о событиях, анализируют ее и генерируют совокупную статистику. При этом само понимание ситуации возникает исключительно в голове у руководителя или специалиста по безопасности. Это не всегда объективно, особенно если руководитель не является экспертом в рассматриваемой области. Лучше, когда центр проводит хотя бы первичный анализ собранных данных и имитирует развитие ситуации.
Основным элементом технического оснащения ситуационных центров является экран коллективного пользования, позволяющий создать единый информационный язык для лиц, работающих в ситуационном центре. Экран может представлять собой видеостену или проекционную установку.
Ситуационный центр губернатора Иркутской области
Источник: Правительство Иркутской области, 2008
Видеостены, то есть системы мультиэкранного отображения данных различного вида (электронные карты, видеоизображения, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде) предназначены для коллективного пользования и, благодаря модульной конструкции, могут быть сконфигурированы индивидуально под конкретные помещения и задачи.
Ключевым свойством для видеостен является разрешение и, соответственно, информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество "окон", содержащих полноценные изображения от множества источников. Для представления дополнительной информации используются мониторы и плазменные панели.
Необходимыми техническим средствам оснащения ситуационных центров также являются средства видеоконференцсвязи, передающие изображение и звук по телекоммуникационным сетям и использующие различные конфигурации связных терминалов - как в виде автономных устройств, так и на базе персональных компьютеров. Высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференцсистемы, а также системы управления светом; электронные средства ввода графических данных: сканеры, цифровые фото и видеокамеры (сюда же можно отнести и специализированные документкамеры). Насущной необходимостью при управлении сложными аппаратными комплексами, где изменение состояния системы требует одновременного переключения множества устройств (коммутаторов, микшеров, источников и т.д.) становятся интегрированные системы управления. Для организации работы ситуационного центра необходимо иметь несколько типов рабочих станций: презентационную, станцию для проведения аналитических расчетов, студию нелинейного монтажа для работы с видеоматериалами, узел связи с абонентскими пунктами для взаимодействия с другими информационными системами.
Различают три режима работы ситуационного центра. Первый — режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности на той или иной территории, в отрасли, среди определенных групп населения. Второй — плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с возможностью получить необходимую информацию из хранилищ ситуационного центра, с разработкой системы моделирования. Третий — режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.
Показательным примером межведомственного взаимодействия при возникновении чрезвычайной ситуации может служить работа Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России. Специалисты территориальных органов МЧС России собирают информацию, обобщают, анализируют ее, и не только сами используют в работе, но передают в НЦУКС и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.
НЦУКС - это именно национальный центр, в его работе участвуют не только представители МЧС России, но и других федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Ликвидация любой чрезвычайной ситуации - это обязательно межведомственное взаимодействие, в котором МЧС России осуществляет оперативное управление либо координирует усилия всех участников операции. В здании НЦУКС в Москве, например, предусмотрены места для всех специалистов, которые входят в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с прямым включением в сеть и, соответственно, с доступом к ведомственным базам данных.
Структура программно-аппаратного комплекса АС НЦУКС
Источник: Национальный центр управления в кризисных ситуациях
Еще один яркий пример применения комплексного подхода при решении проблем обеспечения безопасности - создание единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области. Правительство Нижегородской области утвердило соответствующую Концепцию , где подчеркивается, что эффективная работа системы мониторинга как общей информационно-технологической инфраструктуры возможна только при использовании интеллектуальных технологий. Это дает возможность автоматизировать сложный и дорогостоящий труд специалистов по обеспечению безопасности и повысить социально-экономический эффект от финансовых вложений.
В указанной Концепции предусматривается создание единого регионального антикризисного ситуационного центра (АСЦ) как центра управления кризисными и чрезвычайными ситуациями. Одним из принципов работы АСЦ называется объединение и комплексирование на функциональной основе информационных и технологических систем, созданных и создаваемых в органах государственной власти, местного самоуправления, отраслях, службах районов, городов Нижегородской области, для решения задач в интересах обеспечения безопасности, жизнедеятельности и оперативного реагирования на происходящие чрезвычайные ситуации.
И этот ситуационный центр уже активно создается. Например, 19 марта 2008 года в нем состоялся запуск в тестовую эксплуатацию сети подвижной связи стандарта ТЕТРА, которая в дальнейшем может быть использована для создания службы "112". Возможности применения профессиональной подвижной радиосвязи стандарта ТЕТРА очень широки. Сети радиосвязи TETRA можно быстро развернуть в любой местности, даже там, где никогда не существовало инфраструктуры связи. Радиостанции автомобильного базирования, которые можно установить хоть на легковую машину, хоть на вездеход, покрывают значительные территории, сохраняют работоспособность в любых условиях, дают возможность связаться со всеми необходимыми в данной ситуации лицами посредством нажатия всего одной кнопки. Еще одно преимущество стандарта ТЕТРА—переговоры в этом стандарте могут быть зашифрованы и возможность несанкционированного прослушивания затруднена.
Летом 2007 года в Ростове-на-Дону был сдан в эксплуатацию ситуационный центр "Безопасный город", который подчиняется городскому Управлению внутренних дел, но объединяет информационные ресурсы всех организаций, имеющих отношение к обеспечению безопасности.
Система "Безопасный город"
Источник: интернет-канал Дон-ТР
В настоящее время в Ростове-на-Дону развернута система безопасности на базе комплекса VideoNet, в состав которой входит 138 стационарных и купольных камер, установленных на вокзалах, стадионах, улицах и площадях, в парках, театрах и кинотеатрах, в спальных районах, при въездах в город. Кроме того, видеонаблюдение ведется также при помощи беспилотного летательного аппарата "ОКО-1". Видеоизображение передается в ситуационный центр в режиме реального времени и с высоким разрешением, что позволяет при необходимости идентифицировать людей и транспортные средства. Операторы, работающие в ситуационном центре, имеют доступ ко всем региональным и федеральным базам данных, что дает возможность мгновенно получать необходимую информацию.
На электронной карте города отображается местоположение патрульных машин, которые оборудованы системой связи, находятся в постоянном контакте с оператором и готовы при первой необходимости выехать на место происшествия. Специализированная система сканирования "Поток" позволяет идентифицировать автомобили, находящиеся в розыске. На улицах Ростова-на-Дону установлены пункты экстренной связи.
Ситуационный центр служит для управления терминалами ОКСИОН, установленными в городе в рамках создания МЧС России общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения. На этих терминалах в случае возникновения опасности будет отображаться важная информация для граждан, которая позволит им сориентироваться в сложившейся обстановке.
В мае 2006 года начал свою работу Ситуационный центр Санкт-Петербурга. В соответствии с принятым регламентом, информацию в него должны передавать Северо-Западное таможенное управление, УФМС России по СПб и ЛО, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям СПб, УФСКН России по СПб и ЛО, ГУВД СПб и ЛО, все комитеты городской администрации, Лицензионная палата СПб, ГАТИ, Управление по строительству сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений, ГУ МЧС России по СПб. От некоторых из этих ведомств информация поступает в режиме онлайн, а от некоторых—раз в год. За каждым ведомством закреплен компьютер с базами данных, информация с которого при необходимости выводится на большой монитор, который находится в зале совещаний.
Ситуационный центр начинает работать во внештатных и кризисных чрезвычайных ситуациях, при проведении общегородских мероприятий, а также постоянно контролирует оперативную обстановку в городе. Он находится в ведении Комитета по информатизации и связи администрации Санкт-Петербурга и не имеет единого начальника: в зависимости от ситуации центр возглавляют руководители МЧС России, ГИБДД, ГУВД.
В Ситуационный центр стекаются оперативные сводки, репортажи СМИ, информация с видеокамер, расположенных на Невском проспекте, в вестибюлях станций метро, а также в наиболее напряженных точках города. В дальнейшем планируется подключить с нему и экраны МЧС России, которые будут установлены в Санкт-Петербурге для оповещения и чрезвычайных ситуациях.
Ольга Амелина, Наталья Рудычева/CNews