|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Сегодня большинство регионов Российской Федерации стремится создать собственные информационные системы в социальной сфере . Возрастающая заинтересованность в них обусловлена необходимостью автоматизации управления социальной сферой и налаживания эффективного информационного обмена между различными ведомствами. Ожидается, что с введением региональных социальных регистров будет достигнуто повышение эффективности расходования бюджетных средств и созданы благоприятные условия для информатизации деятельности органов государственной власти в социальной сфере. Немаловажным вопросом здесь, конечно, является выбор подходов к реализации типовых решений.
Региональный социальный регистр населения (РСРН) и Региональный регистр унифицированных социальных карт (РР УСК)—два обязательных компонента региональной системы унифицированных социальных карт, представляющих собой государственные информационные ресурсы, а именно: базы данных о фактически осуществленных действиях в сфере социальной поддержки. В Региональном регистре унифицированных социальных карт содержится информация о выданных гражданам унифицированных социальных картах, а также персональная информация о держателях унифицированных социальных карт и их правах на меры социальной поддержки. Формирование и ведение РР УСК осуществляется организацией, уполномоченной администрацией региона. При помощи этого регистра осуществляется сбор и обработка информации о выпуске и обращении социальных карт, фактически предоставленных услугах и мерах социальной поддержки.
Региональный социальный регистр населения (РСРН) – это государственный информационный ресурс субъекта Российской Федерации, который представляет из себя территориально-распределенную базу данных, содержащую информацию о гражданах, имеющих право на социальную поддержку и зарегистрированных в пределах субъекта Российской Федерации. Пользователями РСРН являются органы государственной власти и органы местного самоуправления субъекта Российской Федерации, в компетенцию которых входит учет предоставленной социальной помощи и контроль использования бюджетных средств, выделенных на эти цели; организации, оказывающие услуги гражданам, имеющим право на получение социальной помощи; информационно-расчетные центры, осуществляющие расчеты платежей за жилищно-коммунальные услуги; граждане РФ, получающие социальные услуги.
АИС «Социально-платежная карта»
Источник: Администрация ХМАО
Региональный социальный регистр населения взаимодействует с Региональным регистром унифицированных социальных карт путем предоставления и обмена данными, которые необходимы для выпуска и обращения социальных карт. Взаимодействие происходит на основе утверждаемых регламентов.
Создание Регионального социального регистра населения позволяет повысить доступность и качество социальных услуг и эффективность деятельности органов социальной защиты населения, обеспечить адресность социальной помощи и эффективность использования бюджетных средств при реализации социальных программ. Это достигается за счет предоставления мер социальной поддержки и обслуживания граждан, а также благодаря различным формам информационного взаимодействия, таким как предоставление актуальной и достоверной информации о населении, аналитических отчетов и статистических сведений о потребностях граждан, фактически предоставленных мерах социальной поддержки. Предоставляя и актуализируя данные о льготниках, формируя и передавая выплатные данные, получая данные о транзакциях и формируя сведения о фактически предоставленных мерах социальной помощи, социальный регистр населения играет важную роль в работе информационной системы «Социальная карта».
Основными задачами, возложенными на социальный регистр населения, являются:
Социальный регистр населения – это составная часть электронного правительства региона. На его базе могут быть созданы региональные социальные информационные службы, так называемые call-центры. В дальнейшем они могут стать основой для развития информационного обслуживания граждан – создания социального портала, обеспечения доступа к справочной информации граждан через информационные киоски и сеть интернет.
Электронный социальный регистр населения позволяет упростить процедуру назначения выплат. Информация, занесенная в социальный регистр, позволяет до минимума уменьшить количество необходимых для назначения выплаты или льготы документов. В связи с этим сокращается время приема граждан, который происходит в течение нескольких минут.
Социальный регистр населения – это основа построения региональной системы социальных карт, благодаря которой становится возможной единая идентификация и унификация предоставления социальных услуг и определяются права на выпуск социальной карты. Таким образом при оказании государственных социальных услуг обеспечивается принцип «одного окна».
Схема организации электронного социального регистра населения
Источник: презентация М.В.Карповича «Электронный социальный регистр
населения Санкт-Петербурга—инструмент решения задач монетизации
и социальной реформы», Конференция «Государство в XXI веке»
Основу социального регистра составляют электронные дела граждан, в которых содержатся личные данные льготника, а также фиксируется история взаимодействия с этим человеком. Так, электронное личное дело гражданина содержит более девяноста полей со сведениями о выплатах в его адрес, его состоянии здоровья, об оказанных ему льготных услугах, его родственных отношениях и составе семьи, сведения о доходах семьи, трудовой деятельности и условиях проживания.
Информационное взаимодействие между ИТ-системами, созданными в различных ведомствах, возможно на основе механизма, позволяющего однозначно идентифицировать сведения о конкретном гражданине, имеющиеся в различных базах данных.
В настоящее время данные о гражданине, имеющиеся в ведомственных системах учета населения, введены вручную и имеют свой собственный, часто уникальный формат представления. Более того, личная информация гражданина со временем может меняться (смена фамилии или паспорта, изменение места жительства), но внесение этих изменений в базу данных не производится до момента повторного обращения человека в ведомство. Таким образом, однозначная идентификация гражданина является крайне затруднительной, а на поиск и актуализацию каких-либо данных необходимо потратить немало времени. Такая ситуация приводит к значительному росту финансовых и временных затрат, технологическим потерям и увеличению очередей.
Социальный регистр населения может служить ядром, обеспечивающим совместимость и синхронизацию данных во всех ведомственных информационных системах. За счет автоматизации процессов получения сведений о заявителях снижается трудоемкость работ в органах социальной защиты населения. Социальный регистр населения обладает встроенными средствами поиска и аналитики финансовых расчетов, подготовки справок и отчетов. Информационная система электронного социального регистра населения оснащена встроенной подсистемой атрибутивного поиска по личным делам граждан, а также имеет возможность сбора и аналитической обработки статистической информации, встроенные средства подготовки аналитических справок, формирования отчетов, расчетов и выплатных массивов. Кроме того, информационная система позволяет проверять соответствие объема оказанных услуг объему перечисленных средств.
Состав подсистем социального регистра населения
Источник: ГК «Систематика»
Вся информация, заносимая в социальный регистр населения, является конфиденциальной, поэтому доступ к ней должен быть ограничен. Для обеспечения защиты информации, содержащейся в социальном регистре, должны быть разработаны и реализованы соответствующие технические и организационные мероприятия, например, предусмотрены ведение реестра пользователей, учет доступа пользователей к информации, защита от несанкционированного доступа, шифрование информации при передаче по каналам связи и другие виды защиты информации.
Электронный социальный регистр населения уже используется в таких субъектах Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Республики Карелия и Мордовия, Тюменская, Ярославская, Саратовская области, Ханты-Мансийский АО.
Одним из показательных примеров подхода к разработке социальных регистров является Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга, существующий с 2005 года и являющийся инструментом решения задач монетизации и социальной реформы. В 1999 году в Санкт-Петербурге были проведены работы по подготовке проекта социального регистра, в 2001 году был определен исполнитель проекта, которым была изучена предметная область и разработано техническое задание на систему в целом. В течение 2002-2003 г.г. было произведено обследование объектов автоматизации, разработан макет системы социального регистра, а затем и сама система. В 2003 году система находилась в опытной эксплуатации, в последующие 2 года в соответствии с изменяющимся законодательством была произведена ее модернизация и доработка. С 2005 года Электронный социальный регистр населения работает в полную силу, а в 2007 году Комитет по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга объявил об открытом конкурсе на его доработку.
По данным на 2005 год, численность населения Санкт-Петербурга составляла 4,6 млн. человек, при этом в электронном социальном регистре города насчитывалось 3,9 млн. личных дел граждан различных слоев населения: от детей до пенсионеров. Личное дело гражданина состояло из 11 групп атрибутов, было создано более 300 отчетов, использовалось более 50 справочников. Пользователями системы являлись около 3 тыс. человек.
Сегодня Электронный социальный регистр Санкт-Петербурга содержит личные дела граждан, выполняет функции по формированию отчетности, используемой при анализе социальной обеспеченности граждан и планировании бюджета, проводит автоматизированные сверки с внешними организациями и формирует выплатные массивы. В функции регистра также входит предоставление справочных данных при консультировании граждан и поддержка принятия решений при определении прав граждан на социальную помощь. Электронный социальный регистр Санкт-Петербурга активно используют сотрудники социальных органов, работающие с населением и ведущие прием граждан, сотрудники финансово-экономического подразделения, занимающиеся подготовкой бюджета, и руководители подразделений и организаций, анализирующие информацию о запрошенной и фактически оказанной социальной помощи.
Функциональная архитектура автоматизированной информационной системы электронного социального регистра населения (АИС ЭСРН)
Источник: презентация М.В.Карповича «Электронный социальный регистр
населения Санкт-Петербурга—инструмент решения задач монетизации
и социальной реформы», Конференция «Государство в XXI веке»
Другой пример—проект «Социальная карта москвича», для реализации которого в подведомственном подчинении Департамента экономической политики и развития г. Москвы было создано Государственное унитарное предприятие «Московский социальный регистр» (ГУП МСР), на которое возложены функции создания и ведения Единого реестра социальных льготников (ЕРСЛ) и реализации на его основе Единой городской базы данных населения Москвы (ЕГБДН). При помощи Единого реестра социальных льготников сегодня производится выверка данных органов социальной защиты населения Москвы, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, ГУП "Московский метрополитен", ФГУП "Московская железная дорога", Банка Москвы, предприятий торговли и т.д. об использовании бюджетных средств, выделенных в рамках социальных программ Москвы. Таким образом обеспечено межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти и организаций города Москвы.
В результате внедрения Единого реестра социальных льготников (ОИАС ЕРСЛ) повысилась эффективность использования целевых бюджетных средств, достоверность данных о льготниках в городских базах данных, увеличился сбор доходов от проезда на общественном транспорте, улучшилось социальное обслуживание льготных категорий населения, а также создан механизм взаиморасчетов за оказанные льготным категориям населения услуги. Так , на Московском метрополитене в 2005 году в 2005 году в 2,2 раза сократился показатель объема перевозки льготников, при этом на 8% увеличилась перевозка пассажиров. оплачивающих свой проезд. Метрополитен отказался от ручного контроля и дополнительно получил доходы в размере 1,2 млрд.руб. Похожие результаты наблюдаются и на наземном общественном транспорте.
Быстрое развитие проекта и его масштабы привели к необходимости модернизации и аппаратных средств. и базового программного обеспечения. В результате произведенных работ удалось добиться обработки системой 17 тыс.заявок в сутки. Ввод первой очереди обновленной версии ЕРСЛ состоялся в декабре 2007 года.
Активно развернулись работы по внедрению социального регистра населения в Тверской области. На первом этапе проекта (2006-2007г.г.) было выполнено макетирование комплекса, включая АИС «Социальный регистр населения», «Регистр социальных карт», «Пункт приема-выдачи карт», закуплено терминальное оборудование смарт-карт. Тогда же были уточнены требования к комплексу, бюджет проекта, объем необходимого внебюджетного финансирования следующего этапа, и определены две пилотные площадки —г. Кимры и Кимрский район.
Активно развернулись работы по внедрению социального регистра населения в Тверской области. На первом этапе проекта (2006-2007г.г.) было выполнено макетирование комплекса, включая АИС «Социальный регистр населения», «Регистр социальных карт», «Пункт приема-выдачи карт», закуплено терминальное оборудование смарт-карт. Тогда же были уточнены требования к комплексу, бюджет проекта, объем необходимого внебюджетного финансирования следующего этапа, и определены две пилотные площадки —г. Кимры и Кимрский район.
На 2007-2008 годы была запланирована реализация проекта на пилотной территории. Результатом стало внедрение АИС «Социальный регистр населения» в г. Кимры и Кимрском районе, а также в центральном офисе Департамента социальной защиты. В том же 2007 году была проведена пилотная эмиссия социальных карт в объеме 15 тысяч штук. На 2008-2010 годы намечено развертывание проекта, в результате чего будет произведено тиражирование Социального регистра населения на всю территорию области, увеличена функциональность социальной карты на пилотной территории и поэтапно расширена территория охвата эмиссии социальной карты.
В Омской области в 2008 году будет также поэтапно введена система «Электронный социальный регистр населения» для осуществления всех видов социальных выплат, пособий и льгот. В регистр будут собраны сведения о льготных категориях граждан и о фактически оказанных им мерах социальной поддержки. Одновременно, в Омске создается мультисервисная сеть Министерства труда и социального развития, которая призвана объединить все территориальные органы и подведомственные учреждения города. Сотрудники учреждений социальной защиты в режиме онлайн смогут получить любую информацию о каждом из более чем 500 тыс. льготников Омской области.
Электронный социальный регистр населения Омской области (ЭСРН)
Источник: Министерство труда и социального развития Омской области
В некоторых субъектах Российской Федерации социальные регистры населения в настоящее время находятся в стадии тестирования. Например, в Саратове и трёх районах области в сентябре 2007 года в органах социальной защиты населения прошло тестирование информационной системы "Электронный социальный регистр населения Саратовской области". В дальнейшем в 2010 году на основе регистра планируется внедрить многофункциональную унифицированную электронную социальную карту жителя Саратовской области.
Наталья Хохлова/CNews