|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Сегодня экономическая эффективность государственных закупок напрямую связана с расширением круга потенциальных участников торгов, повышением прозрачности процедур, обеспечением гарантий соблюдения одинаковых прав и обязанностей участников размещения государственного заказа. Именно на достижение этих целей направлено введение и расширение такой процедуры как электронные торги.
Мировая практика выработала достаточно надежный механизм решения задачи оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией – законодательно закрепленное проведение открытых торгов. Основным нормативным актом, регулирующим механизмы проведения электронных госзакупок, является федеральный закон Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Как отмечает большинство специалистов, в первоначальном варианте закона оказались непроработанными многие электронные процедуры. С 01.10.2007 вступил в силу федеральный закон № 218-ФЗ от 24.07.2007, который внес более 150 поправок в основной закон о госзакупках. Скорее всего, данная редакция закона далеко не последняя.
Объем закупок для государственных нужд, млрд руб.
Источник: Минэкономразвития РФ, 2008
Трудности формирования законодательного базиса электронных госзакупок носят, по-видимому, объективный характер. Так, Германии для приведения законодательства в соответствие с реалиями электронной торговли для государственных нужд потребовалось более пяти лет. Россия пока находится лишь в начале этого пути, и скорее всего нам не удастся уложиться в более сжатые сроки.
Опыт развития электронной торговли для государственных нужд показывает существенное повышение эффективности системы электронных закупок при правильной ее организации. Реализация электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд чрезвычайно актуальна для сегодняшней России. Прежде всего, публикация в интернете исчерпывающей информации о проводимых конкурсных торгах и их результатах делает этот важнейший сектор деятельности государства открытым для каждого гражданина страны.
Структура закупок на электронных торгах
Источник: SetOnline.ru, 2008
Использование глобальной сети интернет позволяет привлечь к участию в государственных закупках самый широкий круг поставщиков. В свою очередь, внедрение средств автоматизации повышает эффективность и надежность всех этапов проведения конкурса. В частности, существенно удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры получения конкурсной документации, подачи и приема конкурсной заявки, передачи уточняющих вопросов к конкурсной комиссии и рассылки ответов на них. Конкурсная комиссия получает в свое распоряжение удобные средства систематизации и сравнения полученных заявок, процедура конкурсного отбора становится более четкой и строгой.
Кроме того, внедрение электронных торгов для государственных нужд – необходимый шаг на пути становления России в качестве полноправного участника стремительно формирующейся мировой системы электронной коммерции.
В Минэкономразвития России отмечают тот факт, что специализированные автоматизированные системы размещения заказов внедряются во многих регионах страны. Многие ведущие разработчики программного обеспечения сконцентрировали свои усилия на разработке подобных систем. Предлагаемые ими программные комплексы обладают различным функционалом, масштабами и направленностью. На рынке существует ряд систем, автоматизирующих деятельность конкретного государственного или муниципального заказчика, а также программные комплексы, которые могут обслуживать целые регионы.
Портал электронных закупок
Как правило, автоматизированные системы обеспечивают такие возможности, как прогнозирование и планирование ассортимента и объемов закупок с учетом выделенных лимитов бюджетных обязательств, построение баз данных о закупках на основе единого классификатора товаров, работ и услуг, которые закупаются государственными и муниципальными заказчиками, подготовка соответствующих процедур размещения заказа посредством автоматизации процессов разработки конкурсной документации, документации об аукционах, котировочных заявок и проектов государственных контрактов, подготовка извещений, статистических и иных данных о размещении заказов и их автоматическая публикация на официальных сайтах, формирование и размещение на официальных сайтах протоколов, установленных законодательством, создание различных отчетов по размещению государственных и муниципальных заказов, а также формирование на основе итоговых протоколов сведений о контрактах и автоматическое размещение указанных сведений в реестрах контрактов.
Единый официальный общероссийский сайт. Благодаря сети интернет, обеспечивающей доступ к информации всем и каждому, реализуется важнейший принцип торгов – открытость. Единый сайт предоставляет доступ к сведениям обо всех проходящих в стране конкурсах госзакупок. Разнообразные механизмы поиска, мощные аналитические возможности, удобные механизмы размещения заказов, позволяющие и поставщикам, и заказчикам значительно упростить работу с государственным заказом. Единый сайт – наиболее удобное средство проведения электронных торгов.
Автоматизированная подготовка и публикация конкурсной документации. Единая форма извещения о проведении торгов позволяет легко перевести его в электронный вид и стандартизировать заполнение. Заполняя форму, заказчик конкретизирует основные параметры объявляемого конкурса, что позволяет отследить соблюдение его необходимых норм и регламентов. Конкурсная документация также должна быть выдержана в едином стиле, и при ее подготовке должен использоваться единый формат. Все вместе это упрощает поставщикам работу с конкурсными материалами.
Прием заявок в электронном виде. Заинтересовавшийся поставщик после ознакомления с размещенной на сайте конкурсной документацией может подать электронную заявку на участие в конкурсе. Для этого он заполняет шаблон и передает заявку на сервер госзакупок. Автоматизированная система сервера проверяет параметры заявки на соответствие требованиям и отправляет поставщику сообщение о статусе заявки.
Работоспособный механизм электронной цифровой подписи (ЭЦП). Для придания заявке юридической силы поставщику необходимо удостоверить ее при помощи ЭЦП. ЭЦП – ключевой элемент электронного документооборота, поэтому очевидна необходимость четкого правого регулирования механизмов ее применения.
Обеспечение конфиденциальности. Согласно действующему законодательству поступившие на конкурс конверты с конкурсными заявками запрещено вскрывать до объявленного в конкурсной документации момента публичного вскрытия заявок. Никто не вправе узнать содержимое электронных заявок до момента вскрытия, следовательно, необходимо обеспечить механизмы шифрования и хранения заявок до объявления процедуры "вскрытия конвертов".
Рассылка изменений и разъяснений. Необходимо перевести в сферу электронного документооборота рассылку новостей госзаказа, оповещающих, в частности, о состоявшихся изменениях и разъяснениях. Каждый посетитель официального сайта имеет право подписаться на такую рассылку, а для участника размещения подписка на новости конкурса должна стать обязательной.
Многие государственные заказчики уже пришли к выводу о том, что автоматизация позволяет существенно уменьшить трудозатраты на организацию процедур размещения заказов, более четко планировать и координировать закупочную деятельность. Кроме того, использование автоматизированных систем в процессе размещения государственных и муниципальных заказов приносит пользу не только заказчикам. Своевременное размещение сведений о закупках позволяет привлечь большее число потенциальных поставщиков к участию в размещении заказов. А автоматическое размещение сведений о процедурах размещения заказов, поставщиках-победителях, сделавших наиболее выгодные предложения, суммах контрактов позволяет эффективно контролировать все государственные закупки.
Максим Никитин/CNews