|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
В странах с развитой системой государственных закупок особое внимание уделяется информационной поддержке всех процессов, связанных с данным вопросом. В России и за рубежом проблемы, с которыми сталкиваются законодатели в процессе регулирования государственных закупок, примерно одинаковые. Тем не менее, использовать передовой мировой опыт в сфере госзакупок нужно достаточно осторожно. Специфика российского менталитета, сложившиеся традиции, высокий уровень бюрократизации и коррупции, а также низкий профессионализм исполнителей могут свести на нет все благие начинания в данной сфере.
Несмотря на значительный рост объема государственного заказа в Российской Федерации, ситуация с его информационным обеспечением достаточно плачевна. Данный факт не может не беспокоить общественность и специалистов отрасли.
В декабре 2007 года, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева Ирина Кузнецова заявила, что сейчас фактически нет общедоступных ресурсов, публикующих аналитические данные, не ведется общественный мониторинг эффективности государственных и муниципальных закупок, отсутствует информация о востребованности тех или иных специалистов госзакупок, не сформирован их банк данных и не ведутся их персональные рейтинги, нет возможности участия общества в оптимизации законодательной базы по государственным и муниципальным закупкам. В связи с этим назрела потребность в создании единого аналитического информационного ресурса по государственным и муниципальным закупкам.
Аналитическая отчетность в АИС «Госзаказ»
Источник: «Норбит»
Реализация подобного проекта будет содействовать формированию единого информационного пространства государственных закупок, а использование в его технической реализации элементов социальных сетей позволит привлечь к решению проблем как специалистов по госзакупкам, так и обычных граждан. Общество должно занять более активную позицию в отношении государственных закупок, особенно в сфере контроля. В свою очередь, профессионалам необходимо объединить усилия по формированию аналитических материалов по госзаказу, что, безусловно, будет способствовать наиболее эффективному развитию его механизмов. Современное электронное пространство предоставляет множество инструментов как для работы с информацией, так и для общения и обмена знаниями. Необходимо использовать их с максимальной эффективностью, и это в интересах всех участников процесса.
Основная причина нарушений в сфере государственных закупок—не злой умысел, а ошибки в применении закона. По результатам мониторинга соблюдения ФЗ-94, основными причинами нарушений остаются, согласно данным Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева: некомпетентность сотрудников – 50-60%; сложность выполнения норм по объективным и субъективным причинам – 15-20%; сознательное нарушение норм закона – 15-20%.
Проблема нарушений нашла свое отражение в выступлениях участников выставки-форума Госзаказ-2008, прошедшего в середине марта. В своем докладе на форуме руководитель ФАС России Игорь Артемьев в первую очередь отметил растущее число жалоб от предпринимателей на нарушения в процедурах проведения торгов. В 2007 году их было рассмотрено более 10,5 тыс. При этом предприниматели могут быть уверены в том, что их жалобы рассматриваются всерьез. «Половина всех решений, вынесенных ФАС в центральном аппарате, и более трети в региональных отделениях встают на позиции жалобщиков против заказчиков,—подчеркнул Игорь Артемьев.— Это означает, что в данном вопросе можно добиться справедливости».
Приоритетной задачей является создание единой для всей страны электронной системы госзакупок. По словам руководителя ФАС России Игоря Артемьева: «У России есть шанс стать первой страной в мире, в которой появится подобная система». Через единый портал в Интернете информация обо всех госзакупках станет доступной всем желающим. С введением единой системы госзаказа любой предприниматель из любого региона страны сможет принять участие в электронных торгах на специализированных электронных площадках. Конкуренция в данном случае вырастет на порядок, что в итоге должно вылиться в значительную экономию средств из бюджетов всех уровней. Портал будет крайне полезен для малого бизнеса, субъекты которого смогут получить доступ к государственному заказу наравне с крупными компаниями и компаниями, занимающими доминирующее положение на рынке.
Артемьев также отметил необходимость внедрения аналогичной системы заказа для естественных монополий. Ситуация, при которой под действие ФЗ-94 не попадают закупки государственных корпораций, является значительным упущением законодателей. Ведь закупки госкорпораций по совокупному объему значительно превышают весь государственный заказ России, а коррупция и злоупотребления в закрытых стенах этих организаций процветают с невиданным размахом. В случае, если подобная система заработает и здесь, экономический эффект от ее внедрения будет колоссальным. ФАС многократно обращало внимание правительства РФ на данную проблему, но соответствующее политическое решение пока не принято.
С 2008 года ФАС планирует активно применять новые нормы законодательства, касающиеся ограничения конкуренции. В частности, сговор поставщиков при проведении закупок (если он будет доказан) может обернуться для них штрафом до 15% годового оборота и уголовной ответственностью руководителя. Государственному чиновнику в случае, если будет доказано, что он подгонял заказ под определенного поставщика, грозит дисквалификация сроком до трех лет.
В текущем году «шлифовка» основного закона о госзакупках будет продолжена. В частности, планируется внести ряд поправок в нормы, которые регламентируют оценку заявок по конкурсам, нормы, регулирующие вопросы обеспечения заявок и государственных контрактов, процедуры, касающиеся участия в государственных торгах представителей малого бизнеса. Разумеется, решение многих вопросов, касающихся регулирования процедур государственного заказа, не должно проходить без активного участия субъектов данных отношений, профессионалов рынка госзакупок, всей заинтересованной общественности. В первую очередь это касается регионов. Данный факт отметила в своем выступлении на выставке-форуме «Госзаказ-2008» начальник отдела государственных закупок Минэкономразвития России Лариса Некрасова. Практика реализации закона говорит о необходимости так или иначе корректировать его основные положения, и необходимость внесения данных изменений исходит именно от тех, кто им пользуется.
В свою очередь, ФАС России также планирует инициировать внесение поправок в 94-ФЗ. Начальник управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС России Михаил Евраев анонсировал ряд содержательных изменений, которые, по его словам, могут значительно облегчить процедуры размещения заказов. Также было отмечено, что закон сейчас работает на 15-20% от предполагаемой проектной мощности, что в принципе не так и плохо, поскольку практика всегда несколько запаздывает по отношению к законодательству, и должно пройти определенное время, прежде чем закон заработает в полную силу. Основные изменения в процедурах размещения госзаказа теперь будут производиться на основании реального опыта.
Один из выводов, который можно сделать из результатов выступлений участников выставки-форума «Госзаказ 2008»: проблема не в том, что закон о госзакупках не достаточно проработан, – закон неплохой и может работать – а в том, что заказчики не умеют или не хотят использовать его возможности на полную мощность. Закон позволяет требовать от поставщиков обеспечения заключаемых контрактов, и это требование нужно предъявлять, т.к. его соблюдение является основной мерой защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Не следует злоупотреблять и авансовыми платежами: они требуются лишь при выполнении долгосрочных и ресурсоемких работ. Придерживаясь данных простых правил, заказчик может быть уверен в том, что он работает с надежными партнерами, дорожащими своей репутацией, а заключенные контракты будут исполнены качественно и в срок.
Проект «Реформа государственных закупок II» реализуется в рамках программы сотрудничества Евросоюза и России с мая 2006 года. В проекте принимают участие европейские и российские эксперты, осуществление программы запланировано в период до ноября 2008 года. Основная цель проекта – способствовать внедрению 94-ФЗ и повышению эффективности, оперативности и прозрачности российской системы госзакупок.
Портал «Реформа государственных закупок II»
Источник: Проект «Реформа государственных закупок II»
Результатом работы экспертов должна стать система мониторинга степени внедрения Федерального закона № 94 на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которая позволит: получать от регионов и муниципалитетов конкретную информацию о степени внедрения закона; определять общий уровень понимания норм закона, знание служащими процедур их исполнения; выявлять потребности в усовершенствовании законодательства.
Реализуемый проектом мониторинг способствует выявлению факторов, потенциально препятствующих полному внедрению и всесторонней реализации 94-ФЗ. Более подробно о проекте можно узнать на его официальном сайте.
Максим Никитин/CNews