|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Широко известно, что от того, как работает бюджетный процесс, в большой степени зависит успешность деятельности организации. Разработка, анализ и контроль бюджетов—важнейшие составные части управленческого анализа. Автоматизация процесса бюджетирования в государственном управлении обусловлена необходимостью получения полной, достоверной и своевременной информации для принятия управленческих решений, связанных с контролем, прогнозированием и планированием финансово-хозяйственной деятельности государства.
Основной целью реализации проектов автоматизации бюджетного процесса является обеспечение органов исполнительной власти эффективным средством информационной поддержки формирования, контроля и реализации финансово-бюджетной политики. При этом ИТ-система управления бюджетом решает не только задачу оптимизации бюджетирования, но и упрощает взаимодействие между всеми участниками бюджетного процесса—от подразделений государственного органа, распорядителей и получателей бюджетных средств, до налоговой службы и подразделений управления финансового контроля, обслуживающих банков и расчетно-кассовых центров.
Таким образом, в рамках единого информационного пространства формируется управленческая информация для принятия конкретных государственных решений, которая при этом, благодаря единой схеме бюджетного учета, обеспечивает полный предварительный контроль за всеми финансовыми потоками.
В свете реализуемых на федеральном уровне реформ в области государственного управления, крайне актуальным становится вопрос модернизации существующих бюджетных процессов. В настоящее время сформулирована новая концепция повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации, которая сфокусирована на переходе к новой модели бюджетного процесса — бюджетированию, ориентированному на результат (БОР). В основе реализации этой модели находятся новые ИТ-возможности для управления финансами.
Переход к управлению по результатам предполагает детализацию целевых показателей до самого нижнего уровня бюджетной системы – получателей бюджетных средств. Ключевым элементом системы управления бюджетным процессом, ориентированной на результат, становится бюджетная услуга, предопределяющая создание системы планирования, управленческого учета и оценки качества и эффективности оказания бюджетных услуг.
До сих пор исходные показатели бюджетной системы Российской Федерации могут поступать в различных форматах. Обработка и каталогизация многих финансово-экономических показателей до сих пор иногда осуществляется вручную. При этом объем служебной информации продолжает увеличиваться. Таким образом, доступ к необходимым финансово-экономическим показателям достаточно трудоемок.
Повышение оперативности и эффективности процесса формирования финансовых показателей требует автоматизации процессов сбора, обработки и хранения данных, построения на их основе необходимых отчетов. Внедрение электронной системы бюджетирования обеспечивает построение эффективной системы управления бюджетным процессом за счет централизации всей информации о ходе бюджетного процесса и автоматизации всех участков и всех участников бюджетного процесса, т.е. создания единой системы автоматизации.
В целях формирования единого информационного пространства в сфере государственного управления реализуется масштабная программа создания и внедрения единой системы электронного делопроизводства и документооборота, охватывающая все территориальные и отраслевые исполнительные органы государственной власти, и в том числе обеспечивающая автоматизацию процесса бюджетного учета. Совершенствование системы управления государственными финансами, использование для этих целей информационных технологий – являются приоритетными направлениями развития на всех уровнях власти.
Создание специализированного продукта финансового управления класса Business Intelligence позволяет успешно решить широкий круг задач анализа бюджетных данных в органах исполнительной власти любого уровня, от федерального до муниципального, и при использовании целого ряда инструментов—от технологий каталогизации отчетов с возможностью контекстного поиска, систем импорта данных из различных, в том числе графических форматов, систем мониторинга информационных ресурсов, до расчетных моделей, позволяющих получать данные для различных видов анализа, прогнозов.
Полнофункциональное решение данного класса включает в себя: стратегическое и бюджетное планирование показателей деятельности; финансовую консолидацию; аналитическую отчетность и многомерный анализ операций; хранилище данных специальной структуры; сбор данных из различных источников; визуализацию.
Электронная система бюджетирования обеспечивает информационную связь между всеми сотрудниками государственного аппарата, причастными к исполнению бюджета, автоматизацию каждой бюджетной операции и единство системы электронного документооборота с использованием при этом новейших средств защиты информации (в том числе криптографической защиты и электронно-цифровой подписи). Единая электронная система финансовой отчетности позволяет осуществлять on-line цифровой мониторинг исполнения бюджета любого уровня вне зависимости от удаленности потребителей бюджетных средств. При этом автоматизированы не только такие функции финансовой отчетности как формирование проекта бюджета и проведение взаимных расчетов между уровнями бюджета, но и анализ исполнения бюджета, и капитальные инвестиции.
Внедрение электронной системы бюджетного учета позволяет: повысить качество управления бюджетными ресурсами; обеспечить государственные организации процедурами и методологией автоматизации бюджетного процесса; обеспечить всех заинтересованных субъектов полной, достоверной, оперативной и детализированной информацией обо всех аспектах бюджетного процесса; автоматизировать и стандартизировать процессы сбора информации и её хранения при планировании и анализе бюджета; снизить трудоемкость процессов формирования и контроля исполнения бюджета.
Несмотря на то, что разработана и действует на практике централизованная схема бюджетного учета, система бюджетирования отдельной государственной или муниципальной организации является в большинстве случаев уникальным решением, направленным на обеспечение эффективного управления конкретным бюджетным процессом. При исполнении бюджета региона или муниципального образования РФ, например, различны функции распорядителей бюджетных средств, различны варианты кассового обслуживания исполнения бюджетов органами федерального казначейства и т.д. Успешность внедрения и использования во многом зависит от возможности адаптации системы к бюджетному процессу конкретной государственной (муниципальной) организации, ее структуре и принятым регламентам работы. Возможность развития и модификации системы вместе с модернизацией организации – ключевой фактор ее эффективности.
На современном этапе развития государственного управления применение ИТ в приоритетных направлениях развития государства становится одним из факторов успеха, а эффективность бюджетного процесса государства определяет качество экономического роста государства. Необходимость совершенствования бюджетного процесса подразумевает не только новые концептуальные подходы к бюджетированию, но и эффективные механизмы исполнения и контроля. Применение концепции "электронных финансов" на практике может привести к значительным позитивным сдвигам в российской бюджетной сфере: созданию механизмов соответствия источников финансирования интересам населения, обеспечению прозрачности бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы, снижению неэффективной и нецелевой траты государственных средств, сбалансированию прав и ответственности всех участников бюджетного процесса.
Елена Баканова/CNews