|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Информационная прозрачность органов государственной власти, доступность информации об их деятельности и принимаемых ими решениях является не только необходимым элементом осуществления постоянной связи между гражданами и государством, но и средством эффективного функционирования органов власти. Мировой опыт свидетельствует, что участие общественности в бюджетном процессе, открытость в государственном секторе повышает эффективность политики, проводимой в бюджетной сфере, является необходимым условием продуманной экономической стратегии государства.
Прозрачность бюджета как главного финансового инструмента реализации социально-экономической политики является одним из основных условий открытости государственных решений. Своевременное предоставление в доступном виде бюджетной документации увеличивает возможности контроля со стороны законодательной власти и общественности качества принимаемых бюджетных решений и исполнения бюджета, повышает ответственность органов исполнительной власти за разработку и исполнение бюджета, создает предпосылки для контроля целевого расходования средств.
Движение к большей прозрачности и возможности участия общественности в правительственных решениях по бюджету имеет место во всем мире. Международные организации и международный бизнес постепенно усиливают требования к большей открытости правительственной финансовой информации. Например, Международным валютным фондом был разработан и принят специальный Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в области денежно-кредитной и финансовой политики. Прозрачные процессы принятия решений могут помочь справиться с экономическими проблемами и в то же время обеспечить поддержку правительств своими гражданами.
Граждане, которые имеют точную информацию, позволяющую им понимать сущность экономического выбора, перед которым стоят их правительства, участвуют в принятии решений, которые в итоге являются более удачными и пользуются поддержкой общественности. Многие эксперты полагают также, что наличие доступа к более полной информации о финансовых рынках и о бюджетной политике страны способствует эффективной оценке финансовых рисков и лучшему распределению инвестиционных ресурсов.
Однако для многих стран мира прозрачность и открытость правительственных решений стали обычным явлением лишь в последние несколько лет. Этому способствовали общемировые тенденции к использованию информационных систем управления. Применение ИТ способствует достижению ряда эффектов: удовлетворенности потребителей бюджетных услуг, вследствие учета их предпочтений при планировании и предоставлении услуг; прозрачности системы управления финансами; информированности налогоплательщиков и других заинтересованных сторон о состоянии системы финансов; повышению качества управления финансами; эффективности использования бюджетных средств вследствие повышения заинтересованности субъектов бюджетного процесса в достижении результатов; повышению уровня компетентности и ответственности руководителей и специалистов; снижению затрат на предоставление бюджетных услуг вследствие создания конкуренции для государственных учреждений со стороны негосударственных предприятий.
Для повышения информационной открытости, в частности, для распространения официальных данных о финансово-экономическом состоянии, государственные организации в последнее время все активнее используют интернет. Появляется все больше web-страниц региональных и муниципальных органов власти. На административных интернет-ресурсах можно найти данные по инвестиционным проектам предприятий, объявления об аукционах, продаже государственного имущества или конкурсах на участие в госзаказе.
Однако уровень финансовой информационной открытости государственных web-сайтов пока не очень высок. На региональных web-ресурсах наиболее полно законы о бюджете представлены на сайтах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской и Ярославской областей. При этом качество и полнота представленных отчетов об исполнении законов о бюджете серьезно различаются. Нередко в размещенных на официальных сайтах законах о бюджете и об исполнении бюджета не хватает отдельных приложений, без которых нельзя провести анализ финансовых потоков региональной администрации.
Таким образом, региональные и местные бюджеты в настоящий момент остаются недостаточно прозрачными, отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, результаты которой были бы доступны не только органам власти разных уровней, но и широкой общественности, инвесторам и различным заинтересованным субъектам.
Большинство административных ресурсов также открывают информацию для всеобщего доступа, необходимую для присвоения кредитного рейтинга. Это сайты региональных органов власти и их структурных подразделений, сайты территориальных органов федеральной власти и неофициальные региональные страницы, на которые нет прямых ссылок с официального сайта субъекта Федерации, — например, страница Комитета муниципальных займов Москвы.
Одним из основных факторов, препятствующих дальнейшему повышению рейтингов российских региональных и местных органов власти, по оценкам Standard & Poor's, является отсутствие в настоящий момент прозрачной системы сдержек и противовесов и низкий уровень подотчетности региональных и местных органов власти. Тем не менее, агентство отмечает заметное повышение стабильности и предсказуемости российской системы межбюджетных отношений в ходе последних реформ. Одним из основных достижений при этом, становится внедрение трехлетнего финансового планирования/бюджетирования для региональных и муниципальных органов власти, которое значительно способствует повышению прозрачности и предсказуемости региональных и муниципальных финансов.
С развитием информационных технологий в управлении стало возможным в полной мере обеспечить открытость бюджета. Новые отечественные информационные технологии позволяют довести информацию о бюджете до всех заинтересованных сторон. Системный подход, технология интеграции информационных ресурсов и мониторинг деятельности всех участников бюджетного процесса способствуют реализации концепции прозрачного бюджета и обеспечивают возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого бюджетополучателя. При этом ИТ-система мониторинга является уникальной как для каждого этапа бюджетного процесса – составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение, исполнение, составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение,—так и для всех бюджетополучателей и всех участников бюджетного процесса. На основе данных такого мониторинга можно выявлять и предотвращать финансово-экономические злоупотребления, а также осуществлять прогнозирование и анализ.
На современном этапе создание единого информационного пространства государственного финансового контроля в условиях формирования законодательства в этой области превращается в многоэтапный процесс. Постепенно происходит расширение функциональных и технических возможностей, реализация вертикальных и горизонтальных связей с базами данных всех участников бюджетного процесса, образуется ядро единого информационного пространства контрольно-счетных органов России, а, в дальнейшем, всех финансовых и правоохранительных органов.
Анализ содержания задач финансового контроля, их сложность, масштабность и многогранность показывают, что оптимизировать подготовку и процедуру проведения бюджетного анализа в современных условиях можно только посредством единой электронной системы, имеющей доступ к информации о финансово-хозяйственной деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.
Создание единой информационной системы в области государственных финансов позволит не только осуществлять эффективное управление финансово-хозяйственной деятельностью в масштабах всей страны, но и будет являться инструментом предупреждения возможных нарушений. Использование такой системы позволит решить вопросы информационного взаимодействия правоохранительных и финансовых органов, которые обеспечивают экономическую безопасность страны.
Прозрачность бюджетного процесса и вовлечение всех заинтересованных лиц в этот процесс помогают как гражданскому обществу, так и органам исполнительной и законодательной ветвей власти в более эффективной совместной работе, а также являются критерием оценки правильности использования бюджетных ресурсов. Фундаментальный принцип «прозрачности работы государственных органов» – основа успешного развития государства.
Елена Баканова/CNews