|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
В нашей стране роль государства как ИТ-потребителя более чем значительна: госзакупки составляют не менее 20% от общего объема российского рынка информтехнологий. В свете реализуемых масштабных государственных ИТ-проектов в ближайшие несколько лет государство может стать крупнейшим потребителем ИТ-услуг, что не может не сказаться на всей структуре потребления информационных услуг.
В Концепции административной реформы Российской Федерации в 2006-2008 годах аутсорсинг применительно к органам государственной власти выступает в качестве механизма выведения отдельных видов деятельности за рамки функционирования органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.
Аутсорсинг в органах государственной власти может иметь место, прежде всего, при передаче сторонним организациям процессов, поддерживающих основную деятельность. Наиболее существенными причинами развития аутсорсинга в госуправлении выступают необходимость в инновационных решениях для удовлетворения потребностей общества, стремление получить доступ к новым технологиям и знаниям, желание улучшить качество услуг и, вместе с тем, ужесточение контроля над издержками.
На текущем этапе госорганы продолжают выстраивать информационную инфраструктуру, в основном затрачивая средства на закупку оборудования и лицензии ПО. Доля ИТ-услуг в структуре закупок продолжает стабильно расти.
Согласно результатам исследования мировой практики применения аутсорсинга в государственном секторе, проведенного компанией Accenture, информационные технологии являются наиболее развитым видом аутсорсинга. Большинство опрошенных чиновников подтвердили наличие интереса к использованию ИТ в деятельности органов государственной власти. Среди причин, побуждающих государство передавать процессы или виды работ на аутсорсинг, выделяется, прежде всего, стремление к совершенствованию качества и скорости реализации процессов. При этом государственные органы различных стран используют технологию аутсорсинга с неодинаковой степенью интенсивности, что обуславливается различными целями, стоящими перед органами государственной власти, особенностями политической и правовой среды, уровнем экономического развития данных стран.
Наибольшее распространение аутсорсинг в госсекторе получил в Великобритании и США. В начале 90-х годов в Великобритании была реализована программа, позволившая передать на обслуживание сторонним организациям значительную часть процессов, реализуемых в государственных учреждениях, в особенности тех, которые связаны с использованием информационных технологий. Например, компания Siemens Business Services подписала в 2006 году контракт с Департаментом Труда и Пенсий Правительства Великобритании на 85 млн. евро сроком до 2010 года, в ходе реализации которого будет создана комплексная платежная система, автоматизирующая такие процессы, как ведение бухгалтерии и расчет платежей.
Правительство США также положительно относится к использованию аутсорсинга, причем данная тенденция отмечается на самом высоком уровне. В качестве примера широкого развития аутсорсинга в США можно привести контракт Агентства национальной безопасности США с корпорацией CSC, предметом которого стала модернизация информационной инфраструктуры разведывательной службы. В рамках данного контракта, заключенного сроком на десять лет, корпорация будет осуществлять работы по технической поддержке, обеспечению безопасности и управлению компьютерными сетями агентства. Целью контракта является предоставление агентству доступа к новейшим информационным технологиям, что в свою очередь позволило бы ему сконцентрироваться на своей основной деятельности и осуществлять ее более эффективно.
Несмотря на то, что в российском законодательстве отсутствует такой правовой институт, как «аутсорсинг», его использование может быть приравнено к осуществлению государственных закупок, то есть финансированию потребностей в работах и услугах, необходимых для осуществления функций государственного управления.
Традиционно деятельность в области информационных технологий государственных органов власти состоит из следующих видов: закупка и обслуживание аппаратного обеспечения; разработка, внедрение и поддержка программного обеспечения; облуживание информационной инфраструктуры; закупка и облуживание копировальной техники; обеспечение связи.
Постоянный рост объемов работ заставляет руководителей государственных структур задуматься о возможности передачи большинства этих функций внешним поставщикам услуг. Как правило, на аутсорсинг полностью отдается разработка программного обеспечения, которая является трудоемким процессом, требующим наличия высококвалифицированных специалистов, технических знаний и ресурсов. Сложность многих внедряемых информационных систем требует разработки специализированного ПО, что невозможно осуществить собственными силами, в том числе из-за недостатка у сотрудников технических знаний и компетенций. Повсеместный переход органов государственной власти на электронный документооборот требует сложных и масштабных разработок, которые невозможно провести без привлечения организаций-аутсорсеров. Кроме того, на аутсорсинг обычно отдается деятельность, связанная с разработкой и техническим обслуживанием интернет-ресурсов, обеспечением связи и обслуживанием копировальной техники.
Наряду с наличием позитивных тенденций в развитии аутсорсинга, существует и ряд факторов, ограничивающих использование данной технологии. К ним можно отнести различные правовые ограничения, сложные процедуры проведения государственных закупок, риск утечки конфиденциальной информации, а также сопротивление со стороны сотрудников, в том числе в связи с возможным сокращением штата.
Как известно, основным преимуществом аутсорсинга является то, что его применение способно весьма существенно снизить издержки организации. На рынке информационных технологий эта услуга получила наибольшее распространение как раз в силу того, что основные издержки при разработке программных продуктов приходятся на оплату труда специалистов. В большинстве случаев госструктуры не могут позволить себе увеличивать штат специалистов, платить им конкурентоспособную заработную плату. Размещение услуг у сторонних организаций является оптимальным выходом из подобной ситуации.
Одной из основных задач, стоящих перед государством, является улучшение системы оказания государственных услуг населению. Стремление к совершенствованию качества и повышению скорости реализации процессов является одной из причин, побуждающих власть прибегать к аутсорсингу. В основе требований органов государственной власти к компаниям-аутсорсерам лежит необходимость поддержания бесперебойной работы информационных систем. Для этого необходимо обеспечить быструю реакцию на выход из строя критически важных узлов – серверных, телекоммуникационных или прикладного программного обеспечения. Аутсорсинговая компания должна предоставить соответствующую услугу – максимально быстрое устранение проблемы.
Технологии аутсорсинга позволяют использовать основные преимущества рыночной координации, такие как оптимизация затрат и стандартизация качества. Для организации-аутсорсера деятельность, осуществляемая в рамках контракта, является основной, и аутсорсер заинтересован в предоставлении услуг наилучшего качества и расширении масштабов деятельности, что создает дополнительные преимущества обеим сторонам. Государство также заинтересовано в получении преимуществ от использования аутсорсинга: ориентация на результат позволяет высвобождать ресурсы для ведения основной деятельности и сосредоточить внимание на повышении эффективности работы.
Многие профессионалы ИТ-рынка с оптимизмом оценивают перспективы развития аутсорсинга в госуправлении. «ИТ-аутсорсинг для органов государственной власти – самое перспективное на сегодняшний день направление,—считает Борис Черноярский, коммерческий директор компании «Россервис».—Все крупные государственные организации прорабатывают данный вопрос или уже запустили пилотные проекты. Как только будет ликвидирована законодательная проблема разночтений, ИТ-аутсорсинг станет услугой, которую госструктуры будут заказывать регулярно».
Максим Никитин/CNews