|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Несмотря на то, что федеральная программа создания «электронного правительства» реализуется довольно медленными темпами, нельзя говорить, что данный проект бесперспективен. Идея e-government уже вышла за рамки заседаний и совещаний, находя отражение в реальных проектах.
В разработанной в Российской Федерации Концепции формирования «электронного правительства» под e-government подразумевается форма организации деятельности органов государственной власти, которая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обеспечивает качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг. Сегодня понятие «электронное правительство» становится гораздо более широким, трансформируясь в систему повышения эффективности государственного управления на основе информационных технологий.
К настоящему времени в ряде регионов Российской Федерации объединены архивы отделений ЗАГС, ЖКХ и паспортно-визовых служб. В Санкт-Петербурге создана система «Государственный регистр населения», обрабатывающая данные нескольких миллионов жителей города, и запущен Единый центр регистрации предприятий, который работает по принципу «одного окна»: после первичной регистрации фирмы сведения о ней автоматически вносятся в реестр и попадают в базу данных Комитета по статистике и налоговых инспекций.
Создан специализированный портал государственных мобильных услуг, который организован как система десяти мобильных сервисов, имеющих Web- и WAP-интерфейсы. Портал представляет собой уникальный инструмент коммуникаций между властью и обществом. Его презентация прошла 21-22 февраля 2008 года в Москве на международной конференции «Современные технологии государственного управления e-government».
Портал мобильных услуг
Источник: Префектура Зеленоградского
административного округа Москвы
Кроме того, в систему e-government обязательно должна быть включена такая новая и важная функция, как управление регионами и госорганами по результатам мониторинга ключевых показателей их эффективности.
Но если с технологической точки зрения серьезных проблем нет – уровень информационных и коммуникационных технологий на сегодняшний день позволяет частично или полностью решать поставленные задачи, а по показателю распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети интернет Россия уверенно догоняет развитые страны, – то есть другие проблемы, обусловленные главным образом человеческим фактором.
Развитие проекта, ориентированного на реализацию идеи «электронного правительства», тормозится сегодня из-за отсутствия развитой высококвалифицированной управляющей структуры как на федеральном, так и на региональном уровне. В связи с этим необходимо сформировать кадровую основу, включающую в себя как качественную, так и структурную составляющую. Необходима подготовка управляющих специалистов особого сорта – ИТ-аналитиков, которые будут обладать знаниями программирования и экономики и иметь талант менеджера. Именно такие специально подготовленные ИТ-аналитики должны занимать должности CIO. Тогда институт CIO сможет стать основой структурной составляющей кадрового решения – представители Совета CIO на уровне региона могут входить в аналогичный Совет округа и т.д. до федерального уровня.
Кроме того, серьезной проблемой является степень готовности населения потреблять услуги и сервисы «электронного правительства», а также уровень доступности коммуникаций. Сегодня доступ к ИКТ – это в такой же степени важный вопрос умения пользоваться технологиями, как и вопрос наличия технических средств. И если к настоящему времени техническая база сформирована (имеются в наличии сети, серверы, компьютеры и создано программное обеспечение), то человеческая инфраструктура должным образом не подготовлена. Электронные государственные услуги надлежащего качества не оказываются, государственные инвестиции в техническое оснащение быстро амортизируются, а у граждан формируется стойкое неприятие информатизации. Причины заключаются в излишне технократичном восприятии информатизации. Так, типичный бюджет внедрения ИКТ выглядит следующим образом: 55% бюджета затрачивается на аппаратное оснащение, 40% — на программные решения, и лишь 5% бюджета расходуется на подготовку пользователей. В связи с тем, что отраслевой стандарт ИКТ-грамотности госслужащих в России отсутствует, уровень компьютерной грамотности населения в среднем по стране остается невысоким.
Источник: Администрация Губернатора ХМАО
Кроме того, России для успешного внедрения технологий e-government необходимо обратить внимание на зарубежный опыт стимулирования интереса граждан к электронным сервисам. Для этого нужно создавать и поддерживать национальные интернет-проекты, цель которых заключается в привлечении внимания населения к возможностям информационных технологий. Путем реализации простых, но востребованных сервисов, связанных с деятельностью государства, станет возможным повысить интерес и уровень грамотности населения и, таким образом, стимулировать развитие ИКТ в России.
Наталья Хохлова/CNews