|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
WEB-сайты органов государственной власти призваны предоставлять населению и бизнесу важную справочную и правовую информацию. Существуют ведомства, которые уделяют большое внимание вопросу наполнения и обновления информации на своих интернет-ресурсах. Вместе с тем, значительная часть госорганов в настоящее время размещают в сети только общие данные, которые обновляются крайне нерегулярно, что значительно снижает их значимость и полезность.
Разработанная и принятая в 2007 году «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» носит вполне практический характер – она содержит перечень конкретных мер, реализация которых позволит добиться значительного прогресса на пути построения «электронного правительства» на период до 2010 года.
Но, как было отмечено на прошедшем в Москве в октябре 2007 года семинаре, посвященном обсуждению Концепции, ее реализацию необходимо начать с решения достаточно простой задачи – расширения возможности доступа населения к информации о деятельности органов государственной власти с использованием различных каналов доступа. Очевидно, одним из самых удобных каналов доступа является сеть интернет.
Существующее постановление Правительства № 98 от 12 февраля 2003 года, обязывающее Федеральные органы государственной власти размещать информацию о своей деятельности в сети интернет, послужило стимулом для создания интернет-представительств ведомств, но на настоящий момент является недостаточным. Для решения существующих в данной сфере проблем требуется четко определить перечень обязательных для размещения на интернет-сайтах сведений о деятельности органов государственной власти, а также регламентировать порядок и сроки их публикации. При этом необходимо отдельно для каждого ведомства закрепить перечень сведений, содержащихся в информационных системах, доступ к которым должен быть обеспечен через интернет.
Полезно также зафиксировать технологические требования к работе государственных сайтов и порядок их оформления. Кроме того, каждый орган власти должен разработать программу развития собственного сайта и утвердить регламент его ведения, а также назначить соответствующего ответственного сотрудника. При этом каждое ведомство должно предусмотреть возможность доступа к сайтам с использованием мобильных устройств и информационных киосков (терминалов). Таким образом, за счет расширения инфраструктуры пунктов общественного доступа будет расширена аудитория пользователей информационных ресурсов российских органов государственной власти.
Для эффективного развития и использования интернет-сайтов органов власти необходимо учитывать, что доступ к сайтам, интерактивным сервисам и электронным платежам осуществляется пользователями услуг с различных программно-аппаратных платформ. Кроме этого, для людей с ограниченными возможностями электронные формы взаимодействия оказываются наиболее удобными, если не единственными, способами доступа к подобным сервисам.
Очень важным вопросом является обеспечение безопасности при использовании сервисов интернет-сайтов органов государственной власти. В связи с этим необходимо предусмотреть использование механизмов обеспечения достоверности и юридической значимости размещаемой на сайте информации. Помимо этого, должны быть приняты все возможные меры для исключения нерегламентированных и неконтролируемых публикаций и изменений размещаемых сведений.
Несмотря на то, что федеральные органы государственной власти создают и поддерживают самостоятельные ведомственные интернет-сайты, необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне, создавать единые интернет-порталы государственных услуг, которые будут объединять интернет-сайты соответствующих государственных органов в рамках общей системы навигации и содержать информацию о деятельности соответствующих органов власти и действующих административных регламентах.
Для того, чтобы предоставление информации на едином портале отвечало требованиям эффективности, открытости и удобства пользования, он должен быть структурирован по основным секторам правительственных услуг (например, здравоохранение, образование, трудовая занятость) и целевым группам пользователей (например, молодежь, инвалиды, молодые семьи, родители), а доступ к нему обеспечен на основе множества каналов, в том числе, на базе цифрового телевидения. Наряду с этим, создание единой системы идентификации физических лиц позволит обеспечить получение через портал государственных услуг и уведомлений.
Кроме того, современный портал электронного правительства должен перейти на систему управления контентом, позволяющую распределять роли и обязанности, – в рамках такой системы сотрудники могут легко обновлять информацию, находящуюся в их компетенции. А переход на интерактивные формуляры и сервисы позволит получателям услуг отслеживать продвижение своих документов и статус их обработки. Необходимым условием в данном случае становится использование современных средств коммуникаций, таких как электронная почта, интернет-мессенджеры, а также возможности взаимодействия по телефону и факсу.
Немаловажным может оказаться запуск специализированного портала органов государственной власти для деловых кругов, который будет предоставлять доступ к правительственной информации и услугам для предпринимателей, собственников, управляющего звена и других групп населения.
По состоянию на май 2008 года практически все Федеральные органы государственной власти имели собственные интернет-представительства – исключение составляли лишь созданные после реформы Правительства ведомства, которые еще не успели обзавестись собственными ресурсами.
Анализ сайтов госорганов, проведенный CNews Analytics, показал, что их информативность явно недостаточна. Что касается открытости интернет-представительств государственных ведомств, то этот показатель даже снизился по сравнению с 2008 г – контактные данные чиновников и статистическая информация о работе ведомств по-прежнему остаются закрытыми для граждан. Не произошло серьезных положительных изменений и в направлении развития интерактивности сайтов.
Более подробно от результатах исследования сайтов Федеральных органов государственной власти можно прочитать в разделе Сайты и порталы: на пути к e-правительству.
Наряду с созданием во всемирной сети представительств ведомств федерального уровня, на данный момент создано и функционирует 170 официальных веб-сайтов органов региональной власти. Таким образом, сегодня информационные ресурсы есть уже у всех органов региональной государственной власти, однако уровень их открытости и прозрачности управленческих решений и процедур остается по-прежнему низким.
Так, согласно последнему проведенному Институтом развития свободы информации мониторингу, лидером итогового рейтинга среди сайтов органов исполнительной власти субъектов РФ стал сайт Правительства Ханты-Мансийского автономного округа (Югры). Примечательно, что в десятку лидеров данного рейтинга входят сайты сразу четырех регионов Северо-Западного федерального округа – Правительства Республики Карелия (2 место), Правительства Санкт-Петербурга (3 место), Правительства Мурманской области (6 место) и сайт Правительства Ленинградской области (7 место).
Десятка лидеров итогового сводного рейтинга информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в 2007 году
Источник: ИРСИ
Результаты исследования ИРСИ указывают на то, что даже весь объем доступной информации, представленной на исследованных сайтах, в совокупности лишь на 26,85% покрывает тот объем, который фактически должен быть представлен на официальных интернет-представительствах органов государственной власти.
Для успешного построения открытого диалога и доверительных отношений между властью и обществом более чем на трети сайтов не хватает такой информации, как порядок обращения в орган государственной власти, порядок рассмотрения обращений в ведомство, количество и характер обращений граждан и организаций в ведомство, а также результатов рассмотрения этих обращений и принятых по ним мер.
Кроме того, остается незначительной доля интерактивных сервисов, представленных на сайтах органов власти. На сегодняшний день возможность получить полный объем всех необходимых документов и разъяснений к их оформлению, используя ресурс лишь одного сайта, отсутствует. Вопреки целям, установленным программой построения «электронного правительства» и прозрачного механизма предоставления государственных услуг в режиме «одного окна», сегодня лишь половина ведомств публикует перечни и описание разрешительных и властных действий федеральных органов государственной власти. В результате доступ граждан к информации о государственных услугах значительно затрудняется.
Уровень взаимодействия ведомств с населением и организациями остается по-прежнему низким в связи с тем, что большинство региональных органов власти не используют свои представительства в интернете как эффективные средства такого взаимодействия. Например, у 36% сайтов органов региональной власти РФ отсутствует график личного приема граждан, и лишь 50% сайтов органов региональной власти содержит описание порядка и сроков рассмотрения обращений граждан.
Несмотря на то, что 64% сайтов региональных ведомств содержат образцы форм заявлений, принимаемых к рассмотрению, лишь 22% всех сайтов содержат инструкции по заполнению каждой формы заявления. А возможность отправить форму заявления интерактивно сегодня предоставляют лишь 2% всех сайтов, принадлежащих органам региональной власти.
К явным недостаткам и типичным проблемам сайтов органов государственной власти можно отнести размещение на некоторых сайтах информации в файлах, доступных только для загрузки, что затрудняет поиск необходимых данных, поверхностность большей части опубликованных сведений и их неактуальность в связи с крайне редким обновлением данных, затрудненный доступ к данным из-за отсутствия на некоторых сайтах таких навигационных функций, как расширенный поиск, перекрестные ссылки или карта сайта, отсутствие указания, что данный сайт является официальным и отсутствие регламентации порядка ведения официальных сайтов большинства ведомств в связи с отсутствием необходимых нормативно-правовых актов.
Степень открытости официальных сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по федеральным округам
Источник: ИРСИ
Так, Северо-Западный федеральный округ занимает первое место в рейтинге открытости сайтов исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по федеральным округам. На сайтах таких ведомств наиболее полно представлена общая информация о региональном органе исполнительной власти, пользователь может получить подробную информацию о руководстве ведомства и контактные данные. Однако очень немногие исполнительные органы власти публикуют в открытом доступе информацию о правовых основах своей деятельности. Это мешает населению разобраться в компетенции и выполняемых государственным органом функциях и говорит о формальном отношении данных органов к своим представительствам в сети Интернет.
Десятка лидеров итогового сводного рейтинга информационной открытости законодательных органов государственной власти субъектов РФ в 2007 году
Источник: ИРСИ
Что касается степени открытости органов законодательной власти, то самый высокий показатель открытости у сайта Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Кроме того, степень открытости половины WEB-сайтов законодательных органов составляет более 40%, что является достаточно хорошим показателем.
Самые низкие показатели открытости принадлежат сайтам как законодательных, так и исполнительных органов власти Южного федерального округа, что объясняется отсутствием на момент проведения исследования интернет-сайтов Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Парламента Кабардино-Балкарской Республики и Парламента Чеченской Республики. Кроме того, у сайтов других субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, так же достаточно низкие показатели степени открытости.
Для того чтобы виртуальные представительства органов государственной власти стали источником полной, достоверной и открытой информации об их деятельности, ведомствам необходимо приложить еще немало усилий для развития своих ведомственных интернет-сайтов. Большее внимание следует уделить соответствию общепринятым техническим требованиям, предъявляемым к содержанию сайтов, а также разработке интерактивных функций и детальной информации о работе государственных органов, формам заявлений и примерам их заполнения, возможности отправки заявлений и оплаты госпошлин в интерактивном режиме. Наряду с этим, сегодня объективным препятствием к развитию ведомственных сайтов является неполное соответствие содержания информации, размещенной на сайтах государственных органов, нормам действующего законодательства, регулирующего доступ к информации о деятельности государственных органов.
Наталья Хохлова/CNews