|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Принятая в 2007 году Концепция формирования в РФ электронного правительства к 2010 г. определила в качестве одного из приоритетных направлений развития переход к широкому предоставлению государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде. О том, какие успехи достигнуты в этом направлении государственными ведомствами к настоящему времени и готовы ли российские компании предоставить необходимые для реализации поставленных задач технические решения, рассказал в интервью CNews Роман Кругляков, технический директор группы компаний АРМАДА .
CNews: Как в целом процессы информатизации государственного сектора влияют на развитие рынка информационных и коммуникационных технологий в России?
Роман Кругляков: Если проанализировать структуру спроса на информационные технологии, которая сложилась за последние лет пять, то станет ясно: одним из основных заказчиков на рынке является государство. Поэтому многие крупные игроки стремятся сформировать свой продуктовый портфель с таким расчетом, чтобы закрыть возможные потребности данного потребителя. Причем зачастую у компаний просто нет времени, чтобы вырасти до нужного масштаба, нарастить нужные компетенции и подготовить профильных специалистов. Поэтому они покупают нишевых игроков или объединяются друг с другом. Таким образом, можно сказать, что борьба за государственные контракты, в том числе, является одним из стимулов процесса слияний и поглощений на российском ИТ-рынке.
CNews: Какие тенденции развития информатизации государственного сектора, проявившиеся в последние годы, вы могли бы отметить?
Роман Кругляков: На мой взгляд, основную тенденцию развития процесса информатизации государственного сектора, можно обозначить, как «смещение фокуса на потребителя». Т.е. постепенный переход к задачам, призванным облегчить взаимодействие с государством для граждан и бизнеса, создавать для них новые информационные сервисы. С точки зрения особенностей проектов такой фокус требует широкого межведомственного взаимодействия, что также является велением времени.
Безусловно, это было бы невозможно без того предварительного объема работ, который был проделан по созданию государственной ИТ-инфраструктуры в последние годы. Но если на предыдущем этапе практически все результаты автоматизации были направлены внутрь самой государственной машины, то теперь настало время начать предъявлять их обществу.
CNews: Какое влияние на процессы информатизации органов государственной власти способна оказать принятая недавно Концепция формирования в РФ электронного правительства к 2010 г?
Роман Кругляков: Разработка концепции электронного правительства, а тем более ее принятие – это важный шаг на пути к широкому предоставлению государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде. Для ее реализации потребуется создание новых типовых решений, разработка удобных интерфейсов взаимодействия между гражданами и аппаратом, интеграция разрозненных баз данных министерств и ведомств, обеспечение доступа людей к информации, влияющей на качество их жизни. Соответственно возрастет спрос на услуги компаний, специализирующихся на выполнении комплексных, организационно-сложных проектов по разработке интеграционных решений и оказании ИТ-услуг.
Российские компании накопили достаточный опыт и компетенции в решении комплексных ИТ-задач и готовы справиться с технологической стороной этого вопроса. Однако, помимо этого в каждом подобном проекте необходима большая организационная работа и серьезная политическая поддержка, способная разрушить межведомственные барьеры. К счастью, разговоры об этом все чаще заходят на уровне первых лиц страны. Это вселяет надежду на то, что амбициозные планы по созданию в России информационного общества со временем будут воплощены в жизнь.
CNews: В 2007 году поднимался вопрос о необходимости перехода ведомств на электронное взаимодействие с обществом, были разработаны электронные административные регламенты. Тем не менее, как показало исследование CNews Analytics, интерактивная составляющая сайтов государственных ведомств по-прежнему остается на низком уровне. Что, по вашему мнению, тормозит развитие электронного взаимодействия между государством и гражданами, бизнесом? Какие меры необходимо предпринять для активизации развития этого процесса?
Роман Кругляков: Обеспечение электронного взаимодействия с обществом – это задача, которая имеет несколько уровней решения. На самом простом, госорганы раскрывают информацию о своей деятельности, описывают оказываемые ими услуги, и предоставляют гражданам возможность для интерактивного общения с властью. Реализация такого формата взаимодействия по идее достаточно проста технически, т.к. каждое ведомство рассказывает только о себе и отвечает на вопросы в рамках собственных компетенций. Тем не менее, согласно проводимым нами исследованиям, даже на этом уровне далеко не все ведомства активно развивают свои сайты и думают над правильным описанием оказываемых ими услуг.
Для активизации данного процесса необходимо продолжение работы по стандартизации описаний услуг и расширению присутствия ведомств в интернете. В качестве примера, который мы считаем показательным, могу привести сайт Министерства финансов РФ, который из обычной визитной карточки организации силами «Армады» был превращен в современный портал, оказывающий гражданам многочисленные информационные услуги.
К более сложным вариантам электронного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом можно отнести задачи, связанные с подготовкой и выдачей различных официальных документов (справок, разрешений, лицензий и пр.). Поскольку их предоставление часто сопряжено с необходимостью обращения к информации из разных ведомств, для полноценной реализации таких проектов необходимо решить целый ряд административных вопросов, ключевым из которых является разработка необходимого нормативного и организационного обеспечения для обмена информацией между различными госорганами в электронной форме. Также для полноценного оказания услуг гражданам в электронной форме необходимо окончательно решить вопросы использования цифровой подписи, оплаты государственных пошлин через интернет при получении услуг и т.п.
Как пример такого проекта: в настоящий момент «Армада» работает над созданием информационной системы «ОСАГО». Первый этап проекта предполагает создание открытого государственного информационного портала и обеспечение его взаимодействия с информационными системами Министерства внутренних дел, Федеральной таможенной службы и Российского союза автостраховщиков. В результате через портал граждане смогут получить сведения об объекте страхования и его владельце независимо от того, в чьей базе данных такая информация содержится.
После ввода в эксплуатацию новая система позволит всем заинтересованным организациям существенно сократить время на поиск информации, что поможет эффективно бороться со случаями страхового мошенничества и получать статистику для установления экономически обоснованных страховых тарифов.
CNews: Спасибо.