|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Процесс формирования электронного правительства в Российской Федерации тормозится, большей частью, по причине отсутствия необходимой законодательной базы и низкого уровня компьютерной грамотности как государственных служащих, так и рядовых граждан – пользователей электронных госуслуг. О том, какие технологические решения в сложившейся ситуации способны удовлетворить всех участников процесса, рассказал в интервью CNews Владимир Карагиоз, директор по развитию бизнеса Adobe Systems Россия и СНГ.
CNews: В феврале 2006 года Владимир Путин поставил задачу создания к 2010 году в России электронного правительства. Соответствующая концепция была одобрена правительством в августе 2007 года и включает в себя несколько направлений работ. Основным для граждан и бизнеса является оказание госуслуг в электронной форме. В чем, исходя из вашего опыта, вы видите особенности построения электронного правительства в Российской Федерации по сравнению с другими странами? Какие сложности внедрения электронного правительства являются общими для все государств, а какие – специфически российскими?
Владимир Карагиоз: За прошедшее с 2006 года время мы стали свидетелями позитивных сдвигов. Среди представителей органов государственной власти появилась довольно значительная прослойка управленцев, сочетающих понимание задач своего ведомства и технологическое видение - каким способом, с помощью каких технологий проводить электронную трансформацию.
Яркий пример – портал государственных услуг Общероссийского государственного информационного центра. Несмотря на отсутствие полной нормативно-правовой базы для обеспечения полностью электронного взаимодействия, портал уже приносит пользу гражданам и бизнесу. На нем опубликованы интерактивные PDF-формы, реализующие госуслуги. «Оцифровка» даже первого шага - заполнения формы (пускай она затем и доставляется в орган государственной власти в бумажном виде) - радикально повышает качество данных, с которым работают сотрудники органа государственной власти, что идет на пользу и потребителю услуги, и сотрудникам ведомства.
Если говорить о технологических сложностях внедрения электронного правительства в Российской Федерации, то наиболее остро стоит проблема «последней мили». Необходимо обеспечить конечных пользователей универсальным средством взаимодействия с органом государственной власти в ситуации, когда нет гарантированной связи с каналами передачи данных, когда пользователь не готов устанавливать сложное клиентское ПО на свой ПК.
И здесь идеально срабатывает решение на базе бесплатного кроссплатформенного Adobe Reader и интерактивных PDF-форм. Даже при полном отсутствии электронной связи, пользователь может заполнить PDF-форму в Adobe Reader, распечатать ее, и данные будут с высокой точностью извлечены из двумерных штрих-кодов на бумаге.
CNews: С технологической точки зрения серьезных проблем развития электронных госуслуг населению нет – текущий уровень развития ИКТ позволяет частично или полностью решать поставленные задачи. Основные препятствия заключаются в необходимости приведения в соответствие с требованиями настоящего времени действующего законодательства, обеспечивающего применение ИКТ в госуправлении. Какие нормативно-правовые акты, на ваш взгляд, необходимо принять в первую очередь для того, чтобы сделать процесс формирования электронного правительства более динамичным?
Владимир Карагиоз: Вы правы, законодательство в сфере предоставления государственных услуг имеет пробелы, которые не позволяют полностью перевести взаимодействие в электронный вид. Например, в законодательстве отсутствует само понятие электронного документа.
Я утверждаю, что в текущей ситуации, когда мы не можем сделать процесс 100% электронным, органы государственной власти могут значительно облегчить жизнь и своим сотрудникам, и своим клиентам - гражданам и бизнесу. В то время как заявка на предоставление госуслуги должна подаваться в бумажном виде, технологии Adobe PDF позволяют обеспечить быстрое извлечение из нее электронных данных. Даже если заявка путешествует по организации в бумажной форме, мы можем параллельно вести электронный Workflow, чтобы ее обработка соответствовала регламенту, чтобы можно было понять, кто над ней работает и требуется ли эскалация. Сбор информации при помощи PDF форм позволяет безопасно и удобно собирать данные как в бумажном, так и в электронном виде.
Концепция электронного PDF-документа Adobe обеспечивает пользователей мгновенным преобразованием бумажного документа в электронный и наоборот.
CNews: Процесс формирования электронного правительства во многом тормозится из-за неразвитости мотивационной сферы государственных служащих, а также граждан и представителей бизнеса – потенциальных пользователей госуслуг. Какие пути решения этой проблемы вы считаете наиболее эффективными?
Владимир Карагиоз: Любая система мотивации должна базироваться на системе контроля ключевых показателей эффективности работы служащих.
В рамках проектов по внедрению продуктов Adobe для органов государственной власти наши партнеры по внедрению могут помочь клиенту реализовать сбор информации о показателях эффективности сотрудников, обрабатывающих запросы и заявки граждан и представителей бизнеса. Для этого может использоваться серверный компонент Adobe LiveCycle Business Activity Monitoring.
CNews: Многие участники ИТ-рынка отмечают, что процессы информатизации государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях практически не связаны между собой. Между тем, создание электронного правительства требует организации непрерывного информационного взаимодействия между ведомствами всех уровней. Как вы оцениваете сложившееся положение? Каким образом, с вашей точки зрения, можно придать импульс информатизации администраций муниципальных образований?
Владимир Карагиоз: Сложившуюся ситуацию легко объяснить. Первопроходцы становятся звездами в случае успеха, но работа в государственном секторе вырабатывает консервативный подход, стоимость неудачи может быть большой.
Мой совет: обратитесь к нам. У компании Adobe и у наших партнеров есть большой опыт трансформации ИТ в органах государственной власти разного уровня во всем мире. Нелишним будет напомнить, что платформа Adobe LiveCycle используется органами государственной власти разного уровня в десятках стран – у российских клиентов в государственном секторе есть отличная возможность снизить свои риски, пойти по проверенной дороге, использовать существующие «секреты успеха». Более того, формат PDF стал стандартом ISO, а это значит, что Adobe предлагает своим пользователям решения на базе открытого стандарта.
Если говорить о тех проектах, которые ведутся в Российской Федерации, то сейчас мы совместно с нашими партнерами предлагаем программный комплекс на базе платформы Adobe LiveCycle и набора форм и процессов для оказания госуслуг муниципального уровня.
Мы также ведем анализ задач и тестируем процессы, реализующие «лучшие практики» для государственных услуг региональных и федеральных уровней.
CNews: Какие продукты, услуги или решения Adobe наиболее востребованы российским государственным сектором сегодня? Насколько структура потребностей госсектора отличается от структуры потребностей коммерческих организаций? Как изменилась структура потребностей российского госсектора за последние 3-5 лет? Каковы, по вашим оценкам, перспективы развития в этом направлении?
Владимир Карагиоз: Концепция «одного окна» для предоставления услуг гражданам и бизнесу, является, пожалуй, одной из самых значимых и широко обсуждаемых инициатив в рамках ИТ-транформации органов государственной власти.
Однако, это далеко не единственное направление, в котором мы работаем рука об руку с нашими коллегами из департаментов информационных технологий в государственных организациях.
Есть масса задач, успешно решаемых с помощью технологий Adobe, например, сбор межведомственной отчетности (это также делается на базе платформы Adobe LiveCycle, с которой уже хорошо знакомо ИТ-сообщество), электронное обучение и тестирование государственных служащих – платформа Adobe Connect - все, что требуется конечному пользователю, - это Web-браузер и Flash Player.
Кто бы мог подумать 5 лет назад, что органы государственной власти и государственные организации всерьез задумаются о медиа-вещании в интернете? Однако сегодня мы встречаем запросы на наши продукты (Adobe Flash Media Server) для трансляции аудио и видео в реальном времени либо во внутренних сетях государственных органов, либо для внешнего сообщества.
CNews: Какие решения в области создания электронного правительства и развития технологической основы оказания услуг населению в режиме «одного окна» готова предложить компания Adobe государственным заказчикам?
Владимир Карагиоз: Решения Adobe для создания электронного правительства вообще и обеспечения предоставления услуг в рамках концепции «одного окна» базируются на платформе Adobe LiveCycle. Сюда входит сбор данных через интерактивные формы, реализация регламента обработки запросов граждан и организаций, перевод документов из электронного в бумажный вид и, наоборот, массовая генерация персонифицированных документов.
Кроме того, совместно с использованием Adobe LiveCycle мы рады предложить систему интерактивной поддержки пользователей порталов государственных услуг через Web. Пользователи смогут общаться либо с живыми агентами, либо получить доступ к записанным обучающим интерактивным фильмам.
CNews: Как вы оцениваете удовлетворенность пользователей продуктами Adobe, используемыми органами государственной власти? Как вы это учитываете в разработке новых и при совершенствовании имеющихся продуктов?
Владимир Карагиоз: Уровень удовлетворенности пользователей продуктами Adobe вне зависимости от того, в какой индустрии они работают, традиционно высок. Это достигается за счет прямой связи с пользователями, если речь идет о серверных продуктах, таких как Adobe LiveCycle и Adobe Connect. Очень многие расширения платформы создаются в результате анализа потребностей стратегических клиентов компании Adobe. Таким образом, в каждой новой версии системы пользователи получают ответ на наиболее горячие потребности сообщества пользователей Adobe.
CNews: Какие ключевые особенности работы компании Adobe в государственном секторе по сравнению с коммерческим сектором вы могли бы выделить? Существуют ли коренные отличия взаимодействия компании Adobe с государственными структурами в Российской Федерации от аналогичного взаимодействия с госорганами европейских стран? Насколько хорошо российские чиновники ориентируются в области ИТ?
Владимир Карагиоз: Органы государственной власти Российской Федерации, так же как и их европейские коллеги, акцентируют особое внимание на том, чтобы предлагаемые решения базировались на открытых форматах и обладали кроссплатформенностью.
Именно поэтому PDF как стандарт интерактивного интеллектуального документа стал активно использоваться в организациях государственного сектора.
Интерес к решениям Adobe LiveCycle стал еще более горячим после того, как PDF получил статус стандарта ISO 32000. Кроме того, всесторонняя доступность клиентского приложения Adobe Reader, возможность его работы не только под ОС Windows, но и под Solaris, Mac OS, Linux является серьезным преимуществом платформы Adobe - ведь мы не вправе принуждать конечных пользователей выбирать конкретную операционную систему, чтобы обратиться с запросом к государственной структуре.
CNews: Как, на ваш взгляд, будет развиваться процесс перехода к оказанию государственных услуг в электронном виде и в режиме одного окна в 2008-2010 годах? Каковы планы компании Adobe на ближайшие годы в этом направлении в России?
Владимир Карагиоз: Органы государственной власти, на мой взгляд, уже практически прошли первую фазу «оцифровки» взаимодействия с гражданами и бизнесом – у большинства государственных организаций функционируют Web-сайты. Несмотря на простоту решения этой задачи, это было важным первым шагом на пути к электронному государству.
Сейчас большинство государственных организаций находится на второй фазе ИТ-трансформации, организации интерактивного взаимодействия с населением. Этот этап предполагает формализацию регламентов услуг, предоставление сервисов, публикацию информации о статусе запросов на предоставление государственных услуг. Круг задач также включает в себя сбор и публикацию информации ключевых показателях эффективности предоставления государственных услуг в режиме одного окна.
Следующими фазами будет осуществление электронных транзакций между гражданами и бизнесом с фокусом на конфиденциальность и безопасность электронного обмена данными, обеспечение электронной идентификации пользователей. Наиболее продвинутая реализации концепции электронного правительства будет включать разветвленную сеть предоставления услуг, защищенный обмен транзакционной информацией G2G, G2B, G2C.
CNews: Спасибо.