|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Растущие потребности органов государственной власти в информатизации оказывают значительное влияние на развитие отечественного ИКТ-рынка в целом. Крупные компании стремятся совершенствовать бизнес-процессы и развивать технологии с тем, чтобы иметь возможность участвовать в проводимых государством конкурсах. О том, какие технологические решения наиболее востребованы и о развитии каких решений необходимо задуматься уже сейчас рассказал в интервью CNews Ренат Юсупов, старший вице-президент по технологиям Kraftway .
CNews: В течение 2006–2007 гг. было принято несколько документов (новая редакция программы «Электронная Россия», Концепция формирования в РФ «электронного правительства» до 2010 г., Стратегия развития информационного общества в РФ), определяющих процессы информатизации государственного сектора в России. Каких изменений, на ваш взгляд, можно ожидать в связи с принятием этих документов? Каково влияние процессов информатизации госорганов на развитие отрасли информационных и коммуникационных технологий в России?
Ренат Юсупов: Всем понятно, что законы, регулирующие развитие информационного общества, нужны. Правда, пока непонятно, с каким ускорением будет происходить это развитие при наличии законов. В любом случае, необходима воля государства, которая найдет отражение в целевых программах.
Давайте абстрагируемся от государственного уровня и вернемся на уровень бытовой. Мы с вами являемся пользователями информационных систем и сервисов, которые поставляет государство. Но со стороны государства пока отчётливо не видно особой помощи в направлении развития таких систем. Пенсионная система, налоговая, фискальная, ЖКХ – а это основные государственные подсистемы остаются пока замкнутыми внутри себя. Только информационная составляющая о политической жизни у нас на высоте. Но это скорее полезное наследие прошлого века, чем достижение нынешнего.
Если посмотреть на бизнес, то там процесс информатизации набирает обороты. В частности, активно развивается интернет-торговля. Госмонополии начинают использовать интернет для продажи своих услуг. Например, РЖД и «Аэрофлот» продают электронные билеты и т. д. У этих структур есть деньги, которые они вкладывают в развитие инфраструктуры, разрабатывают и внедряют сервисы, которые становятся, наконец, доступными в онлайне.
Что происходит на уровне государства, я, честно говоря, не знаю, несмотря на то, что программе «Электронная Россия» уже лет восемь…
CNews: В новой редакции программы акцент сделан именно на развитие электронных сервисов для граждан, которых на настоящий момент как не было, так и нет…
Ренат Юсупов: : Если забыть все то, что было раньше, и начинать сейчас, то я считаю, что развитие этих сервисов должно идти в направлении совершенствования инфраструктуры предоставления сервисов и их взаимодействия между собой, а затем приложений, которые можно использовать. У сервисов должны быть определенные регламенты. Каждый из регламентов имеет нормативную базу, которая не всегда соответствует реалиям информационного общества, поскольку онлайновый и оффлайновый процессы предоставления услуг резко отличаются. Изменение нормативной базы влечет за собой изменение законодательства. Это процесс продолжительный. По моей оценке, для его завершения под электронные сервисы понадобится года три–четыре.
Могу привести положительный пример. Сейчас в Москве в рамках программы «Электронная Москва» появились услуги, которые предоставляются гражданам в электронном виде. В частности, это система «одного окна» по выдаче наиболее востребованных справок по электронным регламентам без предоставления гражданами дополнительной информации из разрозненных баз данных. В настоящее время по отдельным документам появилась возможность отслеживать через интернет статус своей заявки.
На развитие данной программы ушло несколько лет. Сейчас идет второй этап ее развития.
CNews: Уровень информатизации российских органов государственной власти крайне неравномерен: вместе с ведомствами и регионами–лидерами, такими как Федеральное Казначейство, ФНС России, ФТС России, Москва, ХМАО и т. д., но таковых меньшинство, существуют регионы и ведомства, где информатизация все еще сводится к выборочному использованию отдельных локальных систем на отдельных рабочих местах. В чем вы видите причины такого расслоения? Какие меры могли бы дать толчок ускорению процессов внедрения информационных технологий в деятельность госструктур? В чем особенности информатизации госсектора сегодня?
Ренат Юсупов: Насколько я понимаю, госорганы являются самым крупным покупателем как оборудования, так и услуг по разработке тех или иных приложений и систем. В последние годы доля государства в закупках составляла едва ли не 80%, хотя, скорее всего, это «экстремальная» точка зрения. Таким образом, как вы понимаете, государство является маркет-мейкером на рынке и определяет его основные потребности. Соответственно, на его политику закупок ориентируются все крупные поставщики.
Та или иная федеральная программа определяет вектор развития: что надо разрабатывать коммерческим компаниям, какие продукты предлагать государству для того, чтобы оказаться на магистральном пути, в какие исследования и разработки вкладывать деньги, чтобы получить востребованный результат через несколько лет, когда те или иные программы наконец-то заработают. С точки зрения крупных компаний государство определяет развитие рынка ИТ.
Как вы понимаете, существует два ключевых фактора развития любой крупной компании. Первый – покупатель: необходимо угадать, что он хочет потребить сегодня и чего захочет через несколько лет. Второй фактор – технологии: важно предвидеть, какие технологии будут существовать через несколько лет, чтобы соединить желание заказчика, и возможность реализации в наиболее востребованном продукте. Собственно говоря, это и есть модель любого крупного бизнеса, который приходит на рынок всерьез и надолго.
Чтобы обеспечить свою жизнедеятельность, государству требуются инструменты. В современном обществе вести нормальный учет прибыли или убытков, делать прогнозы своего развития и т. д. возможно только с помощью информационных технологий. Поэтому первым делом, естественно, автоматизировались те министерства и ведомства, которые имеют отношение к денежным потокам. Это Федеральная налоговая служба, Центральный банк, Казначейство, Федеральная таможенная служба. И, конечно, крупнейшие субъекты Федерации, генерирующие основные доходы государства, – Москва, Поволжье и т. д.
Таким образом, в первую очередь государство автоматизировало свои фискальные функции, вкладывало средства в механизмы точного учета и контроля своих бюджетов, доходов, денежных потоков.
Затем начался второй этап - учет имущества и ресурсов. Автоматизировались ведомства, отвечающие за регистрацию земли, недвижимости, автотранспорта, миграцию. Получили развитие соответствующие базы данных.
Когда деньги научились считать, их стали инвестировать в развитие отраслей, которые не связаны с денежными потоками, но потенциально являются теми отраслями, которые обеспечат стабильность государства в будущем и могут генерировать прибыль. Это промышленность, сельское хозяйство, наука и т. д. Пока ситуация в этих сферах далека от идеальной, но инвестиции в промышленность, в частности в АПК, уже имеют положительные результаты, например, в виде создания вертикальных холдингов, что означает строгую управляемость, бюджетирование и, соответственно, результат.
CNews: Вы имеете в виду госкорпорации?
Ренат Юсупов: Да, госкорпорации. Когда есть прозрачные структуры, когда выстроена схема расходования бюджета, тогда можно вкладывать целевые деньги, с высокой вероятностью получения ожидаемого результата. Сейчас выстраивается управленческая вертикаль именно в промышленности. После того, как она будет полностью выстроена, туда пойдут инвестиции.
Существует проблема с малым бизнесом, который в настоящее время очень плохо регулируется. Поэтому туда деньги не направляются. Хотя, насколько я знаю, в некоторых странах его доля достигает 60% ВВП. Надеюсь, что и в России этому направлению постепенно будет уделяться все больше внимания. Остаётся только ждать и верить.
Первые инициативы нового руководства были направлена как раз на то, чтобы попытаться потихонечку «вытащить» малый бизнес. Собственно, этот процесс начался уже давно. В частности, начали работать схемы по «обелению» зарплат. Сейчас с малого бизнеса снимают избыточный фискальный «пресс», т. е. создают условия, стимулирующие его развитие.
Резюмируя, видно что на государственном уровне автоматизация проходит следующие этапы: сначала фискальные функции, затем стимулирующие рост ключевых отраслей экономики, далее общие инфраструктурные и сервисные и, в итоге, придём к информационному обществу. Жить, рассчитывая только на нефть и газ сложно, из-за возможных технологических прорывов в сфере производства энергоресурсов. Должна быть диверсификация: ресурсы, промышленность, сельское хозяйство, инновации, наука и т. д. Это вполне выполнимо, но циклы реализации измеряются пятилетками.
CNews: У вас есть какие-то идеи относительно того, что можно сделать для ускорения процесса информатизации?
Ренат Юсупов: Именно информатизации? Здесь циклы сократить невозможно. Первая задача, которую должно решить государство, – обеспечить управление своими активами. Как только оно научится управлять и выстраивать вертикали – автоматизировать можно все что угодно. Автоматизировать хаос нельзя – это основной постулат.
А вот что действительно по силам государству – так это наладить управленческие вертикали в тех отраслях, которые ему интересны. Далее идет процесс автоматизации. Государству можно только посочувствовать - ведь старые схемы управления разрушены, а новых пока не выстроено. Да и специалистов в области управления не очень много - большинство самоучки.
CNews: Если говорить об информационных технологиях, то какие направления работ и проектной деятельности для органов государственной власти в целом в настоящее время становятся ключевыми? Как вы видите участие корпорации Kraftway в этих проектах?
Ренат Юсупов: Давайте перейдем от теории к практике. Естественно, надо выстраивать внутренние регламенты для управленческих вертикалей. Как только появятся регламенты исполнения основных функций, их сразу можно автоматизировать. Регламенты – это фактически законодательная база, на основе которой и строится информатизация. Они обеспечивают прозрачность процессов. Информатизация является лишь инструментом, который позволяет исполнять государственные функции значительно быстрее и качественнее.
Наиболее интересный и сооветствующий профилю компании тренд – это разворачивание территориально распределённых инфраструктурных систем, а также разработка специализированных систем и спецтехники ИТ для решения задач привязанных к особенностям нашего государства. А особенностей – не перечесть: почти все климатические зоны, территориальная удалённость, неравномерный уровень развития регионов, транспортная доступность и т.д. Поэтому универсальные решения в России не всегда применимы. В таких задачах Kraftway объективно силён, в силу концентрации ресурсов внутри России.
CNews: В прошедшем 2007 году Kraftway реализовал несколько крупных проектов, среди которых система мониторинга инфраструктуры и информационных ресурсов, система управления мобильными нарядами, система общественной безопасности г.Москвы. С какими сложностями столкнулась ваша компания в процессе их реализации? Как вы могли бы оценить эффективность внедрения подобных проектов? Насколько востребованы подобные решения другими регионами Российской Федерации?
Ренат Юсупов: Наша компания является инфраструктурным интегратором, разрабатывающим и поставляющим технологические решения для решения самых разнообразных задач.
Мы стараемся участвовать во всех крупномасштабных проектах. Государству необходим надежный партнер, способный предоставить широкий спектр услуг от проектирования инфраструктуры до её сервиса. Kraftway относится к их числу. От надежности и качества работы партнера зависит качество работы всей информационной системы. Наша задача – гарантировать это качество.
Что такое Kraftway? Это возможность реализовать крупный проект в короткие сроки. Кроме производственных возможностей мы предоставляем соответствующий уровень качества, а также возможность проектирования и построения информационной системы в целом. Кроме всего прочего наш продукт обладает дополнительными встроенными сервисами, удобными для пользователей. В частности, речь идёт о системе мониторинга и управления оборудованием и инфраструктурой в целом.
Поставка оборудования вместе с системами управления является основным методом продаж крупнейших зарубежных компаний, но, сотрудничая с ними, российские государственные ведомства попадают в пожизненную зависимость от производителя. Мы пошли по другому пути и разрабатываем свои средства управления, в которые интегрируются все открытые промышленные стандарты. Исповедуя такой подход, мы можем управлять не только своей техникой и своими программными средствами, но и оборудованием, и ПО других производителей. Параллельно мы развиваем прямые связи с крупнейшими производителями оборудования и компонентов, интегрируя их средства управления в нашу систему мониторинга.
Следующий уровень – это общесистемные приложения, СУБД и операционные системы, такие как например Solaris, Windows и др. Мы гарантируем совместимость нашего оборудования с этими приложениями. Кроме того, умеем их внедрять и подключать разработанные нами программные адаптеры для их мониторинга по ключевым показателям.
Так родился интегрированный продукт – Kraftway Enterprise Management, который включает в себя: - Kraftway System Manager – ПО мониторинга и управления инфраструктурой, - набор Kraftway Management pack для интеграции разнообразных программных и аппаратных средств в консоль управления Microsoft Operations Manager
Собственно говоря, совокупность наших знаний и программных наработок, позволила нам реализовать сложнейший проект по разворачиванию системы мониторинга инфраструктуры и информационных ресурсов Правительства Москвы. Эта подсистема станет для заказчика в ближайшее время одной из ключевых, поскольку с одной стороны она оперативно оценивает «здоровье» инфраструктуры, а с другой стороны предоставляет объективную информацию о востребованности информационных ресурсов что позволят эффективно управлять ресурсами и бюджетами на эксплуатацию.
Важным направлением нашей работы с Заказчиком является участие в проектировании. В некоторых проектах мы участвуем в нем уже на самом начальном этапе построения архитектуры. Для этого необходимо знание множества технологий и современных технических решений, которые накладывают отпечаток на функционирование той или иной системы.
Допустим, при построении системы по расчету погоды для того, чтобы она могла эффективно работать лет десять, ее надо правильно спроектировать. Должны применяться аппаратные технологии, позволяющие как минимум масштабировать систему и балансировать нагрузку и т.д. Есть достаточно много приемов, которые позволяют решить задачу на уровне инфраструктуры, даже не накладывая особых ограничений на приложения. Не менее важно организовать отладку приложений. Более того, нам даже приходилось решать отдельные задачи и по отладке самих математических моделей.
Мы принимали участие в разработке отдельных компонентов системы обеспечения безопасности города Москвы. Нами было реализовано несколько уникальных технических решений, в частности, созданы так называемые объектовые концентраторы информации. Это сложный комплекс, который включает в себя несколько модулей: вычислительных, коммуникационных, преобразования сред. Система может монтироваться в подвалах, технических помещениях, на чердаках. Сейчас появились новые модели, которые можно просто устанавливать на улице. Такие концентраторы могут найти применение в системах безопасности аэропортов, системах обеспечения безопасности буровых вышек.
Одно из самых сложных решений – для северных климатических зон. К нам приезжали заказчики из Ямала. Их система безопасности аэропорта должна работать при температуре до минус –65 градусов. И мы спроектировали и изготовили такое оборудование. Наш концентратор при окружающей температуре минус 60 градусов работает в нормальном режиме. При более низких температурах мы не смогли провести испытания, поскольку не сумели найти подходящей климатической камеры, способной симулировать ямальские морозы. Предполагаю, что серийных аналогов в мире нет, в Европе уж точно.
После построения инфраструктуры возникает необходимость автоматической обработки стандартных ситуаций. Это уже следующий этап разворачивания системы комплексной безопасности заключающийся в организации программной пост-обработке видеофрагментов. Наша инфраструктура позволяет собирать информацию, а использовать ее можно в зависимости от возникающих потребностей.
Внедрение таких систем ведется не только в интересах силовых структур. Мы, например, проектируем систему безопасности для ГУП «Гормост». В Москве, как известно, немало переходов, мостов, тоннелей и т. д. В некоторых из них существуют автономные системы безопасности, но они локальные, разрозненные. Сейчас мы проектируем специальные технические решения, включающие в себя не только возможность обеспечения безопасности этих объектов, но и контроль телеметрической информации с датчиков, что позволит оперативно отслеживать аварийные ситуации – затопление, отключение электричества, задымление и т. п. Сверху на систему мониторинга накладываются автоматические регламенты, что позволяет ускорить и упорядочить алгоритм реагирования на нештатные ситуации. Например, сработал дымовой датчик – в пожарную часть автоматический поступает сигнал. Во избежание ложных вызовов можно дополнительно проконтролировать в онлайне видеоинформацию с аварийного объекта, чтобы точно установить причину срабатывания. Казалось бы, все очень просто, но таких объектов тысячи и они разбросаны по всей Москве. Сложность системы безопасности «Гормост» из-за количества объектов и их территориальной удалённости возрастает многократно.
CNews: Российская экономика испытывает колоссальный дефицит кадров как рабочих специальностей, так и инженерно-технического, и управленческого персонала. Как вашей компании удается преодолевать возникающие в связи с ее интенсивным ростом кадровые проблемы?
Ренат Юсупов: Кадровая проблема, конечно, существует, и пока мы не нашли ее решения. Дело в том, что специалисты в области информационных технологий в большинстве случаев себя переоценивают. Фактически сегодня идет миграция сотрудников из компании в компанию в поисках большей зарплаты. При этом человек профессионально не растет, потому что он озабочен извлечением максимальной прибыли из своего статуса ИT-специалиста. В какой-то момент, конечно, этот процесс остановится, но сейчас мы находимся в начальной стадии раскручивания «спирали».
Мы испытываем колоссальные проблемы с кадрами, в том числе с отбором. Что делать? Не знаю. В компании сложился определенный психологический климат. У нас очень трудно работать людям, которые стремятся просто делать карьеру. Им работать у нас трудно - они почти сразу уходят. Зато, нам по пути с сотрудниками, которых кроме карьеры стимулирует рост профессиональной компетенции и интерес к исполняемой работе. Такая ситуация в компании позволяет нам эффективно используя имеющиеся кадры достигать желаемого результата. При этом текучка кадров небольшая, что позволяет тщательно подбирать качественных сотрудников с рынка труда.
Я считаю, что в большинстве случаев надо принимать на работу студентов последнего курса, молодых специалистов и доучивать их. Мы вкладываем достаточно большие средства в обучение – в нашей работе много специфики, плюс к этому технологии видоизменяются с большой скоростью, поэтому готового специалиста найти практически невозможно. Мы не боимся, что молодые специалисты от нас уйдут. Многие в течение нескольких лет работают на собственную капитализацию, на накопление опыта. Если человек проработает в компании хотя бы несколько лет, он принесет достаточно пользы и себе, и нам.
У нас очень динамичная, развивающаяся компания, живой бизнес, нестандартные проекты. Для человека, который занимает активную жизненную позицию, кроме денег должно быть интересно то дело, которым он занимается. Наши проекты, я считаю, соответствуют такому типу сотрудников - это не скучная сборка и поставка (её тоже достаточно), а инфраструктурная интеграция и нестандартные разработки. Поэтому мы удерживаем персонал не только деньгами, но и интересом к работе.
К сожалению, пока государство никак не помогает нам решать кадровую проблему. Мы считаем, что эта проблема, прежде всего, связана с недостатками системы образования, оторванной от реальной практики. Нельзя функцию доучивания и профилирования перекладывать на плечи бизнеса, он просто может рухнуть от дополнительной нагрузки.
CNews: Госсектор является одним из наиболее перспективных рынков для отечественной ИТ-отрасли. Как будет развиваться сегмент информатизации органов государственной власти в 2008–2010 гг.? Каковы планы Kraftway на ближайшие годы в этой области?
Ренат Юсупов: Во-первых, у нас есть конкретные планы на ближайшую перспективу, на год–полтора. По продуктам, по нишам, по разработкам и т. д. Но я о них говорить не буду, поскольку они являются несколько необычными для рынка.
Во-вторых, мы будем экспериментировать достаточно много со сборкой, точнее, с классическим продуктовым модельным рядом. Будем менять форм-факторы. Модель использования компьютера постоянно меняется, глубина проникновения вычислительных устройств в нашу жизнь тоже увеличилась, появилась масса мобильных устройств: коммуникаторы, ультрамобильные персональные компьютеры, утилитарные сетевые компьютеры и т. д. На рынке появились даже телевизоры с интерактивными возможностями, которые тоже можно использовать как способ доступа к электронным сервисам и контенту. Поэтому и у нас, кроме классических моделей, появятся самые разнообразные продукты.
В-третьих, в компании появилось мощное R&D подразделение, и мы продолжим выполнять не совсем стандартные задачи, например, заниматься разработкой спецтехники. Та же сама программа «Безопасный город» потребовала разработки специального видеорегистратора, специальных систем со встроенными климатическими установками и т. д. Готовых аналогов этих продуктов не существует. Я думаю, в разработке спецтехники у нас очень серьезные конкурентные позиции. Иностранные производители, такие как IBM, Hewlett Packard и прочие, диктуют рынку собственные стандарты, а мы, наоборот, будем решать задачи заказчика. Для этого у нас есть производство, которое можно гибко перенастроить, есть сервисные возможности для внедрения и проектирования, есть разработка способная реализовать необходимы й заказчику функционал. Таким образом, все ресурсы и циклы сконцентрированы внутри нашей компании, внутри России, что значительно усложняет жизнь нашим конкурентам, «утаптывающими» наш рынок стандартными универсальными продуктами.
Kraftway – российская компания, это тоже большой плюс. Все наши разработки, в том числе программные, мы можем сертифицировать, а затем предлагать их «закрытым» ведомствам: Минобороны, ФСБ, другим силовым структурам, госмонополиям, ключевым вертикальным холдингам и т. д. Вполне возможно, это станет одним из основных направлений нашего бизнеса.
В ближайшие годы все наши успешные проекты будут развиваться и превращаться в тиражируемые продукты.
Одним из ключевых направлений деятельности нашей компании остается сервис, причем сервис не только в виде восстановления работоспособности техники, а в более широком понимании - предоставление широкого спектра услуг по внедрению и сопровождению, а также аутсорсингу отдельных функций и процессов.
CNews: Спасибо.