|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Федеральная миграционная служба РФ—один из органов государственной власти, услугами которого хотя бы раз в жизни воспользовался каждый российский гражданин или человек, решивший посетить нашу страну. О том, какие современные технологии, позволяющие автоматизировать и оптимизировать работу ФМС РФ, внедряются в ведомстве в настоящее время, рассказал в интервью CNews Геннадий Кухтин, начальник Управления по вопросам информационно-аналитического обеспечения ФМС РФ.
CNews: Насколько остро на сегодняшний день стоит проблема межведомственного информационного взаимодействия? Какие препятствия она создает для работы ФМС и других ведомств? Каким образом, на ваш взгляд, можно преодолеть существующие информационные барьеры?
Геннадий Кухтин: Проблема межведомственного информационного взаимодействия сейчас достаточно актуальна, поскольку современные технологии в области автоматизации требуют перехода на компьютерные базы данных. Объемы информации увеличились за последнее время в разы. Федеральная миграционная служба РФ решает задачи по организации иммиграционных потоков и т.д.
Сейчас в рамках программы «Электронная Россия», в той ее части, которая касается Федеральной миграционной службы, идет выполнение задач по реализации нового миграционного законодательства. В Федеральном законе о миграционном учете указывается на необходимость формирования государственной системы миграционного учета, осуществления взаимодействия с органами таможни, пограничной службой, Министерством иностранных дел, Федеральной налоговой службой.
Постановление №94, принятое Правительством в феврале 2007 г., определило все параметры межведомственного взаимодействия. Сложность здесь возникает следующая—каждое ведомство создавало свои информационные ресурсы и телекоммуникационные сети, не имея общей концепции, поэтому системы получились достаточно разнородными, используются разные форматы. Для того, чтобы их совместить, ФМС РФ определен в качестве базового стандарта информационного обмена формат XML.
Каким образом преодолеть информационные барьеры? Существует постановление №94, о котором я уже говорил, готовятся межведомственные приказы, мы заключили ряд соглашений—с Федеральной таможенной службой, с Росфиннадзором, с Федеральной налоговой службой. В рамках этих соглашений готовятся протоколы информационного взаимодействия, разрабатываются специальные программы, так называемые конвертеры, которые позволяют сводить информацию в единую базу. В настоящее время уже практически готовы межведомственные приказы, определяющие порядок межведомственного информационного взаимодействия, а также доступа пользователей и поставщиков систем к информации.
Таможня предоставляет свои данные, пограничники—данные о пересечении госграницы в одну и в другую сторону, наше ведомство—о миграционном учете. Таким образом, организуется межведомственное взаимодействие, позволяющее оперативно решать массу вопросов. Это и недопуск на территорию России лиц, пребывание которых на нашей территории нежелательно, и ограничение выезда за пределы страны для должников, которые либо не уплачивают налоги, либо имеют задолженности по административным штрафам. ФМС РФ дает информацию относительно лиц, которые нарушили миграционное законодательство или замешаны в преступлениях, и при следующей попытке въезд на территорию России им будет запрещен.
CNews: Считаете ли вы, что политика в области информационной безопасности в госорганах чересчур сурова? По каким причинам, на ваш взгляд, некоторые ведомства завышают секретность информации и, как следствие, не дают доступа к ней другим заинтересованным госструктурам?
Геннадий Кухтин:Что касается политики в области информационной безопасности в госорганах, я не считаю, что она чересчур сурова, поскольку мы работаем в основном с персональными данными. Для того, чтобы не допустить утечку подобной информации, применяются меры для ее технической защиты. Персональные данные отнесены к конфиденциальной информации, поэтому надо любой ценой исключить возможность их использования третьими лицами в своих целях.
Засекречивание информации в ведомствах не распространяется на всю массу персональных данных, с которыми они работают, это единичные случаи, обусловленные необходимостью. В законе о персональных данных даже есть соответствующая статья, которая предусматривает применение определенных мер, если это затрагивает интересы государства. Но это скорее исключение из правил.
CNews: Какие изменения произошли в работе вашей службы с момента вступления в силу Закона о миграционном учете в стране иностранных граждан? Способствовал ли закон преодолению информационных барьеров между ведомствами? Решена ли на данный момент проблема информационного взаимодействия между УФМС, ФСБ (БД АИС "Поток") и ГУВД?
Геннадий Кухтин: Федеральный закон, который вступил в силу с 15 января 2007 года, внес очень существенные коррективы. Они заключаются в том, что разрешительный порядок регистрации на территории Российской Федерации для иностранных граждан был заменен на уведомительный, т. е. уведомление о том, что человек прибыл на территорию Российской Федерации и находится по определенному адресу, может осуществляться в территориальных органах ФМС как посредством личного посещения, так и по почте.
Был разработан специальный бланк уведомления. В течение трех дней с момента пересечения границы и прибытия на территорию России иностранный гражданин заполняет его и указывает адрес, где он находится, свои паспортные данные и персональные данные приглашающей стороны—фамилию, имя, отчество, номер паспорта и адрес регистрации принимающего российского гражданина. Затем он отправляет уведомление по почте в адрес ФМС, и с момента проставления штампа отправки приезжий считается зарегистрированным по месту пребывания на территории Российской Федерации. Иностранный гражданин может обратиться с таким же заявлением и в территориальные органы ФМС РФ, где ему проставляется штамп о постановке на миграционный учет.
Новый порядок в совокупности с ужесточением административной ответственности за нарушение миграционного законодательства—довольно серьезное новшество. Порядок регистрации значительно упростился, стал более либеральным, сократилось количество документов, необходимых для постановки на миграционный учет, но при этом ощутимо возросли административные штрафы за нарушение миграционного законодательства.
Говорить о каких-то результатах пока рано, потому что сейчас идет мониторинг законодательства. Любой закон может быть оценен только в рамках его применения с определенными результатами. Этот закон работает чуть больше года. Положительные результаты отражают следующие данные. Только в первой половине 2007 года на миграционный учет на законных основаниях добровольно встало такое же количество иностранных граждан, как за весь 2006 год. И поток постоянно растет. Таким образом, упрощение порядка позволило иностранным гражданам полностью осознать, что законное нахождение на территории Российской Федерации намного выгоднее нелегального положения. Теперь они могут законно осуществлять трудовую деятельность, у них есть соответствующая защищенность со стороны государства—это касается и заработной платы, и уплаты налогов, которые платит работодатель в соответствии с законодательством для иностранного гражданина.
Что касается преодоления информационных барьеров, то я уже говорил о том, что в соответствии 8-й и 10-й статьями 109-го закона формируется государственная информационная система миграционного учета. Порядок ее формирования отдан на откуп Правительству Российской Федерации, которое в соответствии с законом приняло в 2007 году Постановление №94. В рамках данного постановления мы ведем сейчас работу по налаживанию информационного взаимодействия. Заключен ряд соглашений, готовится к утверждению согласованный со всеми заинтересованными ведомствами нормативный документ, детализирующий работу по информационному взаимодействию.
Федеральная миграционная служба является координатором работ по созданию государственной информационной системы миграционного учета. В течение 2007 года нами была разработана концепция ГИС МУ, которая определяет порядок взаимодействия ведомств. Скорее всего, до конца 2009 года нам удастся полностью сформировать систему межведомственного взаимодействия, которая позволит совместно работать в режиме онлайн органам законодательной и исполнительной власти, Администрации Президента, Правительству.
CNews: В ходе конференции "Электронная Москва - результаты, проблемы, задачи" было сказано об идее введения разрешений на работу, содержащих машиносчитываемые носители информации. Имеет ли смысл, на ваш взгляд, переход на этот новый для такого рода документов стандарт и насколько быстро он может быть осуществлен?
Геннадий Кухтин:Такую идею выдвинуло Правительство Москвы, и сейчас мы работаем в этом направлении в тесной взаимосвязи с Правительством и Управлением информатизации Москвы. Процесс очень сложный, поскольку необходимо свести воедино все форматы, соблюсти все установленные требования законодательства и, самое основное, не допустить ущемления прав иностранных граждан.
Сейчас эта работа идет полным ходом. В ближайшее время будет принято консолидированное решение, которое будет устраивать нас, и при этом не будет ущемлять права иностранных граждан,—именно такова цель документа.
CNews: Следующая группа вопросов касается биометрических паспортов, которые уже сейчас начали выдавать. Выдача биометрических загранпаспортов россиянам пока охватывает отдельные "опытные" регионы РФ. Когда планируется сформировать систему их выдачи на всей территории страны?
Геннадий Кухтин: Биометрические паспорта, начиная с 2008 года, выдаются во всех субъектах Российской Федерации.
К концу 2007 года была создана первая очередь государственной системы оформления, изготовления и выдачи паспортно-визовых документов нового поколения. Сокращенно мы называем ее ПВДНП. Первая очередь включает в себя 249 объектов, пилотная зона (Калининград, Москва, Санкт-Петербург) которая работала с 2006 года,—42 объекта. Те решения, которые были отработаны в пилотной зоне, были утверждены и растиражированы, поэтому с января 2008 года паспортно-визовые документы выдаются во всех субъектах.
На настоящий момент мы уже провели конкурсные процедуры на вторую очередь системы—это более 400 объектов, которые работают во всех субъектах Российской Федерации. Таким образом, по всей территории России в 81 субъекте выдаются паспортно-визовые документы нового поколения. Сейчас идет расширение этой базы по субъектам, т.е. для удобства граждан будут определены места, где людям более удобно сдавать документы и получать паспорта.
CNews: Тем не менее, пока получение паспорта сопряжено с потерей массы времени и сил…
Геннадий Кухтин: В системе выдачи биометрического паспорта, принятии заявки, оформлении максимально снижено влияние человеческого фактора. Суть заключается в следующем. На основе анкеты формируется электронный файл по заявке, которая отправляется на фабрику Гознака, т. е. паспорт выписывается подразделением, а печатается он на фабрике. Возвращается документ в подразделение с транспортным кодом для того, чтобы в пути этим паспортом никто не мог воспользоваться. Код снимается уже непосредственно в подразделении и выдается гражданину.
Огромные очереди вызваны, скорее всего, сообщениями в прессе о том, что 117 государств, начиная с 2008 года, будут разрешать въезд россиянам только по биометрическим паспортам. Правда, потом были опубликованы опровержения, но слухи уже пошли, что создало определенный ажиотаж. Кроме того, очереди связаны с сезонностью. В связи с тем, что введены паспортно-визовые документы нового поколения, люди стараются получить новый паспорт. Многие посчитали, что в биометрическом паспорте чуть больше страниц, соответственно, больше возможности для проставления визы. Это тоже стало дополнительным стимулом к переходу на паспорта нового поколения.
CNews: На мировом уровне уже не раз поднимался вопрос о введении в паспорта нового поколения таких биометрических параметров, как: отпечатки пальцев, 3D-фотография, рисунок сетчатки глаза и даже трехмерной тепловой карты лица,—с целью повышения степени защиты документа. Есть ли в России подобные планы? Нас сдерживает только отсутствие международных стандартов для этих биометрических параметров? Какой биометрический параметр, на ваш взгляд, целесообразно включить в паспортно-визовые документы нового поколения в ближайшее время и с чем это связано?
Геннадий Кухтин: Новый биометрический паспорт соответствует стандартам ИКАО—организации международных перевозчиков, которая и определяет основные требования к документам. Параметры фотографии, отпечатков пальцев уже приняты, а требования к трехмерной и тепловой фотографии, возможно, будут разработаны в ближайшем будущем.
Сейчас мы занимаемся подготовкой законодательной базы для введения дополнительного биометрического параметра—отпечатков пальцев. Если Государственная Дума примет поправки в закон о том, что вводится дополнительный параметр, мы готовы его внедрять. Технически все проработано - подобрано оборудование, налажены каналы передачи данных. В системе будут использоваться отечественные сканеры отпечатков пальцев - это система «Папиллон», которая давно и успешно применяется в органах внутренних дел, в криминальной милиции.
Что касается биометрических паспортов, то используемый в них чип пока импортный, но сейчас уже идет тестирование отечественного аналога. Оборудование, которое печатает и изготавливает паспорта, тоже зарубежного производства. Кабина для изготовления 2D-фотографии—это отечественная разработка НПО «Информатика».
Эксплуатация системы выявила ряд трудностей, в частности, у кабины ограничено расстояние от фотоаппарата до стенки, а ведь есть люди, физические особенности которых не позволяют уместиться в установленных рамках. Для решения этой проблемы у нас появился мобильный комплекс, который дает возможность фотографироваться вне кабины, что особенно удобно для людей с ограниченными физическими возможностями. Этот аппарат делает двухмерную фотографию центрированно по глазам, он устанавливается на треноге со своим освещением, т. е. его можно подвинуть к инвалидной коляске.
CNews: Планируется ли переход на биометрические паспорта внутри государства? Насколько, на ваш взгляд, необходимо их введение?
Геннадий Кухтин: Пока такой задачи не стоит. Но, в принципе, те технологии, которые применяются при изготовлении загранпаспортов, могут использоваться и для выпуска общегражданских.
Во многих странах сейчас действуют два документа, удостоверяющих личность. Например, во всех государствах СНГ. Или в той же Америке существует система двух документов. Внутри страны они пользуются водительским удостоверением, а для выезда заграницу существует паспорт. Хотелось бы отметить интересный факт—70% американцев вообще не имеют паспортов, просто не испытывают в них необходимости.
CNews: В 2007 году ФМС РФ вынуждена была организовать взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов по ограничению на выезд граждан, в отношении которых возбуждено исполнительное производство. Не привело ли это к усложнению процедуры подачи заявлений на выдачу загранпаспортов для рядовых граждан, увеличению сроков их выдачи? Удалось ли наладить электронное взаимодействие между ФМС и ФССП или проверка сведений осуществляется вручную?
Геннадий Кухтин: Все данные о гражданах, в отношении которых ведется исполнительное производство, заносятся в базу данных автоматически. Между ФМС РФ и ФССП РФ подписано соглашение, подготовлен протокол информационного взаимодействия. Таким образом, никаких особых сложностей в связи с появлением нового ограничения на выезд не появилось.
CNews: В течение какого срока, по закону, должен выдаваться загранпаспорт? Насколько, по вашим данным, соблюдаются установленные законодательством сроки?
Геннадий Кухтин: По закону—в течение 30 дней. В Москве выход за пределы установленного срока составляет не более 2% от общего объема выданных паспортов. Тем не менее, каждый случай задержки выдачи паспорта—это предмет для серьезного разбирательства. По каждому такому случаю проводятся служебные проверки, применяются меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения тех лиц и тех руководителей, которые не реагируют на замечания.
Должен сказать, что срок выдачи загранпаспортов у нас примерно такой же, как и в других странах. Например, в Италии он составляет 21 день, и закон по выдаче паспортов там не менялся с 1961 года. Как и во многих других странах, у россиян есть возможность получения паспорта в течение трех суток в чрезвычайной ситуации (похороны, болезнь и т .п.).
Задержка при выдаче паспортно-визовых документов может возникнуть, например, если человек проживает на территории субъекта Федерации менее пяти лет, и при получении загранпаспорта посылается запрос на его прежнее местожительства. Многие граждане указывают ошибочные координаты. Поэтому запрос уходит, а потом начинается поиск точки, где гражданин был последний раз зарегистрирован. По закону, при проживании гражданина менее пяти лет по месту подачи заявления о выдаче загранпаспорта срок оформления документа увеличивается до двух месяцев.
ФМС РФ проводит ежедневный мониторинг процедуры выдачи паспортов, причем как старого, так и нового образца. На текущий год перед нами стоит задача выдать не менее 1 млн загранпаспортов нового образца. По состоянию на июль 2008 года выдано более 612 тысяч биометрических паспортов.
Хотелось бы подчеркнуть, что с целью максимального снижения коррупционных рисков из технологии изготовления биометрических паспортов максимально исключен человеческий фактор—люди участвуют только в процедуре приема заявления и выдачи паспорта. Весь процесс согласования, изготовления документов автоматизирован. Теперь инспектор уже не может обойти закон, даже за определенную мзду.
Для удобства граждан существует официальный сайт www.fms.gov.ru , на котором предусмотрен раздел, посвященный оформлению заграничных паспортов, представлены все необходимые бланки, которые заполняются непосредственно на сайте с возможностью их распечатки. Гражданин, в соответствии с приложенной инструкцией, заполняет анкету, распечатывает и приносит ее в наше подразделение.
Система работает следующим образом. Рядом с кабиной расположены автоматизированное рабочее место и сканер анкет. Человек приносит подписанную анкету, которая сканируется, переносится в электронный формат и после этого отправляется для проверки на нежелательность выезда в ФСБ, затем для проверки на судимость в информационные центры органов внутренних дел. После возвращения с проверок электронный файл с приложенными результатами отправляется на фабрику Гознак, где ему присваивается код.
CNews: А если у человека нет компьютера, кто за него заполняет эту анкету?
Геннадий Кухтин: В этом случае анкету заполняет инспектор, который имеет карточку электронно-цифровой подписи и заверяет ею готовые документы.
Благодаря наличию ЭЦП мы точно знаем, какой сотрудник и в какое время, с точностью до секунды, нажал кнопку и отправил анкету в центр персонализации на Гознак. Процесс полностью автоматизирован, налажен жесткий контроль. Войти в систему могут только люди, имеющие соответствующий допуск.
После прохождения необходимых проверок заявке гражданина в системе присваивается статус «допущен к изготовлению». После этого анкета уходит на Гознак, там печатается паспорт, и в системе появляется статус «изготовлен». Инспектор, находясь на своем рабочем месте, отслеживает все оформленные им заявки по дате или блокам, фамилиям и т. д. Он должен следить за соблюдением установленных сроков. Процедура изготовления паспорта на Гознаке должна занимать не более девяти дней.
Если все нормально, то получившие статус «изготовлен» паспорта направляются в подразделение ФМС РФ с присвоенным транспортным кодом. Транспортный код—это система защиты, благодаря которой паспорт не может начать работать, если, предположим, произошла его кража или утеря. Получив паспорт в подразделении, его владелец снимает транспортный код. При этом статус заявки в системе меняется на «паспорт выдан», а гражданину в общегражданском паспорте проставляется штамп установленного образца о том, что выдан заграничный паспорт с таким-то номером, и его владелец может им пользоваться.
Для ускорения взаимодействия с информационными центрами органов внутренних дел и ФСБ у нас разработаны электронные регламенты систем проверки, и сейчас на базе Москвы в шести подразделениях идет тестирование процедуры электронного обмена информацией. К 1 августа это тестирование будет закончено, и мы сможем отправлять анкету в электронном виде. После проверки в ФСБ и получения электронного ответа «согласовано», мы тут же отправляем файл на Гознак со статусом «допущен к изготовлению». Таким образом, вся работа направлена на максимальное упрощение процедуры и исключение человеческого фактора.
CNews: Спасибо.