|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
Российские государственные ведомства информатизированы крайне неравномерно, и в такой ситуации опыт органов государственной власти, являющихся технологическими лидерами, и компаний, успешно реализовавших масштабные ИТ-проекты и в настоящее время осуществляющих их техническую поддержку, является особенно интересным. Об одном из таких проектов в интервью CNews рассказал Дмитрий Рыбаков, президент компании ОТР .
CNews: 2007 год стал знаковым для информатизации органов государственной власти: значительное внимание стало уделяться электронным госуслугам; одобрена новая редакция программы «Электронная Россия», приняты Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года, Стратегия развития информационного общества в РФ. Привело ли это, на ваш взгляд, к интенсификации процессов создания единого информационного пространства госорганов? Какое влияние – и в чем оно выражается – оказывают процессы информатизации госорганов на развитие отрасли информационных и коммуникационных технологий в России?
Дмитрий Рыбаков: Пока еще рано говорить о формировании единого информационного пространства для всех органов власти. В основе концепции электронного правительства лежит принцип «одного окна», подразумевающий объединение и оперативное предоставление данных из любых властных структур по запросу любого гражданина или организации. Но для создания полноценной, общей для всех госорганов информационной системы необходимы не только значительные инвестиции – нужна также соответствующая законодательная база и готовность самих получателей услуг к новому уровню взаимодействия с государством. Сейчас Россия отстает от других европейских государств в темпах перехода к электронному правительству: в недавнем исследовании ООН мы заняли лишь 60-ое место по готовности к таким изменениям.
Почему так происходит? В первую очередь созданию единого информационного поля препятствует слабое взаимодействие между отдельными структурами госаппарата, низкий уровень автоматизации внутри системы, ведь для эффективного обмена информацией каждому органу власти нужно сначала навести порядок в собственном хозяйстве, а эффективно справиться с этой задачей смогли пока очень и очень немногие.
Положительный пример — создание технологических регламентов для Федерального казначейства — проект, который ОТР реализовала в прошлом году. Начав с внедрения единого функционального программного решения для всех своих подразделений, с помощью этих технологических регламентов Казначейство сделало логичный шаг к унификации штатной структуры и стандартизации должностных обязанностей сотрудников. В итоге внедрение единой технологии позволило ведомству унифицировать свои бизнес-процессы, а значит, сделать свое работу еще более эффективной. Вероятно, это и есть генеральная линия развития для органов государственной власти — переход от фактического исполнение возложенных функций к эффективному использованию ресурсов с помощью информационных технологий.
CNews: Ваша компания еще в 2005 году начала сотрудничать с Федеральным казначейством – одним из крупнейших госзаказчиков – и был реализован проект внедрения единой технологии «до первой транзакции» на основе ПО «Центр-КС» и «СЭД». Как вы оцениваете осуществляемые в настоящее время сопровождение и поддержку пользователей? Что включают в себя эти работы?
Дмитрий Рыбаков: Сопровождение началось с первых дней осуществления проекта. Еще на первой стадии реализации работать на новом ПО начали сразу несколько тысяч сотрудников Казначейства, а это значит, мы должны были обеспечить максимальную доступность технической поддержки. Именно тогда и была создана схема технического сопровождения новой технологии. Поскольку подразделения Казначейства существуют в каждом регионе страны, нам нужно было создать структуру, которая сможет оперативно отвечать на запросы пользователей. Так появилась сеть региональных центров ОТР.
Сейчас ОТР оказывает сервисную поддержку по нескольким направлениям. Во-первых, это сопровождение и обслуживание как самих прикладных систем, так и их серверных СУБД, а также восстановление баз данных в аварийных ситуациях. Во-вторых, наши специалисты напрямую консультируют пользователей системы. При этом сотрудники ОТР общаются с работниками Казначейства как в удаленном режиме, так и осуществляют выезды к клиенту. И, в-третьих, сервисные услуги ОТР подразумевают установку обновлений и модернизацию прикладных систем, включая разработку и согласование методики обработки информации, формата обмена данными и т.д. ОТР также установил и поддерживает работу СЭД более чем в десяти тысячах бюджетных организаций, являющихся клиентами Федерального казначейства.
CNews: При сопровождении программных комплексов со столь разветвленной сетью территориальных подразделений заказчика значительную роль с обеих сторон играет человеческий фактор и, привносимый таким образом элемент хаоса и неопределенности, что не приемлемо для органов государственной власти, как, впрочем, и для коммерческих компаний. Могли бы вы более подробно рассказать о том, каким образом была достигнута необходимая оперативность эффективного реагирования на потребности заказчика? Насколько детально расписан регламент услуг по поддержке пользователей? В какой части полученный опыт и инфраструктурные наработки применимы при работе с другими заказчиками ОТР?
Дмитрий Рыбаков: Первично запросы пользователя обрабатываются на местах в 16 региональных центрах ОТР. На сегодняшний день сотрудники наших региональных центров могут осуществлять полный комплекс услуг – от внедрения до сопровождения информационных систем. Развитие такой региональной структуры дает и нам, и нашим клиентам существенные преимущества – большинство вопросов может быть решено очень оперативно, а в нестандартных ситуациях наш технический специалист может прибыть к заказчику в любой точке страны в течение 24 часов.
Региональные сервисные центры – это первая линия технического обслуживания. Вторая линия расположена в Москве, ее сотрудники занимаются обработкой сложных запросов и доработками ПО.
Разнообразие каналов обращения – один из ключевых моментов в нашей схеме технической поддержки. Ведь различные способы связи развиты очень неравномерно: где-то есть широкополосные каналы доступа, в каких-то регионах все еще работают на модемах. Поскольку ОТР осуществляет сопровождение ПО не только для Федерального казначейства, но и для его клиентов – бюджетных организаций, мы должны были предусмотреть максимальное количество вариантов решения возникающих вопросов. На сегодняшний день это и бесплатная телефонная линия 8-800, онлайн-доступ в систему учета инцидентов, электронная почта, факс, форма обратной связи на сайте ОТР.
Сопровождение осуществляется в соответствии с четким, заранее установленным регламентом, который регулирует способ связи с техническими специалистами ОТР и время их реакции, правила сопровождения пользователей и администраторов системы.
CNews: Модернизация ИТ-структуры Федерального Казначейства была выполнена в кратчайшие сроки и не вызвала каких-либо затруднений в его работе. Какие рекомендации по реализации проектов государственного масштаба вы могли бы дать? Что необходимо в первую очередь для успешного внедрения масштабных ИТ-систем? …Как вы оцениваете изменения ИТ-потребностей Федерального казначейства и его сотрудников за прошедшие три года?
Дмитрий Рыбаков: Для реализации проекта такого масштаба очень важно правильно организовать работу с точки зрения методологии, и в первую очередь — создать адекватную структуру управления всеми процессами. В нашей работе с Федеральным казначейством методика внедрения была разработана таким образом, чтобы процесс был предельно прозрачным и управляемым. Это означает, что каждый промежуточный результат мы документально подтверждали с нашей стороны, и получали подтверждение от заказчика, что он наш работу принял. Таким образом, была создана четкая оргструктура управления внедрением.
По нашему опыту могу сказать, что крайне важно еще на стадии обследования определить уровень готовности персонала компании-заказчика (в нашем случае – сотрудников управлений и отделений Казначейства) к работе с новой системой. Нам эта информация позволила оптимально распределить собственных специалистов и участников проектной команды.
CNews: Ваша компания в 2007 году выиграла конкурс на проведение ОКР для Федеральной миграционной службы РФ. Какие работы уже выполнены и планируется реализовать в рамках исполнения этого госконтракта?
Дмитрий Рыбаков: Прежде всего, я расскажу про сам проект. Его целью была модернизация ПО «Компенсация», необходимого для контроля на федеральном уровне над правомерностью компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество. Мы сделали полный цикл работ — от оптимизации структуры существующей базы данных и модернизации, доработки функционала до настройки оборудования и обучения пользователей.
Что касается дальнейших перспектив развития этого комплекса, мы уже подготовили предложения для дальнейшей доработки и оптимизации ПО «Компенсация» с учетом изменения требований законодательства и в рамках специфики бизнес-процессов ФМС.
CNews: Среди федеральных органов государственной власти есть ведомства – лидеры, такие как Федеральное Казначейство, ФНС России, ФТС России и т.д., но таковых меньшинство, меньше четверти всех федеральных госорганов. Для других федеральных ведомств информатизация все ещё в основном сводится к выборочному использованию отдельных ведомственных информсистем на отдельных рабочих местах. В чем вы видите причины такого расслоения? Какие меры могли бы дать толчок для ускорения процессов внедрения информационных технологий в деятельность госструктур? Если говорить об информационных технологиях, то какие направления работ и проектной деятельности для органов государственной власти в целом в настоящее время становятся ключевыми? В чем особенности информатизации госсектора сегодня?
Дмитрий Рыбаков: Лидерами информатизации стали те ведомства, которые в большей мере были «клиент-ориентированными», то есть активнее других взаимодействовали с организациями и гражданами. Огромные объемы информации, которые необходимо обрабатывать этим ведомствам, требовали адекватного технического сопровождения, поэтому именно с них началась модернизация ИТ в органах власти.
Надо понимать, что все информационные технологии можно разделить на две больше группы. Первая преимущественно позволяет исполнять бизнес-функции, вторая - сокращать издержки на их исполнение. Пока не удовлетворена потребность в первой, задумываться о второй никто не будет. Большинство российских государственных структур находится в той стадии, когда внедряются решения, необходимые для исполнения возложенных функций. Поэтому актуальным сервисом остается заказная разработка программных комплексов и их интеграция с существующими информационными системами ведомства.
Существенно изменился подход госзаказчиков к разрабатываемым решениям. Если десять лет назад было важно, чтобы система просто выполняла свои функции, то сегодня предъявляются уже совершенно иные требования к технологической стороне: в качестве платформы для информационных систем все чаще используются разработки мирового уровня, что в свою очередь обеспечивает большую прозрачность решения, существенно упрощает его поддержку и дает возможность более простой интеграции с другими системами.
Например, в прошлом году мы разработали систему мониторинга и контроля выполнения инновационных проектов для Казанского государственного технического университета. Изначально заказчиком были поставлены две цели существования этой системы – утилитарная и образовательная, то есть ею должны были пользоваться не только сотрудники университета, но и студенты, которых обучают моделированию и управлению бизнес-процессами. Система была разработана на базе Microsoft SharePoint. Аналогичную функциональность можно было бы обеспечить и без этих технологий. Но тогда, во-первых, мы бы не достигли правильных результатов для образовательных целей проекта – ведь нынешним студентам нужно привыкать работать с современными технологиями. Во-вторых, университет получил масштабируемое решение, которое позволяет легко наращивать необходимый функционал.
CNews: Чем больше органы государственной власти тратят на информатизацию, тем больше средств потребуется на поддержку установленных решений и программно-аппаратных комплексов. В связи с этим представители государственных ведомств все чаще говорят о необходимости использования аутсорсинга не только в области разработки и внедрения решений, но и в области их дальнейшей поддержки и обслуживания. Насколько востребован аутсорсинг в госсекторе в настоящее время? Как вы оцениваете рост потребностей органов государственной власти в ИТ-аутсорсинге в ближайшие несколько лет? Какие виды (формы) аутсорсинга вероятнее всего получат наибольшее развитие в госструктурах и с чем это связано? Готовы ли отечественные ИТ-компании предоставить в полном объеме услуги аутсорсинга органам государственной власти?
Дмитрий Рыбаков: Ни одна российская ИТ-компания не может в одиночку обеспечить аутсорсинг всех ИТ-функций для крупных государственных органов. Действительно, сейчас госструктуры отдают много функций на аутсорсинг — это и разработка прикладных специализированных приложений, их поддержка и развитие, это управление инфраструктурой и ЦОДами, обучение персонала. Но всегда все эти услуги оказывают разные подрядчики.
Если обратиться к опыту наших зарубежных коллег, то все чаще крупные компании используют такую форму аутсорсин, как консорциум поставщиков услуг. Среди поставщиков выбираются лучшие в каждой области сервисов, и они работают под управлением генерального подрядчика, на которого возложены управляющие функции. За внутренними ИТ-службами остаются вопросы стратегического планирования. Думаю, что такая модель будет актуальна и для России.
CNews: Госсектор является одним из наиболее перспективных рынков для отечественной ИТ-отрасли. Как будет развиваться сегмент информатизации органов государственной власти в 2008-2010 годах? Каковы планы компании ОТР на ближайшие годы в этой области?
Дмитрий Рыбаков: Потребности государства — это минимум четверть ИТ-рынка России, а если к их числу добавить госкомпании, а также предприятия, где государство является основным акционером, думаю, его доля окажется доминирующей. Ни один другой заказчик в России не инвестирует столько в информационные технологии.
На мой взгляд, в ближайшие годы государственные инвестиции будут необходимы в сфере разработки новых технологий, в науке. Государство должно выступить основным заказчиком инновационных технологий! Мы ждем, что органы власти будут проводить политику поддержки отечественных разработчиков софтверных продуктов, а не ориентироваться на потребление импорта.
CNews: Спасибо.