|
|
Обзор подготовлен
При поддержке
В последние годы все чаще говорится о необходимости направления вектора информатизации государственных ведомств на взаимодействие с гражданами и бизнесом, предоставление государственных услуг в удобной для общества форме. О том, какие меры принимаются для реализации поставленных задач, в интервью CNews рассказал Максим Паршин, заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ.
CNews: В августе 2006 г. Правительство РФ утвердило новую редакцию ФЦП «Электронная Россия». Насколько внесенные в программу коррективы способны придать новый импульс продвижению страны по пути информатизации?
Максим Паршин: Новая редакция программы «Электронная Россия» действительно, существенно переформатирована, т. е. вектор смещен от потребности во внутренней, ведомственной автоматизации к качеству предоставляемых государственных услуг. Многие цели программы и цели административной реформы совпадают – повышение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых гражданам и бизнесу, уменьшение административных барьеров, повышение внутренней эффективности органов государственной власти.
Поэтому руководство Минэкономразвития РФ приняло решение, что Концепция административной реформы и программа «Электронная Россия» реализуются совместно – одними и теми же людьми, исходя из одних и тех же механизмов. Таким образом, мы стараемся объединить механизм управления реформой в целом, понимая ее как единое целое, и механизмы финансирования.
CNews: Предыдущая версия ФЦП «Электронная Россия» испытывала хроническое недофинансирование. Как вы считаете, изменится ли ситуация в связи с утверждением новой редакции программы? Как вы видите развитие информатизации страны в свете проводимой административной реформы?
Максим Паршин: Уже третий год программа «Электронная Россия» финансируется в полном объеме.
Не так давно была принята Концепция формирования электронного правительства, подготовленная совместно с Минкомсвязи. Данный документ, задает основные направления движения. На данный момент—это утверждение перечня государственных услуг, которые наиболее востребованы гражданами и бизнесом и которые необходимо в первую очередь переводить в электронную форму предоставления.
Вся работа в ведомствах должна быть подчинена главной идее – реализации конкретных государственных услуг в электронной форме. На сегодняшний день существенных проблем с обеспечением компьютерной техникой на федеральном уровне нет, по статистике, на каждого чиновника в среднем приходится более одного компьютера. Стремительно развивается инфраструктура сетевого обеспечения.
Сейчас основной вопрос—зачем нужна информатизация. Ответ однозначный – для качественного предоставления услуг клиентам государства. Весь процесс информатизации, происходящий в ведомствах и в регионах, должен быть подчинен этой цели. Любой проект, связанный с информатизацией, должен оцениваться с позиции качества государственных услуг – сможет ли он улучшить качество работы органа государственной власти с точки зрения внешних клиентов.
Основное направление работы сейчас – утвердить перечень примерно 20 государственных услуг на правительственном уровне. В него должны войти наиболее востребованные услуги, связанные с налоговой службой, например, получение выписок или регистрация юридического лица, уплата налогов. Не менее важно автоматизировать услуги по социальной поддержке, социальным выплатам гражданам, паспортно-визовые услуги – регистрация по месту пребывания или проживания, оформление документов – паспортов или других документов, удостоверяющих личность. Таким образом, речь идет в первую очередь об услугах, которыми пользуются миллионы граждан.
Наша главная цель – окончательное решение проблемы юридически значимого взаимодействия. Когда электронный документ с ЭЦП будет признаваться как полноценный бумажный, тогда, например, для получения паспорта гражданину достаточно будет одного визита в орган власти или нужный документ будет высылаться по почте, как это делается в других странах. С одной стороны, все очень просто, с другой – крайне сложно, но другого пути у нас нет.
CNews: Создание «электронного государства» невозможно без обеспечения эффективного межведомственного информационного взаимодействия. Между тем, именно это направление является одним из наиболее проблемных. Какие меры по его развитию будут предприняты в рамках новой редакции «Электронной России» и в свете проводимой в стране административной реформы?
Максим Паршин: Действительно, как ни парадоксально, активная информатизация обостряет проблемы межведомственного электронного взаимодействия. С каждым месяцем работы, с каждым миллионом рублей, потраченным на информатизацию, проблема несовместимости информационных баз и систем разных органов власти только усугубляется. Власти не могут обмениваться между собой информацией, потому что их системы несовместимы, а законодательство, позволяющее организовать безопасный обмен персональными данными, отсутствует. Все это приводит к тому, что гражданин вынужден ходить по инстанциям, многократно подавая информацию, которая и так содержится в базе данных различных ведомств.
Наша задача— исключить подобную ситуацию. Если необходимые данные имеются в информационной системе одного органа власти, то мы запрещаем требовать их другим ведомствам непосредственно у человека. Ведомства должны запросить у ведомства, которое владеет этой информацией. Только такой подход позволит решить проблему межведомственной и межуровневой интеграции.
Надо сказать, что наиболее массовые услуги носят не только межведомственный, но и межуровневый характер. К их оказанию подключаются и региональные, и муниципальные органы власти, и на этом этапе возникают серьезные проблемы. Для их решения необходимо постановление Правительства, и оно сейчас готовится Минэкономразвития совместно с Минкомсвязи.
Задача организации полноценного взаимодействия между ведомственными и другими органами власти решается сейчас и в рамках административной реформы. Создаются так называемые многофункциональные центры по предоставлению государственных услуг—учреждения, где в режиме «одного окна» можно получить большое количество сервисов. Гражданин приходит в центр один раз, подает заявление, удостоверяет свою личность и через строго определенное время получает результат. При этом задачей государства является организовать весь документооборот, все внутреннее взаимодействие.
Портал государственных услуг и многофункциональные центры работают по идентичным схемам, только портал государственных услуг – это виртуальная точка доступа, виртуальный интерфейс, а многофункциональный центр – физический интерфейс, куда гражданин приходит лично.
К сожалению, мы пока не можем предоставлять услуги всем пользователям через интернет. Мы еще не готовы к этому, но должны двигаться в выбранном направлении.
CNews: Можете ли вы обозначить сроки, когда граждане России смогут получить первые электронные государственные услуги?
Максим Паршин: Первые услуги появятся уже в 2009 г. Это относительно простые услуги, которые связаны с получением информации из ведомства. До 2011 г. должны быть детально проработаны проекты оказания более широкого спектра электронных государственных услуг.
В этом направлении мы на несколько лет отстаем от Европейского Союза, но и стартуем с других позиций, кроме того, специфика нашей страны не позволяет действовать столь же активно. Сейчас необходимость оказания гражданам электронных государственных услуг осознается на правительственном уровне, принимаются соответствующие решения.
CNews: Многие участники ИТ-рынка отмечают, что процессы информатизации государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях практически не связаны между собой. Как вы оцениваете сложившееся положение? Каким образом, с вашей точки зрения, можно придать импульс информатизации администраций муниципальных образований?
Максим Паршин: Все не так однозначно. Существуют регионы, в которых число пользователей интернета на тысячу человек значительно больше, чем, например, в Москве. Но дело в том, что как на межведомственном, так и на межрегиональном уровне «каждый окучивает свою делянку». Имеет место так называемый информационный сепаратизм, когда все развиваются своим путем и на разных платформах, с использованием разных подходов и т. д.
Несомненно, в регионах, особенно обладающих достаточными ресурсами, сделано немало полезного. Однако возникают и некоторые проблемы. Для их решения необходимо идти тем же путем, что и при административной реформе, – задавать общие стандарты и общие требования к информационным системам, поддержку которых стимулирует федеральный центр.
Только в рамках региона и тем более муниципалитета решить столь широкий круг вопросов, с которым сталкивается гражданин, невозможно. Гражданина не интересует, с каким чиновником он в данный момент общается – муниципальным, региональным или федеральным – ему и не нужно этого знать. Но для того, чтобы обеспечить комплексное повышение качества взаимодействия гражданина и государства, органов публичной власти, проблему надо решать. Если каждый запрется в своем «княжестве», ничего не получится. И подавляющее большинство регионов это прекрасно понимают.
CNews: Минэкономразвития РФ неоднократно заявляло о необходимости разработки и внедрения унифицированных решений для органов государственной власти. Какие из созданных к настоящему времени решений могли бы стать прототипами унифицированных?
Максим Паршин: Это, например, созданный по заказу Минэкономразвития, портал государственных услуг, который регионы могут адаптировать и внедрить с минимальными затратами.
В настоящее время создается региональный сегмент порталов. Предлагая свое решение в качестве типового, мы исходим из того, что портал должен быть единой точкой доступа к государственным услугам.
CNews: В 2004 г. был взят курс на создание «электронного государства», призванный унифицировать требования к информационным системам поддержки государственного управления. Можно ли уже говорить о первых результатах в сфере выработки единых подходов и стандартов? Какие стандарты разработаны и внедрены на сегодняшний день? Какие находятся в стадии согласования?
Максим Паршин: Нет, стандарты еще не приняты. Они связаны с деятельностью Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ), для работы которого требуется соблюдение определенных требований.
Если говорить о глобальном подходе, то мы поддерживаем развитие, прежде всего, открытых систем, систем с открытым кодом, не проприетарных, не привязанных к конкретному производителю, потому что такова политика государства. Крупные игроки ИТ-рынка идут нам навстречу и создают на основе различных платформ решения для органов государственной власти. На уровне нормативного акта общие требования пока не закреплены, поскольку находятся в процессе согласования. Но это вопрос нескольких месяцев.
CNews: Одним из показателей открытости государства является доступность информации о деятельности органов государственной власти для граждан. Между тем, исследование, ежегодно проводимое CNews Analytics, показывает, что ведомства не торопятся размещать такого рода данные на своих сайтах. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять для стимулирования этого процесса?
Максим Паршин: Мы являемся активными сторонниками повышения доступности информации о деятельности органов государственной власти для граждан. Несколько лет назад было принято постановление Правительства №98, впервые зафиксировавшее, в частности, требования к сайтам органов власти и к той информации, которая должна на них размещаться. Это существенно изменило ситуацию, и в настоящее время, на сайтах есть необходимые сведения.
Минэкономразвития ежегодно проводит анализ сайтов ведомств. Сейчас Государственной Думой в первом чтении принят закон, разработанный Минэкономразвития, о доступе к информации о деятельности органов власти и местного самоуправления. Туда вошли многие нормы 98-го постановления, но они были существенно расширены. Новый закон распространяется не только на федеральные органы власти, но и на ведомства всех уровней, в том числе муниципалитеты. В нем провозглашается принцип презумпции открытости любой государственной информации: вся информация, не являющаяся государственной или служебной тайной, должна быть открыта либо в публичном доступе, либо предоставляться по запросу, если пользователей информации не много. Надеемся, что новый закон будет принят в ближайшее время.
CNews: Спасибо.