|
|
Задача перехода на предоставление уже в 2010 г. государственных услуг в электронном виде была озвучена в 2006 году президентом Владимиром Путиным, а затем в 2008 году нашла свое продолжение в одобренной правительством Концепции формирования «электронного правительства». Несмотря на заверения в масштабности мероприятий, проводимых в этом направлении, в феврале 2009 г. на заседании Совета по развитию информационного общества новый президент Дмитрий Медведев назвал «электронное правительство» в России химерой.
В 2006 г. по указанию президента России Владимира Путина началась разработка административных регламентов и стандартов, описывающих процесс взаимодействия государства с гражданами и бизнесом. К концу 2007 г. было разработано более 400 административных регламентов, значительная часть которых прошла межведомственное согласование и была утверждена. Тогда же начал создаваться доверенный портал госуслуг, который должен был заработать с 1 января 2009 г.
В 2008 г. началась разработка перечня наиболее востребованных государственных услуг, которые планировалось перевести в электронную форму в первую очередь. Одновременно Минэкономразвития собиралось подготовить необходимые для организации юридически значимого взаимодействия поправки в законодательство.
Однако заявленные усилия не привели к ожидаемому результату. К началу 2009 года список госуслуг так и не был утвержден, а начало работы портала госуслуг не состоялось – интерактивные сервисы на сайте ogic.ru так и не появились.
В июле 2008 г. на заседании президиума Государственного совета президент России Дмитрий Медведев открыто заявил: «Уже довольно значительное количество лет, если иметь в виду быстроту сегодняшнего времени, мы говорим об электронном правительстве. Никто не спорит с самой идеей электронного правительства, все согласны с тем, что информационные технологии повышают и прозрачность государственных услуг, снижают уровень коррупции, но реально почти ничего не меняется». А в феврале 2009 г. на заседании Совета по развитию информационного общества он опять вернулся к этой теме, напомнив, что «по ключевым показателям мы ещё страшно далеки от большинства развитых государств». «У нас никакого электронного правительства нет, всё это – химера», - заключил Дмитрий Медведев.
В августе 2009 года, после многочисленных заявлений о неудовлетворительных результатах выполнения ФЦП «Электронная Россия», Минкомсвязи представило график перехода федеральных органов исполнительной власти на «электронное правительство» по европейской модели.
Разработанная Минкомсвязи модель состоит из пяти этапов. В качестве первого обозначено создание реестра государственных и муниципальных услуг (задача Минэкономразвития). Такой реестр, состоящий из 46 услуг, был утвержден 25 июня 2009 года правительством РФ.
Список услуг разбит на семь групп, среди которых регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановка автомобилей на учет, таможенное оформление товаров, оформление социальных выплат и пособий, регистрация прав на недвижимость, лицензирование деятельности и выдача паспортов.
Однако, в докладе заместителю председателя правительства РФ Сергею Собянину министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев говорил уже о 61 наиболее востребованной гражданами электронной госуслуге (по классификации Евросоюза). Речь идет об услугах, которые оказывают ГИБДД, Федеральная миграционная служба, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд России, Росреестр. Одновременно Минкомсвязи должно обеспечить функционирование портала госуслуг, при помощи которого можно подать электронную заявку на их оказание.
Ранее портал госуслуг был создан на базе Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ). С 1 января 2009 года он должен был начать предоставление электронных услуг гражданам. Портал был запущен вовремя, но электронные услуги на нем были недоступны. По словам представителя ФГУП НИИ «Восход», в настоящее время портал технологически готов к работе, но оказание услуг откладывается на неопределенное время по нескольким причинам. Это и несовершенство нормативно-правовой базы, и отсутствие надведомственного куратора, контролирующего процесс подключения госорганов к ОГИЦ, и отсутствие в самих ведомствах заинтересованных лиц, ответственных за внедрение электронных регламентов.
Тем временем Минкомсвязи предложило передать инфраструктуру «Электронного правительства» в «Ростелеком» и создать на его базе единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства. Это предложение получило поддержку президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. В настоящее время «Ростелекомом» разрабатывается новый портал госуслуг, который должен быть запущен на сайте gosuslugi.ru до конца года.
Следующий этап разработанного Минкомсвязи графика перехода к «электронному правительству», по словам Игоря Щеголева, - переломный, поскольку прием заявки гражданина госведомством можно будет осуществить без личного контакта с чиновниками. По мнению министра, это можно реализовать ведомственными решениями. Затем выполнение госуслуги можно будет отслеживать интерактивно, при этом «придется настроить ведомства на работу с использованием электронной цифровой подписи». Полное предоставление госуслуг в электронном виде будет осуществлено на последнем этапе. Для этого ведомствам предстоит подготовить соответствующие методические предложения.
Предполагается, что инициатива перехода федеральных органов исполнительной власти на «электронное правительство»будет рассмотрена в октябре 2009 г. на заседании рабочей группы и в рамках созданного Совета главных конструкторов.
Идея создания Совета http://www.minkomsvjaz.ru/.cmsc/upload/docs/200907/22131014sQ.doc главных конструкторов ведомственных программ внедрения информационно-коммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти была высказана Минкомсвязи на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и ИТ в январе 2009 года, а затем поддержана Дмитрием Медведевым на первом заседании Совета по развитию информационного общества в феврале.
Первое заседание Совета состоялось 22 апреля 2009 г. На нем Игорь Щеголев пояснил, что возглавит организацию генеральный конструктор, а от каждого федерального органа исполнительной власти в совет войдут представители уровня заместителей руководителей. Рабочие группы, возглавляемые заместителями генерального конструктора, займутся, в том числе, проведением экспертиз программ, созданием единой технологической политики и созданием прикладных решений в интересах госорганов. Заседания Совета планируется проводить не реже 4 раз в год согласно предварительно утверждаемому плану. Рабочие группы станут собираться в порядке, определяемом их руководителями, а заседания Президиума, состоящего из Генерального конструктора и его заместителей, будут проводиться оперативно по мере необходимости.
Впервые о желании министерства устранить дублирующиеся функции ИС разных ведомств и сэкономить на автоматизации их работы было объявлено в середине апреля. Как заявил Игорь Щеголев, в запланированных на 2009-2010 гг. работах в госорганах основное усилие, до 46% проектов, направленно на создание ведомственных специализированных систем и обеспечение первичной автоматизации. Доли же направлений, которые министр отнес к приоритетным сравнительно малы: на электронный документооборот приходится 6%, на обеспечение госуслуг – 17%, а доля межведомственного взаимодействия минимальна – 5%.
В результате работы Совета Минкомсвязи надеется сократить цифровой разрыв между органами государственной власти, а затем обеспечить решение поставленных задач информатизации федерального уровня.
Что касается сроков перехода к оказанию электронных госуслуг, то, по словам Сергея Собянина, этот процесс быть начат в ряде регионов пилотно («Электронный регион»). Затем разработанная региональная модель может быть тиражирована. Вице-премьер поручил Минкомсвязи провести мониторинг создания в регионах элементов электронного правительств и разработать типовой проект. Одним из опытных регионов, согласно плану, станет Татарстан. По словам вице-премьера, воплощение детального плана перехода к «Электронному правительству» будет находиться под контролем не только правительства, но и президента РФ.
Анастасия Симакина, Денис Легезо, Наталья Рудычева/CNews