|
|
От того, насколько оперативно поступает информация о возникновении какой-либо кризисной ситуации, а также от системы и процедур принятия решений во многом зависит скорость реагирования экстренных служб – и значит, минимизация рисков и негативных последствий. Данное правило действует во всех подразделениях МЧС России, основные задачи которого – предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории страны.
Начиная с 1992 года, МЧС России ведет планомерную работу по созданию автоматизированной информационно-управляющей системы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС).
Обладая серьезными ресурсами для ликвидации последствий кризисных ситуаций, руководство МЧС России в полной мере осознавало, что для повышения эффективности принимаемых мер необходимо создание глобальной информационной системы, которая бы позволила автоматизировать деятельность органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), повысить оперативность, надежность, обоснованность и качество принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе интеграции информационных ресурсов, широкой и всесторонней автоматизации процессов управления силами и средствами МЧС России.
Однако еще на стадии разработки необходимо было предусмотреть возможности АИУС РСЧС в плане интеграции в нее не только региональных подразделений МЧС России, но и других экстренных служб, которые задействуются при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Таким образом, конечная цель проекта – создание системы реагирования национального масштаба. На практике это выглядит следующим образом. Начиная от звонка человека по номерам 112, 01, 02 и 03, информация фиксируется в базах данных в автоматизированном режиме и поступает на разные уровни управления и в различные ведомства, информируя о произошедшем событии. С помощью различных фильтров информация сортируется по значимости, уровню угрозы и возможным последствиям. Вся информация создает основу для формирования статистической и аналитической отчетности на всех уровнях управления, а также для прогнозирования и моделирования кризисных ситуаций.
Автоматизированная информационно-управляющая система состоит из большого количества специализированных программных модулей. Так, в рамках Главной управляющей программы АИУС РСЧС происходит обеспечение доступа к программным модулям системы и информационным ресурсам, публикация документов, настройка прав доступа и авторизация пользователей, аудит работы пользователей и оповещение о различных событиях и т.д. Следующий модуль – автоматизированное рабочее место (АРМ) руководителя – позволяет создавать дизайн главной страницы в соответствии со сферой своих должностных обязанностей, с учетом его пожеланий по компоновке информации и средств управления.
Важную роль в АИУС РСЧС занимает модуль формирования отчетов и гистограмм о чрезвычайных ситуациях и количестве привлеченных средств на их ликвидацию. Также модуль дает возможность вести учет по циклическим рискам (пожарная обстановка, паводковая обстановка, аварии в ЖКХ) и учет гуманитарной помощи.
Пример модуля "Учет чрезвычайных ситуаций"
Источник: "Стинс Коман", 2009
Основу для аналитических возможностей системы составляет модуль "Электронный архив документов по ЧС", в котором можно создавать и редактировать рубрикатор документов с привязкой его к происшествию, вводить новые документы, фото- и видеоматериалы. В последующем весь массив информации становится базой для анализа и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и выработки мер предупреждения подобных событий в дальнейшем.
АИУС РСЧС также включает в себя модули сил постоянной готовности, оценки имеющихся резервов, управления силами и средствами для различных сценариев развития и ликвидации чрезвычайных ситуаций, единой системы кодирования и классификации, а также средств межуровневого взаимодействия объектовых комплексов АИУС РСЧС.
В 2006 году были успешно пройдены государственные испытания системы, а сама АИУС РСЧС была внедрена в Национальном центре управления кризисными ситуациями (НЦУКС), в ЦУКС г. Москвы, а также в большинстве Главных управлений МЧС России по субъектам РФ, входящим в состав Центрального федерального округа.
Следующим важным этапом развития системы стало создание типового специального программного обеспечения для органов управления МЧС России в субъектах и городах России и для организации межведомственного взаимодействия. В рамках этого направления были созданы диспетчерская система ЕДДС-01 (система 01 реально функционирует в г. Москве, системы 02 и 03 подготовлены в макетных вариантах), автоматизированная диспетчерская система управления силами и средствами пожарных формирований (для субъектов и городов РФ); АРМ для пожарных частей и служб спасения.
Одновременно в 2006-2009 годах в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы" была создана и внедрена автоматизированная информационно-управляющая подсистема АИУП ДПС ГИБДД, которая направлена на решение одной из ключевых задач – качественное изменение механизма обмена информацией о ДТП на основе разработки и внедрения специализированного программного и информационного обеспечения. АИУП ДПС существенно ускоряет оказание помощи пострадавшим и ликвидацию других негативных последствий ДТП, позволяя за максимально короткие сроки оповестить все экстренные службы, выбрать оптимальный маршрут движения к месту ДТП, а также протоколировать действия экстренных служб с момента поступления информации о ДТП до устранения его последствий.
Автоматизированная система ДПС ГИБДД МВД России
Источник: "Стинс Коман", 2009
В настоящее время ведется отработка межведомственного взаимодействия экстренных служб при реагировании на любые чрезвычайные ситуации, что уже дает положительный эффект в виде сокращения среднего времени реагирования. Это стало возможным за счет того, что система исключает многократный ввод одних и тех же данных, обеспечивает автоматическую передачу сведений о ЧС практически без задержек на все вышестоящие уровни управления, в дежурные службы других Министерств и ускоряет процедуры принятия решения. Другим бесспорным преимуществом является возможность существенно повысить эффективность прогнозирования возникновения и развития катастроф.
При выстраивании системы в горизонтальной плоскости (обеспечивая достаточный и необходимый уровень межведомственного взаимодействия) важно не забывать и о создании вертикальных связей между центром, регионами и местным уровнем. На данный момент можно констатировать, что с функциональной точки зрения АИУС РСЧС вполне готова стать системой национального масштаба. В Центральном федеральном округе система действует в течение 3-х лет, а база данных НЦУКС уже содержит информацию о более 200 000 чрезвычайных ситуациях и готова к тиражированию в другие регионы. В ближайшее время планируется внедрить АИУС РСЧС на территории Северо-Западного и Южного Федеральных округов.
Действуя в национальном масштабе, АИУС РСЧС будет позволять реагировать на негативное событие моментально: начиная от поступившего сигнала в местное подразделение любой экстренной службы и заканчивая оперативным совещанием на уровне министров с использованием аналитической информации и моделей прогнозирования развития чрезвычайной ситуации.
Владимир Рыбаков