|
|
Во всем мире крупнейшим потребителем аутсорсинговых услуг является государственный сектор. Крупные ведомства, как правило, имеют масштабную ИТ-инфраструктуру, обслуживание которой требует значительных ресурсов и не имеет прямого отношения к их основной деятельности. По некоторым данным, на различные сервисы тратится более 50% федерального ИТ-бюджета США. Что касается российских государственных ведомств, то они относятся к ИТ-аутсорсингу значительно более осторожно и основную часть своих ИТ-бюджетов расходуют на закупки оборудования, ПО и расходных материалов.
По данным CNews Analytics, в общеотраслевой структуре расходов на ИТ-услуги наибольшую долю сегодня занимает финансовый сектор (17,5%), госструктуры (11,3%) и добывающая промышленность (9,2%). Еще в начале-середине 2008 г. эксперты предрекали значительный рост затрат на ИТ-аутсорсинг в органах государственной власти. Появление на российском рынке достаточно крупных проектов в этой области позволяло надеяться на дальнейший устойчивый спрос со стороны госзаказчиков.
Надежды на развитие ИТ-аутсорсинга в государственном секторе были связаны, в первую очередь, с тем, что в последние годы процесс информатизации ведомств был направлен на оперативное обеспечение руководителей и сотрудников актуальной информацией. К сожалению, имеющаяся у госорганов ИТ-инфраструктура часто не отвечает этим требованиям. Государственные заказчики, заключая комплексный аутсорсинговый контракт на обслуживание всей ИТ-инфраструктуры, могли бы получить круглосуточную сервисную поддержку и централизованное обслуживание оборудования и программного обеспечения в любой точке, услуги высококвалифицированных специалистов, наличие склада запчастей и подменного фонда оборудования, инструменты онлайн контроля над состоянием ИТ-инфраструктуры.
Однако, несмотря на очевидные преимущества, ведомства не торопятся передавать имеющиеся информационные ресурсы на комплексное обслуживание сторонним организациям. Для этого существует несколько причин. Во-первых, на российском рынке не так много компаний, способных предоставить полный спектр требуемых услуг на приемлемом уровне. Российский рынок аутсорсинга только формируется, и аутсорсеров, сопоставимых по масштабам с крупными государственными ведомствами, на нем пока не существует. Во-вторых, большое значение имеет психологическая неготовность руководителей госструктур принять такое решение. В-третьих, для составления SLA соглашения необходимы точные сведения о текущем состоянии оборудования, что имеется далеко не в каждой организации. В-четвертых, услуги аутсорсеров недешевы, и заказчики должны быть абсолютно уверены в целесообразности сотрудничества с ними. И в-пятых, в России отсутствует правовое поле и само понятие «аутсорсинг» в законодательстве РФ. Не регламентированы методологии, индустриальные стандарты, ценообразование, нет страхования рисков аутсорсинговых контрактов, отсутствует возможность выкупа ИТ-инфрастуктуры. Кроме того, во многих госорганах имеются достаточно развитые ИТ-отделы и вычислительные центры, и отказываться от них ведомства пока не собираются.
Тем не менее, активное развитие ИТ-инфраструктуры ведомств делает задачу обеспечения ее бесперебойной работы все более актуальной. Немаловажное значение имеет и то, что увеличение ИТ-бюджетов органов государственной власти позволяет им использовать все более эффективные технологии поддержки имеющихся ресурсов. Да и зарплаты ИТ-сотрудников в государственных организациях едва ли можно назвать конкурентоспособными, что приводит к невозможности привлечения на работу высококвалифицированных, часто уникальных специалистов. Государственные учреждения оплачивают труд своего персонала по утвержденной тарифной сетке. Сделать исключение для какой-либо категории сотрудников в такой ситуации практически невозможно.
Кроме невозможности привлечения высококвалифицированных специалистов на имеющиеся оклады, в госорганах существует и другая проблема. Объем работы ИТ-служб возрастает, а увеличение их штатной численности связано с большими сложностями. Это приводит к постоянно возрастающей нагрузке на специалистов. В такой ситуации для ведомства гораздо выгоднее взять на себя роль заказчика работ и оставить в штате несколько высококвалифицированных менеджеров, способных грамотно сформулировать задачу и контролировать ее выполнение аутсорсером.
Значимой причиной обращения госорганов к сторонним организациям может служить и необходимость избавления ведомства от непрофильных функций, в частности обслуживания вычислительной техники, поддержания телекоммуникационной инфраструктуры. Что касается программного обеспечения, то здесь ситуация иная – его поддержка напрямую связана с вопросами информационной безопасности. В этом случае сторонней организации чаще всего передаются такие операции, как замена или обновление версий, поддержка общесистемного программного обеспечения и т.п.
Работы, связанные с информацией, отнесенной к государственной тайне, остаются в руках самого ведомства, несмотря на то, что на российском рынке существуют компании, имеющие все необходимые лицензии для работы с подобными сведениями. Более того, такие сведения могут быть локализованы как с технической, так и с регламентной точки зрения. «Если положить на одну чашу весов возможность сэкономить некоторое количество средств, благодаря такому виду аутсорсинга, а на другую – возможность избежать потери конфиденциальной информации, отказавшись от подобного аутсорсинга, то в случае с госорганами перевесит именно вторая чаша», - считает Юрий Овчаренко, директор по продажам компании Epam Systems.
Согласно результатам исследования, проведенного Capgemini, аутсорсинг ИТ-процессов выгоден с экономической точки зрения. Около 85% респондентов заявили, что сэкономили на его использовании столько же или больше того, что потратили; в том числе 26,4% сэкономили в 2 раза больше, чем потратили.
Эти данные могли бы послужить весомым аргументом в пользу заключения аутсорсинговых контрактов между российскими государственными ведомствами и сервис-провайдерами. Однако в условиях кризиса все организации вынуждены были сократить ИТ-затраты. В государственном секторе ИТ-бюджеты были уменьшены на 20-30%. В сложившейся ситуации первоочередной задачей стало не развитие, а поддержание имеющейся инфраструктуры и оптимизация расходов на эти цели. «Не секрет, что текущие затраты на ведение документооборота и осуществление процедур принятия решений в госструктурах гораздо выше, чем в коммерческих, - считает Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort. - Сейчас как раз подходящее время для оптимизации этих процессов. Использование аутсорсинга как инфраструктуры, так и приложений позволит максимально быстро и эффективно осуществить эти изменения».
Однако, среди представителей российских ИТ-компаний существует и другое мнение. «На мой взгляд, существенного изменения в потреблении услуг организациями государственного сектора не произойдет, - комментирует ситуацию Илья Дуров, заместитель руководителя Департамента продвижения и поддержки продаж Сервисного центра компании «Инфосистемы Джет». - Стоит принимать во внимание особенности бюджетирования государственного сектора. Бюджет «на лету» не поменяешь, а изменение его структуры - еще более медлительный и сложный процесс». С ним согласен Юрий Овчаренко: «Аутсорсинг в сфере ИТ со стороны госсектора востребован сейчас и будет востребован и впредь. Это актуальная и главное стабильная тенденция, и не думаю, что кризис здесь окажет какое-либо существенное позитивное или негативное влияние».
Пока на рынке ИТ-ауторсинга спросом пользуются только или самые простые услуги, или такие сложные проекты, как обслуживание телекоммуникационных сетей и ЦОДов. Ни заказчики, ни подрядчики, в большинстве своем, пока не готовы к массированному переходу на новую модель взаимодействия. Ведь крупные соглашения с государственными ведомствами порой обсуждаются достаточно длительное время, необходимое для детальной проработки договоров и подготовки соглашения о качестве предоставляемых услуг (SLA). Более того, долгосрочные контракты могут быть выгодны подрядчику только в условиях низкой инфляции и стабильности экономики. Не стоит забывать и о том, что для того, чтобы начать работы в рамках крупного аутсорсингового контракта, компания-подрядчик должна пойти на серьезные инвестиции, что для многих российских игроков рынка ИТ-услуг было весьма проблематично ранее, и стало практически нереально в новых экономических условиях. «Кто из ИТ-компаний сейчас в России готов брать на себя инвестиционные риски и разворачивать бизнес предоставления услуг «по требованию» в непростые кризисные времена? – говорит Илья Дуров. - Тем более для госсектора, где проекты достаточно объемны, а, значит, и изначальные инвестиции сервис-провайдера будут существенно больше».
Тем не менее, по мнению представителей бизнеса, аутсорсинг услуг может принести существенную выгоду органам государственной власти в период кризиса. «Основное преимущество аутсорсинга заключается в том, что заказчик может получить необходимые услуги сразу, - говорит Денис Калинин. - Причем таким образом можно обойти процедуру выделения бюджетных средств на покупку техники, ее инсталляцию и внедрение сложных систем».
Что касается разработки специализированного программного обеспечения, то в этой сфере, по мнению Юрия Овчаренко, «аутсорсинговая компания зачастую способна решить поставленные задачи быстрее, качественнее и в конечном итоге с меньшими затратами, чем это сделают собственные ИТ-специалисты госструктуры. Сокращение времени на разработку и внедрение необходимого программного обеспечения поможет ускорить запуск тех сервисов, для поддержки которых и предназначено это ПО. Наиболее рациональным и сбалансированным выглядит подход, при котором аутсорсинговая компания фокусируется на разработке нового или доработке текущего программного обеспечения, внедрении новый технологий. А в фокусе внимания «внутренних» специалистов остается организация взаимодействия с конечными пользователями и осуществление первой линии поддержки эксплуатируемых информационных систем».
Наталья Рудычева/CNews Analytics