|
|
К сожалению, объективные данные, позволяющие оценить долю госсектора на российском рынке ЦОД, в открытом доступе отсутствуют ввиду сложившейся традиции закрытости подобной информации. По экспертным оценкам, госсектор занимает 15-20% отечественного рынка дата-центров. При этом ведомства в большинстве случаев идут по пути создания собственных ЦОД, отказываясь от услуг аутсорсинга.
Сегмент услуг, предоставляемых центрами обработки данных (ЦОД), является одним из самых динамично развивающихся на российском ИТ-рынке. Попытки подвести итоги 2008 года и оценить дальнейшие перспективы развития этого направления были предприняты несколькими аналитическими агентствами.
Осенью 2008 г. ИК «Финам» опубликовала отчет, согласно которому за девять месяцев 2008 г. введено в действие около 40 дата-центров (включая корпоративные), что более чем на 20% превышает показатель прошлого года.
В январе 2009 года компания J’son & Partners опубликовала отчет о состоянии российского рынка коммерческих центров обработки данных (ЦОД), согласно которому в 2008 году он вырос на 55%, доходы составили $160 млн (около 3,97 млрд.руб), а суммарная полезная площадь достигла 21 тыс. кв.м. При этом 80% рынка было сосредоточено в Москве и Московской области. В основу отчета легли прогнозные результаты за 4 квартал 2008 г. При оценке объема рынка в расчет принимались только аутсорсинговые дата-центры, которые предоставляют коммерческие услуги, и не рассматривались корпоративные ЦОД. По прогнозам J&P, рынок коммерческих ЦОД войдет в фазу консолидации начиная со второй половины 2010 года, так как «повысятся и ужесточатся требования к капиталу поставщиков, а клиенты станут более требовательными к вендорам ЦОД».
Наиболее значимыми факторами, которые окажут влияние на развитие этого рынка, по мнению экспертов J&P, станет интеграция российского бизнеса в мировую экономику (жесткие международные требования повысят спрос на профессиональные услуги ЦОД среди банковских, страховых, инвестиционных компаний). Также к подобным факторам отнесены рост интернет-трафика, дальнейшее развитие государственных ИТ-проектов (например, перспективной с точки зрения дата-центров является государственная автоматизированная система «Выборы»). Кроме того, аутсорсинг дата-центров станет активнее использоваться как конкурентное преимущество логистическими компаниями, финансовыми структурами для обеспечения непрерывности работы и предоставления необходимых услуг.
В апреле 2009 г. свое видение развития рынка ЦОД обнародовала исследовательская компания «Современные телекоммуникации». По ее данным объем российского рынка услуг дата-центров в 2008 году составил 2,5 млрд. руб. До кризиса ежегодно объем рынка вырастал примерно на треть.
К сожалению, объективные данные, позволяющие оценить долю госсектора на российском рынке ЦОД, в открытом доступе отсутствуют ввиду сложившейся традиции закрытости информации о деятельности государственных ведомств и, в частности, их технологическом развитии. Экспертные оценки позволяют предположить, что государственный сектор занимает около 15-20% рынка дата-центров. «Среди наших клиентов, пользующихся услугами ЦОД, госсектор занимает около 15%», - – говорит Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort. «В 2007-2008 годах, при сбалансированном спросе от государственных и коммерческих заказчиков на услуги создания ЦОД, «чистый госсектор» занимал порядка 15% рынка», - соглашается с ним Сергей Березин, менеджер по маркетингу ИТ-решений компании ВСС. «Доля госсектора на рынке строительства ЦОД достаточно стабильна и держится на уровне 20% от общего объема», - считает Владимир Попов, директор департамента инфраструктурных решений «Энвижн Груп». «Если рассматривать ЦОДы, которые стоятся под конкретного заказчика, то госсектор составляет порядка 15-30% рынка», - комментирует Роман Зейбот, заместитель директора департамента вычислительных систем компании КРОК.
При этом государственные ведомства в большинстве случаев идут по пути создания собственных ЦОД, отказываясь от услуг аутсорсинга. Крупнейшими государственными ЦОДами, по мнению участников рынка, являются центры, которые задействованы в наиболее значимых ИТ-проектах, таких как ГАС «Выборы», ГАС «Управление». «Масштабы собственных ЦОДов в госсекторе существенно выше объема арендуемых стойко-мест», - говорит Денис Калинин. «Большинство существующих ЦОД делаются под конкретного заказчика и на средства этого заказчика», - согласен с ним Владимир Попов.
Причины такого положения не новы: это и жесткие требования по обеспечению безопасности данных, и привязка деятельности госструктур к заранее утвержденному бюджету. «Как правило, госорганы предпочитают строить свои ЦОДы. Нередко встает вопрос гостайны, из-за чего государственные структуры не хотят арендовать мощности у коммерческих структур. Обслуживать свои объекты они также стремятся силами собственных специалистов», - делится опытом Наталья Панфилова, директор департамента по работе с корпоративными заказчиками компании APC by Schneider Electric.
«Государственные организации сильнее привязаны к бюджету и строго контролируют безопасность данных. Поэтому среди коммерческих ЦОД лишь небольшая часть может удовлетворить требованиям государственных организаций. Кроме того, большинство аутсорсинговых ЦОД строится с расчетом на срок окупаемости порядка 3-5 лет при среднем сроке службы инженерных систем ЦОД в 10-15 лет, - продолжает Роман Зейбот. - Коммерческие организации чаще перестраивают свои ЦОД в связи с ростом или переездом, и эта периодичность как раз составляет 3-5 лет, поэтому для них приемлема стоимость аутсорсинга. Государственные организации отличаются большей стабильностью развития, поэтому для них услуги аутсорсинга не столь привлекательны, таких примеров – единицы».
Тем не менее, компании-участники рынка надеются на то, что в дальнейшем государство все-таки обратит внимание на предлагаемые провайдерами услуги. «Если сегодня организация находится в стадии планирования или определяет концепцию развития на долгосрочный период, то необходимо обратить внимание на возможность использования арендованных площадок или ИТ-сервисов, предоставляемых сторонними поставщиками. Особенно интересно это может быть в случае кооперации нескольких не слишком крупных государственных заказчиков, услуги для которых предоставляет провайдер, имеющий специальную подготовку для работы с государственными организациями», - говорит Владимир Попов.
Что касается перспектив развития рынка ЦОД в сегменте госсектора, то участники рынка считают, что в 2009 году он продолжит свой рост. «Мы не прогнозируем существенного снижения госзаказа, но мы наблюдаем усиление конкуренции среди подрядчиков, что, несомненно, пойдет на пользу как заказчику, так и всей отрасли в целом», - продолжает Владимир Попов. «Я бы ориентировался на цифры бюджета, - говорит Сергей Березин. - С одной стороны, госбюджет 2009 г. подвергался секвестрованию, с другой – цены на ИТ-услуги несколько снизились, а на оборудование – выросли, причем в соответствии с изменением курса российской валюты. Т.е. мы наблюдаем разнонаправленные векторы сил. Поэтому по итогам 2009 г я ожидаю, что хотя доля госсектора в сегменте ЦОД в относительных % (доля рынка) вырастет как минимум в 1,5 раза, но в абсолютных цифрах (объем проектов в рублях), если и будет зафиксирован рост, то это будет умеренный рост в пределах 10%».
«Большинство компаний сейчас перешли от долгосрочного планирования к средне- и краткосрочному. Такой переход резко сокращает капитальные и инвестиционные затраты. Значит, при выборе строительства собственного ЦОДа или коммерческого результат будет всегда в пользу коммерческого, - считает Денис Калинин. - Думаю для госсектора вопрос оптимизации затрат также не последний, поэтому существенного роста инвестиций в строительство собственных ЦОД мы не наблюдали».
«Государственные организации сильнее коммерческих привязаны к бюджету. Средства для финансирования крупных проектов, к которым относится строительство ЦОД, как правило, выделяются ближе ко второй половине года, - говорит Роман Зейбот. - Однако в первом полугодии правительство скорректировало бюджет в пользу решения наиболее острых задач. В связи с этим, по итогам года мы, скорее всего, увидим более существенное сокращение государственных расходов по сравнению с коммерческими на строительство новых ЦОД».
«До конца 2009 год инвестиции в создание ЦОД со стороны госсектора сокращаться вряд ли будут, поскольку все бюджеты уже сверстаны, запущены проекты, - продолжает Игорь Литвинов, руководитель отдела аппаратно-программных комплексов компании «Микротест».. - Но стоит отметить, что если в начале кризиса государственные компании серьезно поддержали ИТ-рынок, практически не сократив свои бюджеты, то сейчас сегмент государственных закупок постепенно уменьшается. Поэтому в 2010 году, скорее всего, мы увидим сокращение инвестиций в ЦОД со стороны госструктур».
Работа с государственным сектором имеет свою специфику. С технической точки зрения ведомственный ЦОД не отличается от коммерческого, и, по мнению Владимира Попова, «общая тенденция информатизации очевидна – это уход от «случайного» приобретения оборудования и решений к консолидации инфраструктуры для оптимизации затрат и стоимости владения». Однако имеется и определенная специфика, которая связана, в первую очередь, с разницей в целях построения ЦОД. «В коммерческих организациях цель - обеспечение прибыльности бизнеса и возврата инвестиций, в том числе от сдачи мощностей ЦОД в аренду, - комментирует Сергей Березин. - А госсекторе цели только производственные, а значит - и другие акценты в требованиях к подсистемам ЦОД».
При построении дата-центров для госструктур, по мнению Натальи Панфиловой, работу усложняют повышенные требования к допуску специалистов к работам. «Как правило, государственные организации не любят использовать аутсорсинг в сердце своей структуры, хотя изредка к этому прибегают, т. к. не всегда располагают собственными специалистами, - рассказывает она. - Кроме того, специфика работы с госзаказами охватывает и цикл выполнения работ. Годовой бюджет государственным организациям необходимо реализовать именно в текущем году. Поэтому сроки построения ЦОДа сильно сокращаются».
«Отличительной особенностью создания ЦОД для государственных ведомств является более тщательная проработка службы эксплуатации, - продолжает Игорь Литвинов. - Основной акцент необходимо делать на том, чтобы эксплуатация ЦОД в меньшей степени зависела от специалистов и их обучения. Для этого следует очень тщательно прорабатывать регламенты и инструкции по эксплуатации, чтобы достичь должного качества поддержки дата-центра при текучке ИТ-кадров».
«Государственные организации больше других ориентированы на бюджетные решения. Снижение стоимости ЦОД достигается, как правило, двумя способами. Первый, и наиболее очевидный – использование наиболее дешевого оборудования. Однако этот способ, как правило, приводит к низкому качеству продукта, и как следствие, к высоким затратам на содержание такого ЦОД, - говорит Роман Зейбот. - Второй способ – создание собственных подразделений по строительству ЦОД. Этот способ вполне действенен и применяется, когда речь идет о создании крупных ЦОД. Правда, у него также есть свой существенный недостаток – велика вероятность столкнуться с невысоким уровнем профессионализма нанятых сотрудников. В случае неудачи переложить ответственность не получится, а исправить допущенные просчеты силами сторонних организаций будет крайне затруднительно, а в ряде ситуаций - даже невозможно».
Наталья Рудычева/CNews Analytics