|
|
Получившие широкое распространение мобильные коммуникации могут служить эффективным средством преодоления информационного неравенства как между регионами России, так и между различными слоями населения. К сожалению, в настоящее время они не получают необходимой официальной поддержки, и их внедрение носит, скорее, локальный характер.
Мобильные технологии распространены среди населения нашей страны значительно шире, чем широкополосный доступ в интернет. По данным исследования J’son&Partners, в феврале 2009 года число зарегистрированных в России сим-карт достигло 190,4 млн, а уровень проникновения мобильной связи в среднем по стране составил 134%. Ранее тот же J&P обнародовал результаты другого исследования, согласно которому к концу 2008 г. количество домашних широкополосных подключений в России должно было достигнуть 10,5 млн домохозяйств, что соответствует уровню проникновения 19,8%, а к 2012 году количество подключений может увеличиться до 24,1 млн. Кроме того, по данным исследования Nielsen, в первом квартале 2008 года в России более 11% абонентов выходило в интернет с мобильного телефона. По этому показателю Россия уступала только США, Великобритании и Италии.
Развитие мобильных технологий и их широкое распространение среди всех слоев населения делают такие решения идеальным средством доступа к информации. Примеры такого доступа с каждым годом получают все более широкое распространение: это получение сведений о состоянии банковского счета, расписании движения транспорта, автомобильных пробках, прогнозах погоды и многом другом. Опыт, накопленный в коммерческом секторе, может быть с успехом применен и при взаимодействии государственных ведомств как со своими сотрудниками, так и с гражданами.
Говоря об использовании мобильных технологий при взаимодействии государства и граждан, в первую очередь имеют в виду возможности «мобильного интернета» и службы приема коротких сообщений (SMS). «Мобильный интернет» позволяет владельцу устройства получить доступ к специализированным порталам и сервисам электронного правительства. Кроме того, телефон может служить модемом для настольного компьютера или ноутбука, не подключенного к стационарным линиям связи. Сервис SMS позволяет передавать и получать информацию, в том числе в зонах с «неуверенным» приемом и при большой загрузке сети.
В настоящее время накоплен опыт использования органами государственной власти SMS-сервисов в нескольких областях. Во-первых, это процедуры проведения различного рода опросов и голосований. Мероприятия такого рода хорошо зарекомендовали себя в Великобритании, Словении, Эстонии и др. Эксперимент по проведению голосования через мобильный телефон был проведен и в России на региональных выборах 1 марта 2009 года. Во-вторых, это информирование и напоминание о важных событиях. Рассылка напоминаний о дате и времени проведения референдума о вступлении страны в ЕС была успешно проведена в Польше. А граждане Шотландии в случае задержки платежа получают от властей напоминание о необходимости оплаты ренты. В Швеции безработные получают уведомления о новых вакансиях на свой мобильный телефон.
Развитие мобильных сервисов
Отрасль | Технологии мобильных сервисов | Реализация |
ЖКХ | SMS- уведомления о сломанных скамейках, уличных фонарях и др. на короткий номер | Тарту, Нью-Йорк, Манила |
Образование | SMS рассылка родителям о пропущенных занятиях, перенос занятий, оценках, результатах экзаменов и др. | Тарту, Стокгольм, Иоркшир, Манила |
SMS-уведомления о наличии в библиотека заказанных книг | Тарту, Гонконг | |
Туризм | Мобильный номер с аудиоинформацией для туристов | Тарту, Таллинн |
Здравоохранение | SMS-напоминание о приеме у врача | Великобритания |
SMS-рассылка для добровольных доноров | Италия, Эстония | |
SMS-заказ сиделок и синхронизация их рабочих графиков | Стокгольм | |
SMS-уведомления о высоком уровне содержания пыльцы | Ирландия | |
Городской пассажирский транспорт | Оплата билетов в общественном транспорте через мобильный телефон | Эстония(Тарту), Германия |
Интенсивность движения на дорогах | Гонконг | |
Получение расписания движения общественного транспорта | Тарту | |
Потребительский ранок | SMS-оплата парковки | Тарту |
Мобильные платежи (B2C) за покупки, услуги | Тарту | |
Мобильное тестирование рынка | Бремен | |
Правоохранительные органы | SMS-уведомления о пропавших машинах, людях водителям такси, автобусов, охранным предприятиям, добровольцам проекта | Тарту, Великобритания (Лестершир), Германия |
SMS-уведомления о номерах машин с черезмерными выхлопами | Мальта | |
SMS-бомбардировка украденного телефона | Амстердам | |
SMS-уведомления о криминальной активности | Манила | |
MMS с фотографией о криминальных событиях | Ирландия | |
Мобильное позиционирование звонков в случае черезвычайных ситуаций | С 2003 года обязательно для членов ЕС | |
В случае катаклизмов, в пострадавших районах поддержание связи о местоположении и состоянии здоровья | Ирландия | |
SMS-вызов скорой помощи (для слабослышащих людей) | Великобритания, Гонконг | |
Поддержка связи со слабослышащими в случае пожара | Амстердам | |
Уведомления о наводнениях, ураганах | Малайзия, Великобритания, Китай, Канада | |
Регистрация и голосование на выборах через мобильный телефон | Сан-Франциско, Булах (октябрь 2005) |
Источник: префектура ЗелАО г.Москвы (по базам данных Всемирного банка,
отчету Mobile Services, Michal Zalesak M-Government Case Studies), 2009
Очень полезными могут оказаться мобильные технологии при возникновении чрезвычайных ситуаций. Жители Великобритании получают SMS-уведомления о происшествиях и катастрофах, граждане американского штата Калифорния – об аварийных отключениях электричества. В Малайзии SMS-уведомления об угрозе наводнения рассылаются, когда уровень воды достигает критической отметки. Подобные эксперименты проводились и МЧС России. А правительство Италии во время землетрясения в Пакистане обратилось к своим гражданам, находящимся в этой стране, с просьбой подтвердить через SMS, что все живы и здоровы.
В некоторых странах, например, в Германии мобильные технологии используются силовыми ведомствами для рассылки примет преступников или пропавших без вести людей. Жители Израиля с помощью SMS могут сообщать о готовящихся терактах. В столице Филиппин, Маниле, можно отправить текстовое или мультимедиа сообщение в полицию. Аналогичная услуга доступна и в Италии.
Граждане Норвегии, получив квитанцию о начислении налогов, могут подтвердить свое согласие отсылкой короткого сообщения. А жители Мальты с помощью SMS продлевают лицензии и получают сведения о ходе имеющих к ним отношение судебных разбирательств. Востребованы SMS-сервисы и в области образования. Таким образом можно рассылать сообщения родителям и информировать школьников и студентов о датах и результатах экзаменов.
В Амстердаме и Лондоне реализован проект «Мобильная гражданская оборона» для людей с ограниченными возможностями. Слабослышащие граждане, которые не воспринимают звуки пожарных серен или предупреждения полиции по громкой связи, могут, в случае необходимости, получать SMS на мобильные телефоны, переведенные в режим виброзвонка.
Незаменимы SMS-сервисы и в работе служб 01, 02, 03. В Нидерландах они позволяют бороться с «шутниками», мешающими работать диспетчерам, - специальная служба начинает «бомбить» SMSками телефонных хулиганов. В США направляющиеся на вызов пожарные по дороге получают сведения о типе здания, наличии в нем токсичных или взрывоопасных материалов, окружающем ландшафте, необходимости эвакуации людей и т.д.
Мобильные технологии помогают правительству Мальты контролировать внешний вид городов. Жители имеют возможность с помощью SMS или MMS сообщать о вандализме, графитти, грязных улицах и дорогах, брошенных автомобилях, сломанных светофорах, нестриженых газонах, неубранных мусорных бачках и т.п.
В России, несмотря на неоднократные заявления руководителей самого высокого уровня о необходимости создания электронного правительства, этот процесс находится пока в начальной стадии. Ускорить его, по мнению некоторых экспертов, может переход к концепции оказания государственных услуг гражданам с помощью мобильных технологий.
Успешный опыт внедрения таких решений существует во многих странах, например в Эстонии. Несмотря на то, что в этой стране уровень проникновения мобильной связи (95%) сравним с уровнем проникновения интернета (82%), Эстония пошла по пути развития именно мобильных государственных сервисов. Основными аргументами принятия этого решения были привязка компьютеров к определенному месту, а мобильных устройств – к пользователю; доступность мобильных сервисов большему числу людей и в большем количестве мест по сравнению с электронными. Кроме того, по мнению Ханнеса Астока, члена Парламента и экс-заместителя мэра города Тарту, мобильное устройство дешевле, имеет интерфейс на родном языке пользователя, проще в эксплуатации, его легче освоить пожилым людям и «синим воротничкам».
Проект «Мобильный Тарту» начал реализовываться в 2004 г. Жителям города ежегодно предлагались 5-10 новых сервисов. В результате, сервисом заказа с мобильного телефона места на парковке и оплаты за нее по каналам сотовой связи пользуется более 50% жителей Тарту, при этом 80% этих средств поступает в городскую казну. Отправив SMS на короткий номер, горожане могут сообщить в мэрию о недоработках в деятельности коммунальных служб. Диспетчер автоматически перенаправит их обращения в ту или иную эксплуатационную организацию. Кроме того, школьные учителя получили возможность бесплатно рассылать SMS-уведомления ученикам и их родителям, а городская полиция – отправлять сообщения о пропаже детей или стариков (услуга «Мобильный патруль»). В городе можно воспользоваться услугой «Мобильного гида», получать SMS-уведомления «Электронной библиотеки» о новых поступлениях, прямо с мобильного телефона приобретать карту на одну или несколько поездок на общественном транспорте.
Ханнес Астек считает, что построение мобильного правительства надо начинать с предоставления услуг, которые уже сейчас могут использовать 60-80% людей. Его опыт говорит о том, что 90% сервисов электронного правительства могут быть внедрены с помощью SMS и голосовых технологий.
Востребованность мобильных решений
Источник: Х.Асток, 2009
В России существует собственный, пусть и не такой масштабный, опыт предоставления мобильных услуг на муниципальном уровне. В Зеленоградском административном округе Москвы с осени 2007 г. реализуется проект «Мобильный округ». Его пользователями стали более 1500 жителей города, которые на сегодняшний день могут подписаться на одну из 11 лент SMS-новостей: городские новости, новости районов, официальные новости префектуры ЗелАО, новости Центра обслуживания населения, новости Диспетчерского Центра, афишу, анонсы окружных СМИ и т.п., а также на информацию о пробках на Ленинградском шоссе и времени прихода автобусов на остановки города. Кроме того, у жителей округа существует возможность получать SMS-уведомления о готовности документов в службе «Одного окна», отправлять сообщения в Центр обслуживания населения и Объединенную диспетчерскую службу.
Проект «Мобильный округ»
Источник: префектура ЗелАО г.Москвы, 2009
В префектуре Зеленоградского округа разработаны регламенты работы с обращениями граждан, поступающих по каналам SMS-, MMS и WAP, а также сервис «Мобильный опрос», позволяющий гражданам участвовать в исследованиях, проводимых префектурой, и задавать SMS-вопросы префекту во время его SMS-конференций.
В ближайших планах руководства округа - внедрение таких сервисов, как мобильные платежи за ЖКУ, штрафы, сборы и др.; мобильные сервисы в сфере здравоохранения; службы экстренных сообщений: поиск донора и др.; получение информации о зачисленных платежах за ЖКУ; получение уведомления о появлении задолженности по оплате ЖКУ; рассылка по SMS заданий сотрудникам ЦДС ГУ «ИС Зел АО»; SMS - Обращение в службу 01, 02, 03, ЦентрСпас через SMS -для лиц с ограниченными возможностями; информация о наличии и стоимости лекарств в аптеках города; информация о наличии книг в библиотеках округа; интеграция в wap.zelao.mobi мобильных сервисов в сфере образования; информация об изменениях в движении транспорта; совершенствование версии ГИС-Зеленоград для мобильных телефонов; новости о распродажах, акциях, скидках и др.
Наталья Рудычева/CNews Analytics