|
|
Предусмотренные новой редакцией ФЦП «Электронная Россия» объемы финансирования претерпели изменения уже в 2008 году. В связи с изменением экономической ситуации в стране Минкомсвязи сначала вынуждено было пересмотреть программу, а затем и вообще заявить о том, что после ее завершения в 2010 году страна перейдет к новой долгосрочной целевой программе «Информационное общество».
В декабре 2008 года Минкомсвязи сообщило, что программа «Электронная Россия» выполнена на 38% (1,5 млрд руб) общего объема финансирования. Этот факт представители министерства объяснили тем, что согласно распоряжению правительства, включаемые в Федеральную адресную инвестиционную программу мероприятия программы «Электронная Россия», должны быть представлены пообъектно. Соответствующие предложения и необходимые обосновывающие документы, согласованные Минкомсвязи, были представлены агентством Росинформтехнологии в Минэкономразвития в марте 2008 г. и дополнительно в мае, с просьбой ускорить рассмотрение указанных предложений. Однако пообъектное распределение Минэкономразвития было согласовано только в июле 2008 г., а лимиты бюджетных обязательств Минфином доведены в августе 2008 г. На 11 декабря 2008 года, по словам представителей Минкомсвязи, объем заключенных контрактов в рамках «Электронной России» составил уже 89% от общего объема финансирования. Из 3,9 млрд руб., выделенных в этом году на ФЦП, в уже проведенных контрактах распределено 3,5 млрд.
Финансовый кризис заставил внести коррективы во все ранее принятые программы и проекты, бюджет «Электронной России» был секвестирован с 3,4 млрд. руб до 2,7 млрд. руб. 19 декабря 2008 года Минкомсвязи направило в Минфин и Минэкономразвития новую редакцию Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Представители ведомства заявили, что намерены использовать ее для спасения ИТ-индустрии страны, которая на 60% зависит от госконтрактов. По словам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, основной ценностью ИТ-отрасли являются «мозги», и сокращение высококвалифицированных кадров в этой сфере губительно для России. Поэтому в отличие от существовавшей ранее «Электронной России», которая была ориентирована в основном на закупку оборудования, новая «антикризисная» версия сконцентрируется на решении нескольких важнейших задач, связанных с разработкой ИТ-решений.
Среди таких задач - создание общероссийского портала госзакупок. На сегодняшний день главной формой проведения торгов становится аукцион. Развитие единого общероссийского портала позволит перейти к электронной форме их проведения, что будет способствовать не только развитию конкуренции и усилению борьбы с коррупцией, но и экономии бюджетных средств в размере до 1 трлн.руб. или $40 млрд. ежегодно. Не менее важной задачей является концентрация усилий по созданию «электронного правительства» в направлении развития электронных сервисов для населения и бизнеса, внедрения межведомственного документооборота и изменения нормативно-правовых актов.
Переработку ФЦП «Электронная Россия» Игорь Щеголев считал одним из главных достижений своего ведомства, претерпевшего в уходящем году смену руководства. По его словам, принципиальное отличие новой редакции — «отсутствие детальной росписи» финансовых ресурсов, которое позволит «гибко перераспределять средства в рамках программы как по годам, так и между отдельными направлениями деятельности». Кроме того, новая редакция ФЦП рассматривает внедрение информационных технологий как инструмент экономии бюджетных средств путем уменьшения административной нагрузки и времени на обработку документов. «Планируется выйти на показатель ежегодной экономии средств за счёт внедрения ФЦП до $10 млрд.», - отмечали представители Минкомсвязи.
В августе 2009 года Минфин представил на заседании правительства предварительные расчеты по бюджету-2010. Согласно этим расчетам, бюджет ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.) должен был сократиться в 2010 г. на 55% - с 2,7 млрд. руб. до 1,2 млрд. руб. к росписи 2009 г. Однако, 17 сентября 2009 г. председатель правительства Владимир Путин подписал постановление, которое не внесло изменений в ранее предусмотренный для программы бюджет (он был утвержден правительством 12 декабря 2008 г.). В итоге в 2010 г. на «Электронную Россию» выделят около 3,1 млрд. руб., а в целом в 2009-2010 гг. – 5,9 млрд. руб. (из них 5,8 млрд руб. – из федерального бюджета) . Сюда, в частности, входят расходы на НИОКР (437,15 млн. руб.), а также государственные капитальные вложения (2,5 млрд. руб.).
Объемы финансирования ФЦП «Электронная Россия» в 2009, 2010 гг.
Источник: ФЦП, CNews Analytics, 2009
Финансирование ФЦП «Электронная Россия» в 2009, 2010 гг. по ведомствам
Источник: ФЦП, CNews Analytics, 2009
С учетом новых изменений, весь бюджет «Электронной России» на 2002 - 2010 гг. составит около 21,2 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет). Из них около 19,9 млрд руб. выделено из федерального бюджета, около 1,3 млрд руб. – из бюджетов субъектов федерации. При этом первоначально запланированный объем финансирования на этот период составлял около 77,2 млрд руб.
В конце мая 2009 года появилось распоряжение премьер-министра России Владимира Путина, в котором говорилось о разработке долгосрочной целевой программы «Информационное общество» до 2018 г. Текст новой программы должен быть представлен в ноябре 2009 г., а ее действие продлится с 2011 по 2018 гг. Основное отличие «Информационного общества» от «Электронного правительства» будет заключаться в масштабе поставленных задач: новая программа будет содержать план информатизации практически всех бюджетных отраслей - науки, образования, медицины и т.д. Мероприятия, предусмотренные программой, должны соответствовать утвержденной в феврале 2008 г. «Стратегии развития информационного общества», в которой, в частности, говорится о создании инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, внедрении в медучреждениях дистанционного обслуживания пациентов, интеграции государственных информационных систем и ресурсов, создании условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и развитии системы библиотечных фондов на основе применения ИКТ.
Позже, на Тверском социально-экономическом форуме, советник президента РФ Леонид Рейман заявил, что на реализацию стратегии развития информационного общества в РФ предполагается выделить 152 млрд руб. в 2009-2011 гг., в том числе около 40 млрд руб. - за счет региональных бюджетов. В целом финансирование основных направлений плана предполагается в следующих размерах: инфокоммуникационные технологии (ИКТ) для обеспечения безопасности жизнедеятельности – 54,5 млрд руб., развитие ИКТ-инфраструктуры – 22,9 млрд руб., ИКТ в образовании и науке – 22,4 млрд руб., создание электронного правительства – 17,9 млрд руб., ИКТ в здравоохранении и социальной защите – 13,2 млрд руб., ИКТ в культуре – 5,6 млрд руб., устранение цифрового неравенства между регионами – 2,4 млрд руб. Кроме того, предполагается, что в 2010-2011 гг. для реализации государственной программы «Развитие инфраструктуры информационного общества» потребуется дополнительное финансирование мероприятий плана в размере 12-15 млрд руб.
Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании «Крок»:
Действительно, стратегия создания информационного общества ставит перед нами важные и нужные задачи, и наше государство давно созрело для их внедрения. Например, уже не первый год актуальна задача информатизации здравоохранения, создания ситуационных центров, развития программы «Безопасный город». Давно поднимаются наболевшие вопросы по документообороту – например, о создании единых стандартов обмена документами между ведомствами. Начиная от федерального уровня и продолжая на уровень региональных правительств и муниципалитетов. Ведь сегодня, запущенный в эксплуатацию электронный документооборот на уровне региона позволяет увеличивать сроки исполнения и прозрачность движения документов для населения и внутри организации. Наш опыт создания документооборота в Администрации Пермского края, наработки, сделанные для автоматизации муниципалитетов, Федеральных органов, ряда Арбитражных судов, говорит о том, что создание единой общеведомственной системы электронного документооборота вряд ли возможно. У каждого органа власти свои задачи и требования к системе. Другой вопрос в том, что у госорганов есть схожие основные задачи, и было бы полезно разработать единые стандарты к формату обмена документами между ведомствами и учреждениями. А также создать инструменты взаимодействия госорганов с гражданами, бизнесом посредством электронных документов. Но при этом не через строго утвержденные программы, а имея возможность, соблюдая форматы обмена, использовать то, что больше подходит в каждом конкретном случае.
Касательно повышения стоимости специалистов для ИТ-рынка - это до сих пор сложный вопрос, так как даже в условиях кризиса сильных и хороших специалистов не хватает. Поэтому зарплаты остаются достаточно высокими, а повышение налогообложения может привести к удорожанию услуг, что в ряде случаев приведет к потере качества исполняемых работ.
Переход на свободное программное обеспечение всех органов госвласти – вопрос спорный. Но, думаю, что идея создания банка готовых типовых решений, из которого можно будет брать уже разработанное и обкатанное решение, может быть экономически обоснованным. Сегодня же зачастую ведомства продолжают разрабатывать для себя все с нуля. Подобные решения сложно поддерживать, а смена проектной команды может привести к остановке работы приложений и, как следствие, к увеличению его стоимости.
В самый разгар кризиса 25 декабря 2008 г. правительством РФ был опубликован список «системообразующих предприятий», которые могут претендовать на государственную поддержку, разработанный в Министерстве экономического развития. К величайшему сожалению всех участников ИТ-отрасли, в этом списке отсутствовали разработчики ПО и компании-интеграторы.
Среди российских радиоэлектронщиков на господдержку смогут претендовать 7 компаний. Это «Ситроникс» (контрольный пакет принадлежит АФК «Система»); «Ангстрем» (завод по производству 800-нм чипов); Концерн «Вега» (бывший Московский НИИ приборостроения, принадлежащий государству); государственные «Концерн “Созвездие”» (бывший воронежский НИИ связи) и «Светлана»; ФГУП «НПО “Полет”» (производитель систем связи для авиации) и «Корпорация Аэрокосмическое оборудование».
Телеком в «системообразующем списке» представлен 10 компаниями: АФК «Система»; «Межрегиональный транзиттелеком» (МТТ, 50% которого принадлежит АФК «Система»); сотовые операторы «Вымпелком» и «Мегафон» и МГТС (принадлежащая АФК «Система»). Кроме них достойными господдержки признаны ФГУП «Почта России», ФГУП «Космическая связь», ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), «Связьинвест» (контрольный пакет у государства) и «Таттелеком» (принадлежит «Связьинвестнефтехим»).
Несмотря на то, что в этом списке отсутствуют представители ИТ-отрасли, они, по мнению правительства, могут получить опосредованную поддержку через предприятия, вошедшие в список, поскольку «почти все они представляют собой холдинги, каждый из которых имеет большое ИТ-подразделение».
В марте Министерство связи и массовых коммуникаций направило в Минэкономразвития предложения по внесению изменений в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Суть этих предложений заключается в том, что при проведении открытых конкурсов лучшие заявки должны определяться не только по ценовым показателям, функциональным и качественным характеристикам, стоимости эксплуатации и технического обслуживания поставляемой продукции, но и на основании пункта о «российском происхождении товара».
Новый критерий оценки может применяться как при поставке товаров, так и при выполнении работ, базирующихся на внедрении, обслуживании и использовании продукции российского происхождения, а также основанных на результатах интеллектуальной деятельности российских правообладателей.
В начале апреля 2009 года министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев объявил, что Минкомсвязи отправило в правительство доклад, в котором обобщены предложения по преодолению кризиса. Он назвал высокотехнологичные решения «мостиком через кризис» и призвал участников отрасли повышать конкурентоспособность национальных информационных продуктов и услуг. Кроме того, по его словам, министерство может взять на себя задачу отбора, тиражирования и распространения лучших практик в регионах, в федеральных органах исполнительной власти, в центральных властных структурах, на государственных предприятиях.
Минкомсвязи намерено и в дальнейшем продвигать идею перехода федеральных органов исполнительной власти на свободное программное обеспечение, создавая тем самым новое направление для бизнеса. Согласно разработанному министерством «Плану перехода», этот процесс может продлиться до 2014 г., когда информационные системы органов государственной власти должны будут строиться «на основе преимущественного использования СПО». В 2009 году ожидается создание единого репозитория для нужд органов власти, формирование «пакета базового свободного ПО» и его внедрение в «пилотных организациях». Пакет базового СПО составят: операционные системы для ПК и серверов, системы управления базами данных, «стандартные офисные пакеты прикладного обеспечения», системы электронной почты и «организации коллективной работы», «продукты антивирусной защиты».
Не оставит своим вниманием министерство и задачу совершенствования законодательства в области ИТ, в частности, выступит с предложением по снижению налоговых и административных нагрузок на ИТ-бизнес. Например, в 2010 г. ожидается изменение порядка начисления единого социального налога (ЕСН). Шкала вместо регрессивной должна стать плоской, а 24% единого налога от фонда заработной платы возрастут до 34% выплат в три социальных фонда. По мнению председателя подкомитета по технологическому развитию комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Ильи Пономарева, «в ИТ-отрасли зарплаты высокие, и, из-за зависимости от западных рынков, еще и белые. Если изменения в ЕСН произойдут, то, по общим оценкам, увеличение себестоимости продукции составит 12-15%». Таким образом, результат реформы ЕСН окажется пагубным для отрасли, где основную долю расходов составляет зарплата. Депутат Пономарев говорит, что «зарплаты российских разработчиков и так выше, чем у индийских и китайских, и дальнейший рост себестоимости заставит наших игроков уйти с зарубежных рынков». В мае 2009 г. стало известно о том, что российские власти решили отложить до 2015 г. увеличение страховых взносов для предприятий малого бизнеса в сфере высоких технологий, планировавшееся с 2011 г. для всех российских предприятий.
Для компенсации проблем, которые должна принести ИТ-отрасли реформа социальных выплат, предусмотрены поправки в Налоговый кодекс, в случае принятия которых ИТ-компании в рамках упрощенного налогового режима могли бы платить 6% налог. Поправки «об упрощенном режиме налогообложения» преодолели первое чтение в Госдуме еще полгода назад, и, по словам Ильи Пономарева, «все готово, чтобы закон вышел на второе чтение». В Госдуме его поддержала, в числе прочих, и фракция «Единая Россия». Но несмотря даже на это, шансов попасть на второе чтение у поправок к Кодексу сейчас немного. Перед вторым чтением он должен получить одобрение министерства финансов, а у финансового ведомства, поясняет Пономарев, сейчас есть своя сложная задача — «не расплескать то, что есть. Учитывая ситуацию с финансовым кризисом, там делают вид, что им ни до чего». А без согласования с Минфином, говорит депутат, шансов на прохождение закона крайне мало.
В то же время, в документе, направленном Минкомсвязи в правительство и МЭР, убедительно доказано, что Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и Единый социальный налог (ЕСН) являются самыми тяжелыми для ИТ-отрасли, в которой основной статьей расходов являются затраты на персонал. Минкомсвязи предлагает рассмотреть введение единой шкалы пенсионных взносов в составе ЕСН (или прямых выплат в пенсионный фонд) для всех видов российских производителей программных продуктов, которая заместит две работающие сейчас шкалы. В качестве параметров предлагается использовать разработанную министерством шкалу для ЕСН (похожая шкала применяется для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов).
Инициатива Минкомсвязи позволит сократить налоговое давление на всех разработчиков, повысив их рентабельность. А это означает приток инвестиций и повышение конкурентоспособности в глобальном масштабе, говорят аналитики. Пакет мер, разрабатываемых Минэкономразвития, предполагает также более гармоничное зачисление расходов на подготовку и переподготовку сотрудников в себестоимость, стимулирование внедрения ИТ-систем в государственных предприятиях и тех компаниях, которые получают государственную антикризисную помощь, а также в корпоративном секторе - за счет государственных субсидий проведения ИТ-аудита, а также субсидирование международной маркетинговой деятельности компаний и юридической защиты и патентования продукции за границей.
Наталья Рудычева/CNews Analytics