|
|
Государственный заказ всегда был лакомым кусочком как для федеральных компаний с опытом масштабных проектов, так и для небольших региональных игроков. Однако вплоть до 2009 года складывалась интересная ситуация: государственные деньги, вроде бы, были совсем рядом, но взять их никто не торопился. Небольшим компаниям для успешной работы не хватало опыта и имени, а крупным игрокам не хотелось подвергаться серьезным проверкам, предваряющим допуск к участию в конкурсе. С частными заказчиками работать было проще. К тому же заказы в госсекторе всегда воспринимались обществом как крайне коррумпированные и закрытые.
Непростая ситуация в мировой экономике заставила пошатнуться и отечественный ИТ-рынок – поставщики теперь разрабатывают хитрые логистические схемы, а заказчики считают каждую копейку. Российские компании вынуждены искать новые рынки сбыта и направления развития своего бизнеса. В такой ситуации работа с госсектором стала лакомым куском для наиболее активных бизнесменов, тем более, правительство заявило, что исполнит свои обещания по финансированию социально-значимых отраслей. Теперь желающих поучаствовать в информационной модернизации страны с каждым месяцем становится все больше.
С одной стороны, для формирования здорового рынка конкуренция полезна. Она отсеивает слабых, заставляет компании активизироваться. С другой, спад на отечественном ИТ-рынке порождает крайне нездоровые явления. По оценкам экспертов компании "Альвис Плюс", итоговая стоимость контракта может быть на 30% ниже первоначальной. При этом не стоит забывать, что и стартовая сумма контракта в среднем ниже рыночной. Компании зачастую готовы снижать стоимость заявки вплоть до уровня себестоимости поставляемого оборудования или услуг – лишь бы получить контракт. Это происходит потому, что на рынке госзакупок не последнее значение имеет репутация, и такие неприбыльные контракты превращаются в стратегическое вложение.
"Должны существовать более жесткие критерии отбора исполнителя, - рассказал CNews Михаил Порядин, заместитель генерального директора компании "Россервис". - Бывает так, что никому не известная компания побеждает в крупном тендере, отодвигая опытные, имеющие заслуженный авторитет организации, а через некоторое время проект плавно сходит на нет. Совершенно очевидно, что такая компания не способна обеспечить качественное обслуживание, и очень часто результат ее работы присутствует только на бумаге".
Удивительно, но даже получив вожделенный контракт, компания не может успокоиться и вдоволь насладиться статусом государственного поставщика. Технические задания, где описываются требования заказчика к оборудованию или работам, зачастую составляются с большим количеством неточностей и условностей. Случаи, когда исполнитель рассчитывает на одну сумму себестоимости работ, а по факту затрачивает до 30-50% больше из-за неточно составленных требований, происходят регулярно. Но и отказ от контракта означает верную смерть. Ведь по негласным правилам рынка с отказником вряд ли кто-то будет иметь дело в будущем. Вот и приходится исполнителям работать себе в убыток ради надежд на будущие контракты и поддержания репутации надежного партнера. На такие жертвы могут позволить себе идти только стабильные компании, обладающие мощной материальной базой.
Существенной проблемой является частая задержка сроков проведения тендеров. "В результате поставщикам, которые оказывали услуги в предыдущем году, приходится оказывать услуги органам госвласти в долг в течении нескольких месяцев. При этом при выборе другого поставщика весьма затруднительно получить оплату за уже оказанные услуги", - комментирует Александр Степанов, директор по маркетингу компании "РТКомм".
Тщательные проверки контролирующими органами кандидатов на участие в гостендерах – еще один барьер для небольших компаний. "Не у всех участников рынка четко налажен документооборот. Очень часто игроки даже не имеют у себя на руках документов, требуемых для прохождения заявки, - рассказывает Александр Зеров, коммерческий директор компании "Альвис Плюс". - Такая ситуация регулярно возникает с региональными компаниями из-за недостатка опыта. Они упускают время и не могут вовремя подать заявку на участие".
"Участие в конкурсах по государственным закупкам подразумевает выполнение большого количества конкурсных требований. Подготовка предложения по конкурсной заявке требует значительных начальных временных, человеческих, а также финансовых затрат (одним из требований участия часто является конкурсный взнос) при неизвестных для компании перспективах, - утверждает Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании "Караван". - Государственные структуры, как правило, предпочитают работать с крупными компаниями, поэтому при участии в государственном тендере риск бесполезно проделанной работы довольно высок".
Большинство экспертов сходятся во мнении, что, несмотря на кажущуюся простоту бизнеса в сфере государственных закупок, эффективно строить его могут только опытные, финансово и юридически чистые и грамотные компании. Впрочем, и государство делает шаги навстречу смельчакам.
Все сведения о государственных заказах, согласно федеральному закону Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", сегодня в обязательном порядке должны выкладываться в интернете. На сайте http://www.zakupki.gov.ru/ размещаются извещения о новых конкурсах, необходимая документация, протоколы работы конкурсной комиссии, сообщения об отмене конкурсов и т.п. У каждого субъекта Федерации и даже у муниципальных образований есть свои сайты, где размещается информация местного уровня. Современным бизнесменам онлайн-информирование о государственных заказах кажется вполне нормальным и логичным. Однако еще несколько лет назад, когда закон только вступил в действие, лишь некоторые местные органы власти обращались к экспертам с вопросом, не будет ли нарушением закона размещение информации о муниципальных закупках на их официальном сайте, а большинство вообще не проявляло никакой инициативы.
Сегодня процедура своевременного размещения информации онлайн отлажена и является отличным подспорьем для всех участников рынка. Для государства это один из дополнительных каналов коммуникаций с обществом и бизнесом, в отсутствии которых так часто обвиняют нашу власть. Для бизнеса – это мощный инструмент мониторинга и отбора актуальной информации.
Главный вопрос, который должна задать себе любая компания, принимая решение об участии в открытых аукционах: сможем ли мы реализовать свой потенциал в условиях жесточайшей конкуренции и максимальной открытости? Судя по постоянно расширяющемуся списку участников, все больше компаний отвечает на вопрос положительно. Как показывает практика, усилия таких компаний не проходят бесследно: государственные проекты нередко масштабны и действительно интересны. Для их реализации от компании требуются нестандартные и во многом инновационные решения, основанные на использовании новейших программных и аппаратных средств. Несомненно, это делает бизнес сильнее и конкурентоспособнее.
Нельзя отрицать и тот факт, что в последние годы наметилась тенденция к росту государственных инвестиций в информационные технологии. Президент России Дмитрий Медведев 18 июня 2009 года на первом заседании комиссии по модернизации экономики в качестве одного из пяти основных направлений инновационного развития России назвал стратегические информационные технологии. Очевидно, что государство взяло курс на повышение конкурентоспособности ИТ-сектора российской экономики и интеграции его в мировую ИТ-отрасль.
Инвестируя в информатизацию, государство предъявляет высокие требования к качеству услуг и оборудования. Стране нужны только самые высокотехнологичные решения по разумным ценам. Способен ли современный российский бизнес сотрудничать на подобных условиях? Готов ли он принять вызов времени и настроиться на серьезную совместную работу с государством на принципах открытости и взаимного доверия?
Иван Тютюнджи