|
|
Уровень развития ИКТ в Российской Федерации напрямую определяется степенью информационно-технологического оснащения регионов. Однако результаты исследования, проведенного Институтом развития информационного общества в 2008 году, убедительно продемонстрировали сохранение огромного "цифрового разрыва" - как между различными субъектами Федерации, так и среди государственных ведомств регионального и муниципального уровня.
Задача построения электронного правительства направлена, в первую очередь, на повышение эффективности деятельности органов государственной власти всех уровней, увеличение информированности граждан о решениях государства, а также обеспечение возможности предоставления электронных государственных услуг населению и бизнесу. Развитие электронного правительства одновременно является стимулом для расширения использования ИКТ во всех сферах деятельности общества.
Анализ использования ИКТ в регионах для совершенствования госуправления и внедрения технологий электронного правительства включает в себя несколько направлений: анализ доступа региональных органов власти в ИКТ; анализ ситуации с созданием и внедрением в органах государственной власти регионов РФ решений в сфере ИКТ; анализ использования ИКТ для взаимодействия органов власти регионов с населением и хозяйствующими субъектами; архитектурный подход в реализации органами власти системы электронного правительства.
Результаты исследования подтвердили существование значительного информационного неравенства как между органами государственной власти разного уровня (федеральные, региональные и муниципальные), так и между различными регионами.
Уровень ИКТ оснащенности органов местного самоуправления по всем параметрам более чем в 2 раза ниже, чем на региональном уровне. Лишь 8 из 100 сотрудников ведомств муниципального уровня имеют возможность работать на ПК, подключенном к интернету. При этом только 8,6% организаций используют для работы в сети выделенные каналы связи и 9,7% - имеют собственные сайты.
Параметры доступа в ИКТ региональных и муниципальных органов власти
Органы власти субъектов РФ | Органы местного самоуправления | |
Число ПК на 100 занятых | 73,6 | 38,0 |
Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых | 50,5 | 19,4 |
Число ПК, имеющих доступ к интернету, на 100 занятых | 23,5 | 8,0 |
Доля организаций, использовавших в отчетном году интернет, % |
84,2 | 41,0 |
Доля организаций, использовавших в отчетном году ЛВС, % |
82,4 | 35,7 |
Доля организаций, использовавших в отчетном году выделенные каналы связи, % |
38,4 | 8,6 |
Доля организаций, имеющих веб-сайт, % | 32,0 | 9,7 |
Доля организаций, использовавших электронную почту, % |
90,2 | 47,5 |
Источник: ИРИО по данным Росстата, 2008
Не менее печальная картина наблюдается и при сравнении уровней ИКТ оснащенности ведомств муниципального уровня в различных регионах страны. Например, число ПК на 100 занятых варьируется от 144,5 в Мурманской области до 12,7 в республике Адыгея, а доля организаций, использующих интернет, составляет 100% в Чукотском АО и 1,1% в республике Тыва.
На современном этапе степень информатизации ведомств определяется не только уровнем их технической оснащенности, но и тем, насколько широко используется в них программное обеспечение, автоматизирующее внутренние функции и внешнее взаимодействие - как с другими органами власти, так и с населением. Одним из важнейших инфраструктурных элементов являются системы электронного документооборота (СЭД). По данным, полученным в процессе исследования, СЭД имеются почти в каждом регионе, но в значительной их части используются отдельные, не взаимодействующие друг с другом, системы.
СЭД в регионах
№ | Уровень внедрения СЭД | Доля от числа опрошенных, %, |
1 | Есть единая система электронного документооборота органов исполнительной власти, к которой подключены все ОГВ и их подразделения | 27,4 |
2 | Есть единая система электронного документооборота ОГВ, и к ней подключены также подведомственные организации | 8,2 |
3 | Есть СЭД во всех органах исполнительной власти, обеспечивающие документооборот в каждом из них, но не между ними | 12,3 |
4 | Есть отдельные системы в некоторых органах исполнительной власти | 43,8 |
5 | Нет специальной системы электронного документооборота | 6,9 |
Источник: ИРИО, 2008
Имеющиеся в органах власти информационные системы используются, в основном, для автоматизации управления бюджетным процессом, предоставления информации населению. Большинство же видов деятельности, по-прежнему, слабо автоматизировано.
Текущее состояние использования ИКТ по направлениям деятельности
Направление деятельности ОГВ | Доля респондентов, оценивших использование ИКТ как достаточное, % | Доля респондентов, оценивших использование ИКТ как недостаточное, % | Доля респондентов, не ответивших на данный вопрос, % |
Управление бюджетным процессом региона | 60,3 | 37,0 | 2,7 |
Предоставление информации о деятельности ОГВ | 56,2 | 41,1 | 2,7 |
Социальная защита населения | 43,8 | 54,8 | 1,4 |
Управление государственным имуществом | 39,7 | 56,2 | 4,1 |
Мониторинг социально-экономического развития региона | 38,7 | 57,5 | 4,1 |
Управление образованием | 34,3 | 63,0 | 2,7 |
Охрана окружающей среды | 24,7 | 72,6 | 2,7 |
Защита населения в чрезвычайных ситуациях | 24,7 | 69,9 | 5,5 |
Управление здравоохранением | 21,9 | 75,3 | 2,7 |
Управление культурой | 20,6 | 76,7 | 2,7 |
Лицензирование видов деятельности | 20,6 | 76,7 | 2,7 |
Предоставление государственных услуг населению и бизнесу | 8,2 | 90,4 | 1,4 |
Источник: ИРИО, 2008
Особенно печальной выглядит ситуация с предоставлением электронных государственных услуг населению и бизнесу, о необходимости внедрения которых активно говорится уже на протяжении нескольких лет – лишь 8,2% респондентов считают уровень проникновения ИКТ в эту сферу достаточным. Более детальное изучение этого вопроса позволяет утверждать, что, несмотря на то, что "ручная" работа госслужащих постепенно отходит в прошлое, автоматизация, в большинстве случаев, затрагивает лишь отдельные этапы деятельности и носит узкоспециализированный характер.
Обеспечение электронного взаимодействия государственных ведомств с гражданами и бизнесом признано ключевым направлением реализации новой редакции ФЦП "Электронная Россия". Такое взаимодействие может осуществляться путем использования возможностей интернета, а именно при помощи веб-сайтов органов государственной власти всех уровней. И если на федеральном уровне по итогам 2007 года все ведомства, кроме недавно созданных, имели собственные интернет-представительства, при этом их уровень информативности оценивался экспертами CNews Analytics как достаточно высокий, то на региональном и, тем более, на муниципальном уровне дела обстоят иначе.
В среднем по России 32% ведомств регионального и лишь 9,7% госорганов муниципального уровня имеют собственные сайты. В таком разрезе технологическое неравенство субъектов Федерации предстает, быть может, особенно ярко. Например, в Санкт-Петербурге число органов местного самоуправления, имеющих собственные веб-представительства, составляет 70,7%, а в Агинском-Бурятском АО – 0%, в республике Марий Эл – 0,8%.
Оценка имеющихся сайтов по методологии ООН с точки зрения их функциональности в разрезе требований построения "электронного правительства" показала, что веб-ресурсы регионов-лидеров, таких как Чувашская республика (148 баллов), Москва (146 баллов), республика Татарстан (125 баллов) и т.д., могут конкурировать с сайтами ведомств таких государств как Словакия, Перу, Китай. Веб-представительства других регионов, например республики Калмыкия (14 баллов), Ингушетия (15 баллов), находятся в одном ряду с сайтами ведомств государств Суринам и Бурунди. Что касается использования интернета при оказании государственных услуг, то большинство ведомств регионального и муниципального уровня ограничиваются публикацией информации об оказываемых услугах, не предоставляя гражданам даже элементарной возможности скачивания официальной бумажной формы для того, чтобы начать общение с ведомством.
Регионы, уже имеющие опыт электронного взаимодействия с гражданами, чаще всего предоставляют возможность подачи декларации о подоходном налоге с уведомлением (63% регионов), оказывают услуги по поиску работы, предоставляемые государственными службами занятости (64% регионов). Что касается взаимодействия G2B, то здесь в электронную форму переведены госзакупки (95% регионов) и предоставление информации в статистические органы (40% регионов). В отдельных регионах – Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Кировской, Челябинской областях, Чувашской республике, Татарстане и Ханты-Мансийском АО – государственные ведомства оказывают одновременно несколько видов электронных услуг. При этом большинство из них реализуется в автоматизированном режиме лишь частично.
Одним из существенных факторов, сдерживающих процесс информатизации госорганов, является отсутствие архитектурного подхода – интеграции в единое целое задач построения ИКТ-инфраструктуры, внедрения ИТ-решений и стандартизации в этой области. Среди существующих региональных программ информатизации нет ни одной, использующей на системной основе архитектурный подход, 7 декларируют его, но не используют в полной мере, 18 используют отдельные его элементы. В 18 программах архитектурный подход полностью отсутствует.
Таким образом, при сохранении нынешних темпов роста показателей ИКТ-оснащенности региональных и муниципальных органов власти, достичь 100% показателей удастся к 2020 г. А на электронное взаимодействие с ведомствами граждане и предприятия России могут рассчитывать только к 2110 г.
Наталья Рудычева/CNews Analytics