|
|
Итоги 2008 года оказались для российской ИКТ-отрасли неоднозначными. Результаты нескольких рейтингов международных исследовательских организаций показали, что наша страна не просто не улучшает своего положения в области информационных технологий, а медленно теряет завоеванные ранее позиции.
Так, в марте 2009 года Всемирный экономический форум совместно с международной бизнес-школой INSEAD обнародовал данные восьмого ежегодного отчета об ИТ-конкурентоспособности мировых стран. В отчете содержатся оценки Индекса развитости ИКТ (The Networked Readiness Index, NRI) различных держав, который измеряет готовность стран к эффективному использованию ИКТ по трем параметрам: среда для развития ИТ, готовность трех основных заинтересованных сторон (граждан, бизнеса и национальных правительств) к плодотворному использованию ИКТ и оценка уровня фактического использования ИКТ. В 2009 году в исследовании участвовало 134 страны, среди которых Россия заняла 74-е место. По сравнению с рейтингом 2007-2008 гг., показатели страны ухудшились на две позиции. При этом из бывших союзных республик Россию обошли не только Украина, поднявшаяся с 70-го на 62-е место, но и Литва (35-е), Латвия (48-е), Азербайджан (60-е место) и Казахстан (73-е место).
Месяцем ранее Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation — ITIF) опубликовал свой рейтинг инновационности экономик стран Европы, Азии и Североамериканского региона. При составлении рейтинга ITIF использует сложную систему оценок по 16-ти показателям. Среди 40 стран, вошедших в итоговый рейтинг, Россия заняла 35-е место. Существенно отстав от тройки лидеров этого года — Сингапура, Швеции и Люксембурга, России удалось обойти только Кипр, Грецию, Бразилию, Мексику и Индию.
Государство – крупнейший заказчик ИТ в России
Источник: IDC, 2008-2009
Несмотря на невысокую комплексную оценку инновационности экономики, по некоторым показателям наша страна занимает достаточно высокие позиции. Например, по уровню высшего образования (1-е место), торговой активности (3-е место), налогам (8-е место), господдержке (13-е место), научным исследованиям (15-е место) и созданию новых компаний (16-е место). Практически по всем другим параметрам наша страна оказалась в «отстающих»: так, например, по степени развития бизнес среды Россия на 30-м месте, по активности научных публикаций — на 33-м. По активности венчурного инвестирования мы получили 28-ю строчку, за электронное правительство и климат для бизнеса — 38-ю, а за развитие широкополосного доступа и инвестиции в инновации — 34-ю.
Кроме международных экспертов, со своими оценками ИКТ-итогов 2008 года выступило и Минкомсвязи. Игорь Щеголев назвал уходящий год успешным для отрасли, но заявил, что делать прогнозы на следующий год пока рано. По предварительным оценкам ведомства, совокупный размер рынка отечественных ИТ- и телеком-компаний в 2008 г. составил 1,85 трлн руб. — на 22% больше, чем год назад. При этом, доход сотовых операторов увеличился до 1,246 трлн руб., что на 22% больше, чем в прошлом году. Выручка ИТ-компаний составит 579 млрд руб. В I полугодии 2008 г. ИКТ-компании перечислили в бюджет 91,5 млрд, что на 12%, чем в I полугодии прошлого года. Несмотря на спад II полугодия, объем инвестиций в отрасль в 2008 г. все же превысил прошлогодние показатели, достигнув 262 млрд руб. - это на 15% больше, чем ИКТ смогли привлечь годом ранее.
Одним из главных достижений министерства, претерпевшего в уходящем году смену руководства, Игорь Щеголев считает переработку программы «Электронная Россия». По его словам, принципиальное отличие новой редакции — «отсутствие детальной росписи» финансовых ресурсов, которое позволит «гибко перераспределять средства в рамках программы как по годам, так и между отдельными направлениями деятельности».
В течение прошедшего года президент Дмитрий Медведев дважды проводил крупные совещания, посвященные информационно-коммуникационному развитию страны. Первое из них состоялось в форме заседания президиума Государственного совета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в июле 2008 г. в Петрозаводске. «Уже довольно значительное количество лет, если иметь в виду быстроту сегодняшнего времени, мы говорим об «электронном правительстве», - начал свое выступление президент. - Никто не спорит с самой идеей электронного правительства, все согласны с тем, что информационные технологии повышают прозрачность государственных услуг, снижают уровень коррупции, но реально почти ничего не меняется».
Затем он детально остановился на основных направлениях информатизации государственного сектора России, подчеркнув, что реального прогресса в осуществлении межведомственного электронного документооборота и электронных госзакупок, внедрении электронных госуслуг и повышении доступности интернета для населения до сих пор не наблюдается. Дмитрий Медведев говорил о необходимости повышения уровня компьютерной грамотности и государственных служащих, и рядовых граждан страны, о внедрении новых дистанционных технологий в образовании и медицине, о создании национальных стандартов доступности ИКТ и многом другом.
На том же заседании было высказано предложение о создании в сфере ИКТ специального координирующего органа – Совета при президенте по развитию информационного общества, первое заседание которого состоялось в феврале 2009 года в Кремле. По словам Дмитрия Медведева, за последние годы информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьей российского несырьевого экспорта, достигнув уровня приблизительно в $1 млрд. Тем не менее, по ключевым показателям наша страна еще страшно далека от большинства развитых государств, причем это отставание с каждым годом не уменьшается, а увеличивается.
Президент еще раз отметил, что весь документооборот в органах государственной власти до сих пор ведется на бумаге, компьютеры в основном используются как пишущие машинки, отсутствуют современные системы планирования и финансово-управленческой отчетности. Не имеют возможности электронного общения с государством и граждане России. Говоря о развитии информационных технологий в социальной сфере, Дмитрий Медведев подчеркнул, что нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям. Кроме того, надо подумать и об использовании отечественного свободного программного обеспечения.
По итогам заседания было принято решение о создании рабочих групп, отвечающих за конкретные направления информатизации – такую инициативу озвучил советник президента Леонид Рейман. Всего таких групп будет восемь. Первая будет отвечать за формирование телеком-инфраструктуры (руководитель — глава Минкомсвязи Игорь Щеголев), вторая — за ИКТ в образовании и кадровые вопросы (министр науки и образования Андрей Фурсенко), третья — за ИКТ в здравоохранении и социальной сфере (министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова). Далее идут группы по ИКТ для обеспечения безопасности жизнедеятельности (глава МЧС Сергей Шойгу), ИКТ в промышленности (глава Минпромэнерго Виктор Христенко), по электронному правительству (замглавы аппарата правительства Дмитрий Рыжков), по информатизации культурных объектов (министр культуры Александр Авдеев) и ИКТ для обеспечения интересов России (директор ФСБ Александр Бортников). Еще одну группу по региональным вопросам информатизации предложил создать и согласился возглавить мэр Москвы Юрий Лужков. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин высказал идею о том, чтобы в каждом регионе был назначен ответственный за информатизацию в должности вице-губернатора.
Кроме того, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ планирует внести в правительство вопрос об обязательной регистрации ведомственных информационных систем. Предполагается, что это позволит избежать дублирования функций таких ИС и сэкономить средства, выделяемые на информатизацию. По подсчетам Минкомсвязи сейчас расходы на информатизацию одного федерального органа исполнительной власти в среднем составляют от 100 до 300 млн руб в год. Причем до 30% этих средств идут на создание ИС, дублирующих функции уже созданных в других ведомствах. Вопрос об обязательной регистрации будет обсуждаться на первом заседании совета главных конструкторов в сфере ИТ, организованном Минкомсвязи. Кроме того, совет намерен предложить изменить ведомственные бюджеты и ввести в них отдельную статью затрат на развитие ИТ. Пока такие затраты в каждом ведомстве относятся на другие статьи расходов: НИОКР, госкапвложения и т.п. На совете планируется разработать типовой план информатизации ведомств. В течение первой половины 2009 г. предполагается провести инвентаризацию ведомственных ИС.
По оценкам Gartner объем ИТ-затрат в мире по итогам 2009 г. достигнет $3,2 трлн., что на 3,8% ниже уровня 2008 г., когда этот показатель составил примерно $3,4 трлн. Аналитики объясняют это сокращением ИТ-бюджетов на фоне глобального экономического кризиса и утверждают, что положительная динамика по итогам 2009 года сохранится только в сегменте ПО, в то время как остальные сегменты – аппаратное обеспечение, ИТ-услуги и телекоммуникации – ожидает дальнейшее снижение объемов. Помощь государства, оказываемая в настоящее время ИТ-компаниям, сыграет свою роль в долгосрочной перспективе, но не сможет существенно повлиять на краткосрочные прогнозы. В условиях финансового кризиса предпочтения заказчиков всех отраслей, в том числе и государственного сектора, по прогнозам Gartner, сместятся в сторону более дешевых продуктов. Срок использования уже купленного оборудования и ПО продлится, и заключение новых контрактов будет по возможности откладываться до лучших времен. Тем не менее, уже начатые крупные ИТ-внедрения будут, скорее всего, продолжены.
Затраты на ИТ в мире
Источник: Gartner, март 2009
Что же касается российского ИТ-рынка, то здесь, по словам руководителя исследований IDC в области программного обеспечения в России и СНГ Елены Семеновской, темпы роста в 2008 г. понизились до 10,5%, а на 2009 г. придется ярко выраженный спад. По оценкам IDC, он составит 22,1%. В различных сегментах спад будет колебаться от 20 до 30%. Меньше всего инвестиций будет направлено в сегмент программного обеспечения, который уменьшится на 30,8%. Затраты на оборудование снизятся на 18,4%, а рынок ИТ-услуг сократится на 28,4%.
Доля государства в структуре затрат на информационные технологии в России в 2009 г., по прогнозам ИК «Финам», увеличится до 30%. Для большинства участников рынка оно является интересным партнером, который может помочь сохранить продажи в условиях кризиса. В то же время, ИТ-бюджеты госсектора тоже частично подвергаются корректировке. Среди целевых программ, финансирование которых может сократиться - ФЦП «Электронная Россия» (на 433,8 млн руб.). На 2,77 млрд руб. Урезаны бюджетные средства по программе электронных загранпаспортов на 2009 г.
Наталья Рудычева/CNews Analytics