|
|
С 1 января 2009 года граждане России должны были получить возможность электронного общения с государством. Именно в этих целях на протяжении нескольких лет создавался Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ) и одноименный портал госуслуг. Хотя он и был запущен вовремя, информационное наполнение портала оставалось достаточно скудным, а услуги в электронном виде – по сути недоступными. Программе построения электронного правительства в России потребовалось второе дыхание.
Работы по созданию составляющих ОГИЦ велись с 2004 года. По данным ФГУП НИИ «Восход», в общей сложности было заключено 40-60 различных контрактов. Сначала был создан прототип федерального удостоверяющего центра, потом сам центр, его региональные подразделения, серверные комплексы, межведомственный контур и публичный контур ОГИЦ. Появилась возможность тестировать взаимодействие при оказании пилотных услуг. Когда накопилась критическая масса технологий, стало возможным предлагать сервисы.
По словам Сергея Купцова, заместителя директора НИИ «Восход» и руководителя проекта ОГИЦ, поскольку «Восход» создавал инфраструктуру, серверную и технологическую платформы, проводил НИОКР по нормативно-правовым вопросам, он стал своего рода «центром компетенции» ОГИЦ. С 2004 года на его создание было затрачено по разным оценкам около 600 млн руб, из которых непосредственно на создание портала госуслуг ушло несколько миллионов.
В настоящее время ОГИЦ физически расположен на территории ФГУП НИИ «Восход». Он представляет собой инженерную инфраструктуру, готовую работать и в аварийных условиях, с генераторами, системами охлаждения, энергосберегающими системами, контурами безопасности. По состоянию на 2008 г. в состав ОГИЦ входят серверы публичного и межведомственного контуров - СУБД; приложений; управления активным сетевым оборудованием; управления сетевой инфраструктурой; службы имен; авторизации и аутентификации; портальных служб; почтовых сообщений; виртуальных машин; антивирусной защиты, а также дисковый массив; ленточная библиотека, корневой УЦ; УЦ второго уровня; инженерная инфраструктура по уровню TIER III. Кроме того, установлены операционные системы Sun Solaris, AIX, Microsoft, а также приложения портал государственных услуг; система государственной регистрации информационных ресурсов; система идентификации пользователей; электронный нотариус; защищенная почта и СУБД Oracle. В состав ОГИЦ входят сервисы PDF формы заявлений на оказание услуг, информирование об услугах органов госвласти, предоставление ключей ЭЦП. С 2007 года осуществляется поиск площадки для резервного оборудования.
Логическая схема информационных потоков ОГИЦ
Источник: ФГУП НИИ «Восход», 2009
В последнее время, по словам Сергея Купцова, ФГУП НИИ «Восход» работает над развитием портала и всех подсистем ОГИЦ за собственные средства. Продолжается сотрудничество с некоторыми ведомствами, отрабатываются регламенты. Расходы на поддержку Центра составляют 60-70 млн рублей в год. В дальнейшем, с развитие сервисов и ростом объемов информации, потребуется большая сумма. Например, полноценная эксплуатация портала потребовала бы 70-100 млн рублей в 2009 году, а полная поддержка системы составила бы 150 млн рублей в год.
К настоящему времени общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ) создан юридически и технологически, считают в «Восходе». Работают удостоверяющие центры трех уровней, к которым по определенным правилам могут быть подключены удостоверяющие центры отдельных ведомств. Таким образом может быть создано единое доверенное пространство ЭЦП в масштабах всей России, позволяющее организациям и гражданам обмениваться электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью. Однако проблема заключается в том, что до настоящего времени не определен юридический статус электронного документа, в связи с чем параллельно с электронным документооборотом организации вынуждены вести еще и бумажный.
Во многом благодаря несовершенству нормативно-правовой базы министерства не спешат подключаться к ОГИЦ. Однако это не единственная причина. «Тормозит процесс предоставления электронных услуг отсутствие единого надведомственного куратора. Немаловажную роль играет и отсутствие в ведомствах заинтересованных лиц, ответственных за внедрение электронных регламентов», - комментирует Сергей Купцов. «Сейчас использовать портал можно только в демонстрационном режиме. Ни один государственный и муниципальный орган пока не может быть подключен к процессу предоставления услуг в электронной форме», - считает эксперт.
На портале ОГИЦ предусмотрено несколько видов функций. Среди них функции информирования, такие как отображение новостей, анонсов, баннеров, информации о порядке использования сервисов ОГИЦ; отображение реестра государственных и муниципальных услуг различного уровня и обеспечение навигации по реестру с помощью рубрикатора и функциональных элементов выбора региона и муниципального образования; осуществление поиска описаний услуг, нормативных правовых актов и организаций с возможностью задания параметров, специфических для каждого из типов информационных объектов; отображение списка нормативно-правовых актов и обеспечение навигации по ним с помощью рубрикатора и дополнительных функциональных поисковых элементов; отображение реестра органов государственной власти (ОГВ) и уполномоченных организаций, и полной информации об ОГВ и уполномоченных организациях, их структуре и должностных лицах, принимающих участие в процессе предоставления государственных услуг.
Через специальную страничку портала (личный кабинет) доступны функции предоставления услуг - формирование запроса на предоставление той или иной государственной или муниципальной услуги; просмотр информации о ранее поданных запросах на предоставление государственных услуг в электронном виде, включая текущий статус обработки заявления на предоставление государственной услуги; просмотр персональных данных гражданина и при необходимости подача заявления на корректировку персональных данных гражданина; получение информации о льготных и иных категориях, присвоенных гражданину; подача заявления на получение новой категории, позволяющей получать дополнительные государственные услуги, доступные только определенному списку категорий граждан; выдача результатов рассмотрения заявления на предоставление государственной услуги в электронном виде для государственных услуг, административные регламенты которых допускают такую административную процедуру; получение гражданами предварительных результатов обработки государственных услуг и правил и процедур получения (например - времени и места получения результатов); обжалование порядка и процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
В настоящее время на портале отработаны только те виды услуг, которые были запрошены соответствующими заказчиками. Так, для Нижегородской области реализованы выдача повторного документа о государственной регистрации актов гражданского состояния; государственная регистрация рождения; государственная регистрация расторжения брака; государственная регистрация заключения брака.
Среди остальных услуг, отработанных на портале государственная услуга по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов Российской Федерации; аттестация экспертов по культурным ценностям; регистрация средств массовой информации; организация и проведение государственной экологической экспертизы; осуществление регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов технико-внедренческих особых экономических зон; лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом; государственная функция по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; предоставление заинтересованным лицам сведений об объектах капитального строительства; внесение текущих изменений характеристик земельных участков; регистрация товарного знака и знака обслуживания, предоставление правовой охраны товарному знаку по международной регистрации на территории Российской Федерации; признание документов об ученых званиях по кафедре, полученных за рубежом; признание документов об ученых степенях и ученых званиях по специальности, полученных за рубежом; признание иностранных документов об образовании; государственная аккредитация организации, осуществляющей деятельность в сфере информационных технологий; услуга по регистрации пользователей удостоверяющего центра ОГИЦ.
«Мы готовы уже сейчас обеспечить юридически значимое межведомственное электронное взаимодействие, - говорит Сергей Купцов. - Но для этого необходимо решение ведомств о практическом внедрении и использовании электронных регламентов».
В августе 2009 г. министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев провел встречу с премьер-министром Владимиром Путиным, на которой сообщил, что до конца действия «Электронной России» в 2010 г. большинство ведомств начнет предоставлять в электронном виде сначала чисто информационные, а затем, в 2011 г., и остальные государственные услуги. Ранее планировалось, что предоставление госуслуг в электронном виде начнется с 1 января 2009 г. на портале Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ, Ogic.ru), разработкой которого занимался ФГУП НИИ «Восход». Портал был запущен вовремя, однако его информационное наполнение было достаточно скудным, а услуги в электронном виде на нем получить было невозможно.
С резкой критикой ОГИЦа на заседании совета по развитию информационного общества при президенте России в феврале 2009 г. выступал президент России Дмитрий Медведев. «Для граждан нет возможности отправить с личного компьютера заявления или проследить за прохождением своего запроса в том или ином ведомстве, получить электронную справку по системе электронного единого окна», - говорил он.
На состоявшейся встрече Игорь Щеголев сообщил Владимиру Путину: «Мы пришли к выводу, что даже если ряд федеральных органов научился уверенно пользоваться информационными компьютерными технологиями, пока это происходит преимущественно в их собственных интересах. Наши граждане от этого получают не очень много. Да и взаимодействие между самими органами власти с использованием этих технологий осуществляется пока больше по старинке». По словам министра, сейчас не существует ни общего проекта - как строить «Электронное правительство», ни достаточно большого количества стандартов, которые позволили бы это осуществить и связать уже сделанные вложения и технические решения в единую систему.
Поэтому, отметил Щеголев, было принято решение переформатировать «Электронную Россию» и придать ей второе дыхание. «Главная задача - это, прежде всего, довести до конца те проекты, которые уже ведутся, сделать невозможным дублирование решений, излишнее расходование средств и, как я уже сказал, подготовить общий проект, по которому мы будем строить наше «Электронное Правительство», - заявил министр.
Минкомсвязи обратилось к руководству страны с предложением передать инфраструктуру «Электронного правительства» в «Ростелеком». Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин одобрили предложение министра связи Игоря Щеголева о назначении компании «Ростелеком» единственным исполнителем работ по формированию инфраструктуры электронного правительства в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)». Также на базе «Ростелекома» будет создан единый национальный оператор инфраструктуры электронного правительства. Проект правительственного акта о едином операторе по поручению Путина в августе 2009 г. должны подготовить Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфин и ФСО.
Необходимость создания единого национального оператора для формирования инфраструктуры электронного правительства Щеголев объясняет размерами страны, разной степенью развития экономик и телекоммуникационной инфраструктуры регионов. «Такой оператор мог бы обеспечить равную доступность государственных услуг населению, проживающему на всей территории Российской Федерации», - говорится в письме Щеголева Дмитрию Медведеву.
Выбор в качестве оператора «Ростелекома» Щеголев мотивирует опытом компании в решении инфокоммуникационных задач подобного масштаба. Использование телекоммуникационных операторов для создания электронного правительства - это общемировая практика и все крупнейшие телекомоператоры так или иначе участвуют в подобных проектах, считают в Минкомсвязи.
До настоящего времени, по мнению Щеголева, функциональные элементы электронного правительства создавались в рамках мероприятий ФЦП «Электронная Россия», которая «регулярно подвергается справедливой критике за низкий коэффициент полезного действия и отсутствие системного подхода». Создано много разрозненных решений, интеграция которых требует существенных временных и финансовых затрат, сетует министр. Назначение «Ростелекома» единым оператором электронного правительства, по мнению главы Минсвязи, позволит перейти к оказанию государственных услуг в электронном виде и получить реальную отдачу от вложенных за годы существования ФЦП «Электронная Россия» бюджетных средств.
Между тем, «Ростелеком», по информации источника CNews, уже приступил к реализации ряда проектов по созданию «Электронного правительства». В частности, ранее был продемонстрирован прототип Единого портала государственных услуг, который, по данным CNews, разместится на сайте www.gosuslugi.ru. Его запуск планируется на 31 декабря 2009 г., говорится на сайте.
В 2009-2010 гг. «Ростелекому», согласно плану Минкомсвязи, предстоит создать телекоммуникационную инфраструктуру и распределенную инфраструктуру ОГИЦ, сеть удостоверяющих центров, систему управления эксплуатацией инфраструктуры и инфраструктуру общественного доступа к услугам органов власти, предоставляемых с помощью интернета, обеспечить предоставление электронных госуслуг. Кроме того, «Ростелекому» отойдет ГАС «Управление» - система мониторинга результативности деятельности власти, а также система мониторинга использования ИКТ в деятельности органов госвласти.
Наталья Рудычева, Александр Левашов/CNews Analytics