|
|
Существующая в настоящее время процедура размещения госзаказа на www.zakupki.gov.ru таит много подвохов. Так, в ряде документов часть букв меняется, например, на латинские – чтобы их не могли найти «ненужные» поставщики. Или разработчики некоторых сайтов для размещения госзаказов сознательно блокируют поисковые машины. В конце лета 2009г. высшее руководство страны заметило проблему и начало усиливать усилить контроль за осуществлением госзаказов.
Федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вступил в действие 1 января 2006 г. Для обеспечения требований открытости информации об использовании бюджетов и оптимизации процедур выполнения госзаказа торговая активность переносится на интернет-площадки,расположенные на официальных сайтах.
Система официальных сайтов госзакупок состоит из всероссийского портала, региональных сайтов и сайтов муниципальных образований. Их функции различаются соответственно уровню, на котором расположен тот или иной портал: на головном сайте концентрируется информация, касающаяся закупок для федеральных нужд, на региональных и муниципальных — информация о закупках для субъектов РФ и муниципальных образований.
В последующие годы в знаменитый ФЗ-94 не раз вносились изменения и дополнения. В частности, 24 июля 2007 года был принят закон 218-ФЗ, согласно которому множество региональных и муниципальных сайтов по государственным закупкам с 1 января 2010 заменяются на единый сайт госзакупок Российской Федерации. При этом за администрациями субъектов Федерации остается право продолжать вести и локальные информационные ресурсы по госзакупкам, если они считают это необходимым.
В тоже время, существующая в настоящее время процедура размещения госзаказа на www.zakupki.gov.ru далека от совершенства. В частности, в июне 2009 г. появилась информация о том, что на сайте найдено множество документов, в которых часть букв заменена на латинские, чтобы их не могли найти «ненужные» поставщики. Об этом рассказал в своем блоге создатель поисковика по государственным закупкам Иван Бегтин. Например, в тексте "право заключения государственного k0нтраkтa нa пр0д0лжeниe рeк0нcтрукции 0бъekтa “Рek0нcтрукция пр0изв0дствa тубeркулин0в для диaгн0cтиkи бakтeри0з0в у жив0тных” вместо русской «к» использовано латинское «k», а вместо буквы «о» - цифра ноль. Кроме того, по данным Ивана Бегтина, разработчики многих сайтов для размещения госзаказов сознательно или по другим причинам блокируют поисковые машины. В частности, zakupki.gov.ru блокирует индексирование большей части закупок из-за кривой навигации на AJAX'е, а сайт tender.mos.ru просто закрывает нужный раздел через robots.txt.
После появления этой информации Федеральная антимонопольная служба провела проверку правильности размещения информации о заказах на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В результате ФАС России предписала аннулировать семь контрактов в рамках госзаказа на общую сумму 3,197 миллиарда рублей. Самый большой контракт - это заказ Центра защиты детства «Ватутинки» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в размере 2,105 миллиарда рублей на реконструкцию этого центра. Еще один контракт - это заказ для реконструкции производства Щелковского биокомбината Минсельхоза РФ на 773 миллиона рублей.
В июле на сайте появился специальный реестр, куда перемещаются извещения, составленные таким образом. А в начале августа 2009 г. президент России Дмитрий Медведев поручил руководителям трех ведомств - Минэкономразвития, ФАС и Генеральной прокуратуры - усилить контроль за осуществлением государственных заказов. Министру экономического развития Эльвире Набиуллиной и руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву президент предписал принять меры по обеспечению достоверности информации, размещаемой на zakupki.gov.ru, и отчитаться по этому вопросу в октябре. Генеральному прокурору Юрию Чайке поручено обеспечить надзор за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов.
Независимая организация Институт Развития Свободы Информации (ИРСИ) представила 15 сентября 2009 г. рейтинг информационной доступности официальных сайтов для размещения информации о госзаказах. Специалисты отмечают, что по сравнению с предыдущим исследованием – за 2008 г. - стало возможным осуществлять хотя бы минимальный контроль за процессами в сфере госзакупок. Тем не менее, удобство поиска необходимой информации повысилось несущественно – как рассказал CNews ведущий эксперт ИРСИ Владимир Голубев, с 32% с 2008 г. до 39,5% в 2009 г.
Общая степень информационной доступности сайтов госзакупок за 2009 г., по оценкам ИРСИ, составляет 52,46%. Аналогичный показатель 2008 г. – 57,07%, но не потому, что информации стало меньше, объясняет Голубев: дело в том, что методика оценки сайтов в этом году была переработана. Если ранее упор делался на само наличие информации на сайтах, то теперь – на удобство поиска необходимых сведений. С учетом новых критериев, некоторые сайты, лидировавшие в прошлом году, в этом году существенно опустились вниз.
Но встречаются и забавные моменты, отмечают в ИРСИ. Например, сайт госзакупок Амурской области явно создавали юмористы — на одной из страниц сайта вместо привычной «стрелочки», сопровождающей движение компьютерной мыши, появлялась целая бригада сказочных существ — крылатая фея, человек-паук и прочие, которые плавно перемещались по экрану. Однако на момент написания материала «волшебная» составляющая сайта выявлена не была.
Итоговый сводный рейтинг информационной доступности официальных сайтов органов госвласти РФ для размещения информации о размещении заказов в 2009 г.
Ранг | Перечень субъектов Российской Федерации | Официальный сайт для размещения информации о государственном заказе | Коэффициент информационной доступности (%) |
1 | Амурская область | www.gz.amurobl.ru | 77,35% |
2 | Ростовская область | www.torgi.donland.ru | 76,07% |
3 | Кемеровская область | www.ugzko.ru | 73,50% |
4 | Официальный сайт Федеральных органов государственной власти | www.zakupki.gov.ru | 73,50% |
5 | Ставропольский край | www.torgi.stavkray.ru | 73,25% |
Источник: Институт развития свободы информации, 2009
Сайт госзакупок Амурской области оказался не только забавным, но и наиболее информативным - он попал на 1-е место в сентябрьском рейтинге с коэффициентом информационной доступности 77,35%. На 2-м месте - Ростовская область (доступность 76,07%), на 3-м - Кемеровская область (73,5%). Замыкает рейтинг сайт госзакупок Тульской области (20,09%). В прошлом году в тройке лидеров были Ростовская область (2-е место в 2009 г.), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (10-е место в этом году) и Республика Карелия (33-е место в рейтинге этого года).
Наталья Рудычева, Надя Генина/CNews Analytics