|
|
Ключевыми особенностями реализации ИТ-проектов в госсекторе являются их масштабность, ориентация на решение поставленных задач, а не на получение прибыли, повышенное внимание к вопросам безопасности и жесткое ограничение бюджетов. Постепенно приходит понимание того, что наряду с регулирующей функцией государственные ведомства должны осуществлять функцию сервисную - т.е. представлять услуги населению и предприятиям, для чего им нужны специализированные ИТ-решения.
В настоящее время в Российской Федерации проводится административная реформа, затрагивающая все три уровня власти: федеральную, региональную и муниципальную. В ходе этой реформы правительство планирует повысить эффективность работы госорганов, а также качество и доступность государственных услуг. Для достижения этих целей планируется пересмотреть принципы работы органов исполнительной власти. Во-первых, внедрить механизмы управления, ориентированные на достижение результата. Во-вторых, повысить прозрачность и открытость деятельности органов власти и эффективность их взаимодействия с населением. Способствовать этому должно формирование организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы.
Концепция «электронного правительства» предполагает кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. В рамках этой концепции планируется значительно расширить объем информации, которую государственные органы, региональные администрации и муниципальные образования обязаны предоставлять гражданам, в том числе и через интернет. В частности, предлагается публиковать в интернете проекты законов и постановлений правительства, информацию о формировании и исполнении бюджетов, отчеты о результатах работы госпредприятий, а также проводить тендеры в электронной форме.
Простая настройка существующих процессов и систем не может привести к существенному увеличению эффективности или к трансформационным изменениям, необходимым для решения тех сложных задач, с которыми сегодня сталкиваются региональные администрации и муниципальные образования. Перед государственными организациями стоит задача переосмыслить то, как работают и предоставляют услуги. Это ведет к повышению ответственности каждого ведомства за выбор системы управления и исполнителя работ по ее внедрению.
Понятие e-government или «электронное правительство» все чаще можно слышать на конференциях и совещаниях самого разного уровня. Участники дискуссий единодушны в том, что главной задачей при внедрении концепции «электронного правительства» является обеспечение возможности качественного оказания как можно большего числа услуг при снижении себестоимости каждой отдельной услуги. В тоже время, проекты в области государственного управления существенно отличаются от проектов в других отраслях.
С точки зрения автоматизации государственные организации существенно отличаются от коммерческих предприятий тем, что получение прибыли не является для них первоочередной задачей. Их цель - наилучшее выполнение специфических, поставленных государством задач при наименьших затратах. Эффективность деятельности государственных организаций следует определять набором соответствующих социально-экономических показателей.
Другая отличительная особенность госсектора - это масштабность проектов. Очевидно, что максимального эффекта можно достичь только при комплексной автоматизации той или иной деятельности. Учитывая то, что в госсекторе работает каждый третий трудоспособный россиянин, автоматизация деятельности любого ведомства, фактически, может претендовать на звание масштабного проекта. «Сегодня, после удовлетворения базовых потребностей учреждений в персональных компьютерах и сетевой инфраструктуре, становится важным научиться управлять ИТ в комплексе, создать из совокупности персональных средств эффективно работающую информационную систему, сохранять, приумножать и делать доступными обществу полезные знания, которые накапливаются в процессе работы, - говорит Евгений Ермаков, директор департамента по работе с государственными структурами компании «Энвижн Груп». - В свете этого необходимы решения для консолидации ИТ-инфраструктуры, решения по виртуализации хранения данных, системы управления сетевой инфраструктурой класса OSS, поисковые системы по массивам неструктурированной информации, различные аналитические BI-приложения».
Кроме того, государственным организациям свойственно повышенное внимание к вопросам безопасности, что является следствием как большого объема работы с персональными данными, так и необходимости работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
При работе с госсектором нельзя забывать и об ограничениях финансирования проектов. Исторически бюджеты на автоматизацию государственных ведомств формировались без учета внедрения комплексных систем, а ориентировались, скорее, на практику «латания дыр». В тоже время, жесткий подход к выделению бюджетов требовал тщательной проработки ИТ-проектов, особенно выходящих по своему объему за рамки принятых в данной области.
Дополнительные сложности при реализации ИТ-проектов в госсекторе возникают в связи с несовершенством федерального закона №94. В области, где приходится выбирать между предложениями, радикально отличающимся по своему масштабу, объему решаемых задач, глубине проработки и уровню квалификации исполнителей, сводить все к ценовым преимуществам, как это часто делается, - это значит ставить под угрозу эффективность проектов. «Необходимо создать систему контроля, которая бы позволила сделать прозрачным процесс конкурсного отбора, предъявлять к компаниям квалификационные требования, которые дадут возможность отсеивать случайных участников», - комментирует ситуацию Михаил Порядин, заместитель генерального директора компании «Россервис».
Начиная работать с государственными предприятиями и организациями, любая компания в первую очередь серьезно задумывается о выборе платформы для построения систем автоматизации. Поскольку, как правило, ставка делается на долговременное сотрудничество с клиентами и предоставление всего комплекса самых передовых решений, при выборе платформы рассматриваются предложения крупнейших игроков - таких как SAP, Oracle и Microsoft.
Скажем, SAP предлагает специализированное решение SAP for Public Sector. Оно базируется на многолетнем опыте работы компании в государственном секторе и передовом, надежном программном обеспечение. «SAP предусматривает возможность поэтапного внедрения функциональности, предоставляя клиентам гибкость при выборе необходимых блоков и возможность быстрого внедрения, - считает Алексей Асафьев, коммерческий директор компании «Смарт Технологии». Организация может определять набор необходимых компонентов, выбирать приоритетные области для автоматизации, и таким образом у нее остается возможность контролировать затраты на внедрение и закупку программного обеспечения».
Будучи полностью интегрированными, приложения SAP обеспечивают создание упрощенных непрерывных процессов, которые предоставляют современные услуги с учетом требований граждан. В результате организация может видеть, где возникают затраты, какие факторы влияют на результаты и каких результатов в своей деятельности она достигла. Помимо этого, усовершенствованная информационная система, необходимая для принятия решений, предоставляет новые возможности для повышения качества предоставляемых государственных услуг, которого так ждет бизнес и граждане.
Компания Oracle стабильно занимает второе место в рейтинге крупнейших производителей ERP. Предлагаемые этим вендором решения для государственного сектора широко используются в США, и в меньшей степени распространены в Европе. На российском рынке автоматизации госсектора решения от компании Oracle встречаются редко, что, возможно, объясняется преимущественной ориентацией производителя на родной американский рынок.
Сильной стороной решений, построенных на платформе Oracle, является возможность получения широкого спектра основных и вспомогательных продуктов (включая СУБД) от одного поставщика, который к тому же обладает большим опытом работы с госсектором различных стран. Решения Oracle по своей функциональности приближаются к решениям SAP, но при этом имеют меньший уровень внутренней интегрированности. Но, несмотря на это, при грамотной доработке, они могут быть успешно применены в российском государственном секторе, в особенности в области бюджетирования, управления финансами, управления персоналом и бизнес - аналитики.
Свои решения для госорганов предлагает компания Microsoft. Эти продукты предоставляют возможность автоматизировать центры предоставления услуг (общественные приемные), обеспечить контроль исполнения поручений, построить работу горячей линии и создать систему, обеспечивающую совместную работу сотрудников. Стандартный набор решений для госсектора на базе Microsoft Dynamix AX включает системы управления фондами, контроля расходования бюджета, управления закупками, управления персоналом, работы с населением.
Сильной стороной решений для госсектора на базе программных продуктов Microsoft является удобство интеграции широкого спектра разнообразных продуктов компании. Особенностью проектов на базе Microsoft Dynamics является широкое использование специализированных решений, самостоятельно разработанных партнерами компании благодаря высокой гибкости системы. Необходимо также отметить, что часть таких решений корпорация Microsoft со временем начинает включать в стандартную поставку.
Эффект, получаемый от внедрения информационных систем в государственных органах, можно оценить количественными и качественными показателями. Уже на первых этапах реализации проекта заказчик видит, как уменьшается время, затрачиваемое сотрудниками на рутинную работу, расширяется спектр оказываемых услуг и увеличивается скорость обслуживания населения и организаций. Качественный эффект оценить значительно сложнее, он заметен не сразу и выражается в таких категориях, как повышение уровня доверия к определенным государственным служащим или органам власти.
Ольга Распопова