|
|
ЛАНИТ создал систему сбора данных для Центрального аппарата ФАС в рамках государственного контракта, заключенного на основании результатов открытого тендера.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по разработке и принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Находится в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.
Для эффективного выполнения функций мониторинга в сфере антимонопольного законодательства ФАС России потребовалась Система, в автоматическом режиме обеспечивающая оперативный сбор, загрузку, преобразование, унификацию и хранение данных отчетности.
Оптимизация касалась двух типов отчетности: внутриведомственной и направленной на мониторинг топливно-энергетического комплекса.
Создание такого рода системы должно было снизить ручной труд при сборе форм отчетности от сотрудников центрального аппарата и территориальных органов ФАС России и при этом повысить эффективность, скорость и надежность процедуры. Кроме того, необходимо было обеспечить автоматические внутренние проверки корректности данных.
Использование развитых аналитических информационных технологий в части сбора отчетности должно было обеспечить эффективное взаимодействие сотрудников центрального аппарата и регионов. Необходимо было с помощью автоматизации перевести на качественно иной уровень поддержку оперативной деятельности территориальных органов антимонопольной службы и предоставить им большую гибкость и адаптивность для решения новых задач.
Разработанная ЛАНИТ система сбора данных состоит из трех основных компонентов –сбора данных, хранилища данных и аналитического портала.
Сбор данных должен обеспечить:
Хранилище данных принимает данные от подсистемы сбора, производит процедуры очистки и загрузки данных перед загрузкой в центральное хранилище, загружает реляционные и многомерные витрины данных.
Структурированная информация хранилища данных предназначена как для использования подсистемой аналитического портала, так и любых внешних систем.
Аналитический портал предоставляет пользователям доступ к регламентной и аналитической отчетности с использованием браузера или специализированного решения. Предусматривает возможности
Платформой для разработки системы послужило программное обеспечение Microsoft SQL Server и Microsoft Office SharePoint Portal.
Специалисты ЛАНИТ совместно с заказчиком разработали техническое задание на разработку проекта, осуществили проектирование и внедрение системы, а затем было проведено обучение специалистов центрального аппарата и начата опытная эксплуатация.
Ожидаемые результаты внедрения:
О результатах проекта рассказывает Андрей Алексеевич Лиманский, начальник отдела управления информатизации, автоматизации и общественных связей:
«Внедрение системы положительно сказалось на исполнении ФАС своих основных функций – мониторинга отраслей, в данном случае – ТЭК. После ввода в промышленную эксплуатацию системы сбора внутренней отчетности мы также ожидаем значительного повышения эффективности исполнения внутренних регламентов ФАС.
Повысилась эффективность выявления нарушений антимонопольного законодательства в сфере ТЭК благодаря тому, что операции, которые раньше выполнялись вручную, теперь полностью автоматизированы.
Ключевой момент в мониторинге рынка ТЭК – это выявление скачков цен и их источников. Если раньше анализ данных 80 регионов производился раз в неделю, то теперь это происходит в онлайне, что позволяет мгновенно выявлять виновников повышения цен и пресекать масштабный рост цен в регионе.
Другой положительный результат внедрения системы сбора данных состоит в том, что у регионов появилась возможность поддерживать непрерывную обратную связь с центром. Должностные лица центрального аппарата получают автоматические уведомления и, по регламенту, не могут их проигнорировать.
Если говорить о внутренней отчетности, то здесь основная проблема состояла в низкой стандартизации отчетов регионов. В условиях частых изменений в нормативной базе постоянно менялись и формы отчетов. В таких условиях было практически невозможно провести точный анализ экономической ситуации на отраслевых рынках.
Внедрение ССД призвано стандартизировать все формы и привязать их к справочникам, что исключает внесение в них самовольной информации, не поддающейся анализу.
Система также позволит накапливать исторические данные, которые теперь не теряются, а наследуются».
Леонид Головатый, директор департамента корпоративных систем ЛАНИТ:
«При внедрении сложных софтверных проектов у заказчика всегда до последнего момента есть опасение, что результаты не совпадут с ожиданиями, особенно это касается проектов, в которых велика роль предварительного анализа бизнес-процессов заказчика.
Проект в ФАС с точки зрения соотношения ожиданий и результатов оказался очень удачным. Внедренная система сразу качественно изменила сбор и анализ отчетности, причем особенно ценно, что изменения эти поддаются измерениям. Например, если раньше требовалось четыре дня на обработку отчетности из 80 регионов, то теперь эта отчетность доступна в реальном времени в любой момент.
В результате данного проекта была создана универсальная база для реализации дальнейших форм отчетности, причем как изменение существующих, так и создание новых форм стандартизировано».