версия для печати

ЛАНИТ разработал типовое решение Системы порталов и реестров государственных услуг для Министерства экономического развития РФ

ЛАНИТ разработал типовое решение Системы порталов и реестров государственных услуг для Министерства экономического развития РФ

Министерство экономического развития РФ в 2007 году объявило два конкурса. Сначала на разработку концепции Системы порталов государственных услуг (СПГУ), а затем на создание типового регионального решения «Портал и реестр государственных услуг». Победила в конкурсах МЭР компания ЛАНИТ совместно с ГУ – ВШЭ.

Создание системы порталов государственных услуг преследовало две цели:

  • упрощение процедуры предоставления услуг гражданину, т.е. уменьшение  количества обращений, которые ему необходимо сделать, чтобы получить услугу.
  •  обеспечениение комфортных условий взаимодействия граждан с органами власти при получении государственных услуг, что достигается преимущественным использованием электронных носителей.

Необходимость создания именно Системы порталов, а не одного единого информационного ресурса объясняется особенностями административного устройства России, а также  различиями в законодательствах субъектов РФ.

Решение должно быть универсальным, т.е. обеспечивать возможность систематизации, описания и представления действующей системы государственных услуг в каждом из субъектов Федерации.

Победив в конкурсах МЭР 2007 года, компания  ЛАНИТ совместно с ГУ - Высшая Школа Экономики разработала концепцию создания системы порталов и реестов госуслуг, а затем типовое региональное решение “ Портал и реестр государственных услуг ”.

Подходы ЛАНИТ к разработке Системы порталов государственных услуг

Архитектура СПГУ

Необходимость внедрения Системы во всех регионах Российской Федерации определила следующие подходы компании ЛАНИТ к разработке:

  1. Компоненты, составляющие систему, не требуют лицензионных и прочих отчислений при тиражировании. Таким образом, стоимость внедрения СПГУ в регионах определяется исключительно стоимостью работ по установке и настройке компонентов узла, что включает в себя первоначальное наполнение реестра государственных услуг и обучение персонала.
  2. Система разработана на языке Java, благодаря чему может использоваться на различных аппаратных и программных платформах. В качестве СУБД системы используется PostgreSQL – открытая бесплатная система управления базами данных, зарекомендовавшая себя как надежное и производительное решение. Однако возможна работа и с другими СУБД за счет использования промежуточной программной «прослойки» между СУБД и основной логикой приложений, осуществляющей «трансляцию» высокоуровневых запросов от приложений непосредственно в SQL-запросы к СУБД. В первой версии системы в качестве такой «прослойки» используется технология OpenJPA, вторая версия по технологическим соображениям переведена на Hibernate.
  3. В качестве серверной платформы используется распространенный сервер приложений Apache Tomcat, являющийся проверенным и надежным инструментом создания серверных систем. Apache Tomcat – свободно распространяемое программное обеспечение, и его применение не требует покупки лицензий или иных отчислений производителям. При необходимости в качестве сервера приложений могут использоваться и другие программные решения, поддерживающие технологию J2EE.
  4. Пользовательское приложение Реестра государственных услуг разработано на платформе Eclipse, являющейся открытым продуктом, широко применяемым для разработки Java-приложений.
  5. Пользовательские решения для сбора и учета информации о ходе предоставления услуг, созданные в рамках второй версии, реализованы в виде «тонкого клиента». Для обеспечения высокого уровня удобства работы применяется технология Ajax (приложения созданы с использованием фреймворка Google Web Toolkit).
  6. Портал создан на основе открытого портального решения LifeRay Portal, которое поддерживается открытым сообществом разработчиков и имеет возможности, достаточные для решения стоящих перед системой задач. Однако при необходимости в качестве портальной платформы могут быть использованы и иные портлет-контейнеры, поддерживающие спецификацию JSR-168.
  7. Система строится с использованием идеологии сервис-ориентированной архитектуры (SOA). Для взаимодействия между модулями системы применяются открытые протоколы и интерфейсы (веб-сервисы), что позволяет обеспечивать прозрачную интеграцию этих компонентов с внешними информационными системами, а при необходимости – и замену отдельных компонентов разработками сторонних производителей.

Реализация проекта

Этапы порталов

ЛАНИТ реализует проект создания СПГУ поэтапно, исходя из общеприянтых в мире подходов к реализации электронных государственных услуг:

  1. Информационный этап. Размещение в сети Интернет общей информации об услугах, предоставляемых государством, об организациях, их оказывающих; создание эффективной системы поиска.
  2. Публикация форм и бланков, образцов и шаблонов документов для скачивания гражданами. Наращивание информации об организациях, оказывающих услуги.
  3. Обратная связь. Потребители услуг имеют возможность получать информацию о ходе их выполнения.
  4. Транзакционный этап. Граждане могут подать все документы на запрашиваемую услугу в электронном виде; в электронном же виде получить результат или его электронное  подтверждение.

В 2007 году была создана первая версия системы (v1.0), охватывающая 1-й и 2-й этапы создания порталов государственных услуг. Опытная эксплуатация системы проводилась в ряде субъектов Федерации. Ознакомиться с порталами можно по следующим адресам:

В 2008 году была создана вторая версия системы (v.2.0), включающая 3-й этап создания СПГУ.  Данная версия находится в опытной эксплуатации в Новосибирской, Челябинской и Калужской областях, и со второго квартала 2009 года распространяется МЭР РФ как типовое решение.

В мае 2009 года созданная Система победила в номинации «Лучший проект с использованием свободного программного обеспечения» конкурса «Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора», организованного издательской группой "КомНьюс" при поддержке Министерством связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи).

Структура решения


Первая версия

СПГУ имеет распределенную архитектуру на базе региональных узлов, состоящих из реестра государственных услуг органов власти субъекта Федерации и регионального портала государственных услуг. Региональный портал предоставляет информацию обо всех услугах, оказываемых в регионе на любом уровне.

Структура системы (на карте)

Распределенная архитектура Системы порталов государственных услуг

Распределенная архитектура СПГУ включает:

Региональный узел. Он представляет собой законченное самостоятельное решение, способное функционировать как автономно, так и во взаимодействии с другими узлами. Узел состоит из следующих компонент.

Реестры услуг. Здесь  в структурированном виде хранится информация о предоставляемых государственных услугах: описание порядка обращения получателей услуг, порядка обжалования действий органов власти, формы и бланки необходимых документов, адресные данные органов власти и другая полезная для граждан информация. Ведение реестра, контролирование   корректности, полноты и актуальности вносимой в него информации осуществляют администрации субъектов Федерации.

Портал государственных услуг. Это своего рода витрина информации по услугам органов власти всех уровней. Основная задача портала – помочь гражданам выбрать нужную услугу и понять, как ее получить: куда обратиться, какие документы требуются, где эти документы найти,  как заполнить формы, каковы строки получения результатов,  каковы могут быть эти результаты.

Система обеспечивает обмен информацией между разными узлами, благодаря чему региональный портал государственных услуг может отображать также информацию об услугах федеральных органов власти, оказываемых на территории региона, а при необходимости – и об услугах муниципальных образований. Ведение реестра услуг муниципальых органов власти может передано администрациям муниципальных образований.

Публикация информации различных  реестров государственных услуг на региональных порталах осуществляется системой автоматически и не требует каких-либо специфических работ по верстке интернет-страниц и управлению контентом портала. Автоматически осуществляется и передача информации реестров на другие узлы системы, обмен нормативно-справочной информацией (значениями справочников и классификаторов) между реестрами и порталами разных узлов.

Программное обеспечение и документация первой версии системы порталов государственных услуг (региональный узел) предоставляется МЭР по запросу субъектов РФ.

Вторая версия

Вторая версия СПГУ реализует третий этап развития электронных услуг и обеспечивает обратную связь с государственными органами.

Основное во второй версии - это формализованное графическое описание процесса предоставления услуги и последующий контроль за процессом исполнения услуги, его соответствия графическому описанию. Для реализации новых возможностей в системе появились:

  • Подсистема графического описания порядка предоставления государственных услуг. В специализированном графическом редакторе пошагово можно описать процесс предоставления услуги, задать сроки исполнения каждого шага в отдельности и услуги в целом. Полученная блок-схема сохраняется и в дальнейшем используется для автоматического контроля  за ходом оказания государственных услуг, а также для публикации в графическом виде на портале.
  • Типовой ведомственный шлюз. Шлюз устанавливается в органе власти, предоставляющем услугу, он автоматически получает из Реестра описание процессов предоставления услуг, соответствующих статусу данного органа власти. Имея это описание, оператор ведет  отчет по реализации конкретной услуги, информирует получателя услуги о ходе ее выполнения. Шлюз также предоставляет интерфейс для интеграции с внутриведомственными системами (при  их наличии) для автоматического ввода информации.
  • Учетная система. В ней накапливается поступающая через типовые ведомственные  шлюзы информация о ходе исполнения услуг всеми органами власти. Учетная система предоставляет информацию для автоматической публикации на Портале системы,  в ней же ведется аналитика и контроль за  предоставлением государственных услуг властями субъекта РФ.
  • Подсистема отображения хода исполнения услуги на портале. На основании уникального номера и кода авторизации пользователь получает информацию о ходе оказания услуги практически в реальном времени. Риск утечки персональных данных исключается.

Во второй версии СПГУ предусмотрена возможность создания муниципальных узлов. Архитектура системы допускает также образование Единого (сводного) реестра государственных и муниципальных услуг, в котором будет собрана информация по всем государственным и муниципальным услугам из всех региональных и муниципальных узлов системы.  Для удобства пользования Единым реестром добавлены новые системы классификации услуг, а также предусмотрена аналитическая подсистема для анализа поступающей из разных узлов информации.

Переход с первой на вторую версию системы достаточно  прост, поскольку основная часть сведений об услугах переносится из старой системы в новую путем автоматизированного конвертирования.

Министерству экономического развития РФ переданы исходные коды и документация на систему, а также установочный комплект программного обеспечения, позволяющий установить и запустить региональный или муниципальный узел под операционными системами Windows или Linux. Все компоненты Системы при необходимости могут дорабатываться сторонними разработчиками.

Итоги и перспективы

Благодаря внедрению СПГУ граждане могут быстро и оперативно получать государственные услуги. Повышается качество работы органов власти с населением. Деятельность всех уровней власти становится прозрачной и хорошо контролируемой, что позволит повысить эффективность их работы.

15 июня 2009 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Структура информации регионального реестра госуслуг соответствует требованиям постановления к информации, подлежащей размещению в Едином реестре.  Функционал взаимодействия между субъектом Федерации и федеральным уровнем уже существует.

В перспективе предполагается расширение функционала системы с тем, чтобы обеспечить получение услуг полностью в электронном виде. Это потребует реализовать следующие шаги:

  1. Поддержка ЭЦП (электронной цифровой подписи) и электронного нотариата для обеспечения юридической значимости электронных документов в СПГУ.
  2. Разработка средств моделирования электронных форм (бланков) и работы с ними.
  3. Организация централизованного контроля за порядком предоставления государственных услуг.
Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS