|
|
Внедрение ИКТ во всех сферах органов государственной власти, повышение эффективности межведомственного взаимодействия, построение интегрированных информационных систем являются ключевыми факторами построения информационного общества. Сегодня ГАС «Выборы» - крупнейшая автоматизированная информационная система Российской Федерации. Об использовании и перспективах внедрения современных информационных технологий в интервью CNews рассказал Михаил Попов, руководитель Федерального центра информатизации при ЦИК России
CNews: Государственная автоматизированная система «Выборы» существует уже 15 лет и на всем протяжении своей эксплуатации постоянно подвергалась модернизации, целью которой было сведение к минимуму роли человеческого фактора при проведении избирательных кампаний и подведении итогов голосования. Какая доля избирательных бюллетеней в настоящее время вводится в систему операторами, а какая – в автоматизированном режиме? Как продвигается процесс оснащения избирательных участков КОИБ и КЭГ?
Михаил Попов: В 2004 году современная версия ГАС «Выборы» прошла приемо-сдаточные испытания и в 2005 году была принята в эксплуатацию. Именно эта версия системы, доработанная в соответствии с требованиями меняющегося законодательства, использовалась в федеральных кампаниях 2007 - 2008 годов. В её состав в качестве средств автоматизации деятельности участковых избирательных комиссий входят КОИБ и КЭГ. В настоящее время ФЦИ при ЦИК России располагает 1100 КОИБ, ещё 2000 приобретено Московской городской избирательной комиссией. Таким образом, немногим более 1500 участковых избирательных комиссий может быть одновременно оснащено этими устройствами, что составляет 1,6% от общего числа избирательных участков, задействованных в процессе федеральных выборов (их около 97 тыс.).
Продолжаются работы по внедрению КЭГ. В результате проведенной модернизации повысится их энергонезависимость, что немаловажно из-за риска срыва выборов при отключении электропитания в здании участковой избирательной комиссии. За счет использования современных батарей и оптимизации технических решений нам удалось добиться возможности их 10-часовой работы в автономном режиме, что в несколько раз перекрывает норму восстановления электропитания на избирательном участке.
CNews: Сколько КЭГ находится в эксплуатации в настоящее время?
Михаил Попов: В настоящее время выпущено 5 КЭГ. Комплекс состоит из 28 различных устройств и полностью обеспечивает автоматизацию работы одной комиссии. Я считаю, что это перспективные направление развития технических средств подсчета голосов ГАС «Выборы». С помощью КЭГ можно легко перепроверить результаты голосования. Когда избиратель на сенсорном экране отмечает того или иного кандидата, в маленьком окошке сбоку от экрана на фискальной ленте печатается его выбор. Человек имеет возможность перепроверить себя и подтвердить или отменить свое действие. После подтверждения операции лента прокручивается, и следующий голосующий не видит результатов предшественника. Фискальная лента доступна наблюдателям и может быть использована для повторного пересчета голосов.
CNews: Планируется ли полный отказ от ручной формы подсчета избирательных бюллетеней и оснащение КОИБами и КЭГами всех избирательных участков?
Михаил Попов: Ручной подсчет бюллетеней пока никто не отменял – на нем построено все российское избирательное законодательство. Я не возьму на себя смелость утверждать, что через какое-то время все участки будут оснащены КОИБ или КЭГ. Скорее всего, это будет некий симбиоз существующих сейчас технологий, то есть ручной подсчет голосов, КЭГ, КОИБ и дистанционное электронное голосование. А какое устройство будет применяться массово – покажет время.
Если говорить о странах с большой численностью населения, например, об Индии с населением порядка 1 млрд человек, то там используется упрощенная система электронного голосования. На участках висит плакат, рядом с ним устройство с картинками для неграмотного населения. Избиратели приходят и нажимают на кнопку рядом с портретом того, за кого они хотят проголосовать. Что будет в России с ее достаточно сложной и неоднозначной русской душой и трепетным отношением к избирательной системе, я пока боюсь прогнозировать. Может быть, мы тоже когда-нибудь придем к этому. Ведь многие развитые и демократические страны используют аналогичные процедуры, например почтовое голосование.
Как инженер, который может оценивать устройство по надежности, отказоустойчивости, достоверности, удобству, корректности работы, я могу аргументировано утверждать, что все предлагаемые нами системы работают отлично.
CNews: Программа модернизации ГАС «Выборы», разработанная в 2001 году, предусматривала создание интернет-портала, объединяющего сайт ЦИК России и сайты 89 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. На публичном контуре портала планировалось оперативно размещать информацию о ходе выборов. Доступна ли на сегодняшний день такая информация российским гражданам? Как часто в ходе избирательной кампании обновляются данные на сайте (раз в 10 мин, раз в полчаса, раз в час?)
Михаил Попов: На нашем интернет-портале объединены сайты всех избирательных комиссий субъектов Федерации (сейчас 83-х), и ФЦИ в соответствии с регламентом каждый час размещает предварительные итоги выборов. Интернет-портал – очень удобный, демократичный механизм. Любой гражданин может получить сведения о ходе голосования не только на федеральном, но и на местном уровне. В марте 2009 года мы впервые использовали ГАС «Выборы» для ввода и обобщения данных всех уровней, включая поселения. Все протоколы, сведения о кандидатах размещены на интернет - портале, они доступны для всех.
В перспективе планируется разместить на интернет-портале «счетчик», который будет показывать информацию о предварительных итогах голосования в каждый конкретный момент времени.
CNews: В октябре 2006 года на выборах в Новгородской области велась sms -трансляция, позволившая следить за результатами выборов, получая на сотовый телефон информацию о ходе голосования. SMS-сервис использовался и на выборах 11 марта 2007 года в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Эта система получила название «Мобильный портал». Каковы перспективы его дальнейшего использования?
Михаил Попов: Комплекс «Мобильный портал» создан и введен в эксплуатацию. Он использовался в день голосования на выборах Президента Российской Федерации и на выборах в Государственную Думу. Избирателю может быть предоставлена информация в виде текстовых сообщений (sms) на русском языке, мультимедийных графических изображений (mms) или он может посмотреть мобильную версию интернет-портала ГАС «Выборы» через WAP-интерфейс. Использование «Мобильного портала» на региональных или местных выборах относится к сфере компетенции избирательных комиссий соответствующих субъектов Федерации. При его эксплуатации возникает вопрос, связанный с оплатой SMS-трафика. Эта технология - дополнительный способ информирования населения о результатах выборов. Решение об использовании «Мобильного портала» принимается коллегиально комиссией, которая организует избирательный процесс на определенной территории.
Михаил Попов: Для создания полноценного регистра населения нам необходимо добавить сведения о гражданах младше 18 лет
CNews: В апреле 2009 году Председатель ЦИК России Владимир Чуров заявил, что уже на выборах 2011 года в реальных условиях будут работать технологии голосования по мобильным или спутниковым телефонам и социальным картам. Расскажите подробнее об этом проекте.
Михаил Попов: Технологии дистанционного электронного голосования действительно станут доступны к 2011 году. Для их внедрения необходимо провести серьезную работу, сделать ряд шагов, связанных с разработкой и обязательной сертификацией технических средств, программного обеспечения. Для обеспечения гласности и доверия граждан к этой процедуре необходима общественная сертификация. Избиратель должен быть уверен, что его голос учтен правильно. При использовании бумажных бюллетеней интересы избирателей при подсчете голосов представляют наблюдатели. Аналогичная процедура должна быть и в случае электронного голосования.
CNews: Насколько востребованной гражданами России, на ваш взгляд, окажется эта услуга?
Михаил Попов: Хочу привести пример. В одном из регионов России при проведении избирательной кампании на участках были установлены веб-камеры, и избиратели могли в режиме on-line наблюдать за тем, как проходят выборы. В результате было зафиксировано значительное число обращений к специализированному Интернет - ресурсу, причем не только российских граждан, но и жителей других государств. На тех участках, где были установлены камеры, увеличилась явка избирателей. Когда мы проводили эксперимент по использованию технологий электронного голосования в Тульской области, а затем еще в пяти субъектах Российской Федерации, статистика также показала увеличение явки избирателей.
Современная молодежь, привыкшая к мобильным решениям во всем, с удовольствием использует различные технические новшества и готова применять их для того, чтобы, не выходя из дома, сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата. Технологии дистанционного электронного голосования, на наш взгляд, будут востребованы, во-первых, молодежью, во-вторых, теми людьми, которые живут за рубежом (а их 3 млн человек, или 3% избирателей), в-третьих, гражданами, которые мигрируют по территории России.
CNews: Каким образом будет обеспечена анонимность голосования при использовании таких технологий?
Михаил Попов: Технологии дистанционного голосования должны пройти обязательную сертификацию. Если говорить о чисто техническом аспекте, то существуют алгоритмы деперсонификации, использующие, например, хэш-функции - необратимые преобразования, которые не позволяют восстановить исходные данные. Мы используем подобные алгоритмы. Если говорить о социальных картах, то мы получаем из социального регистра данные о выборе конкретного человека без его персональных данных. При использовании мобильного телефона процедура деперсонификации проводится по пути следования сообщения.
CNews: Планируется ли, кроме голосования по телефонам и социальным картам, внедрять технологии голосования с использованием интернета?
Михаил Попов: При применении такой технологии существуют определенные риски. Они связаны не столько с тем, как обеспечить анонимность избирателей или корректность подсчета голосов – соответствующие механизмы известны. Есть риски, которые связаны с самой инфраструктурой сети Интернет. Например, если сеть хорошая, то в ней предусмотрены обходные пути передачи информации. В противном случае, если узловая точка выведена из строя, например, в силу массированной хакерской атаки, то пользователи могут быть лишены возможности участия в голосовании. Представьте ситуацию – удаленное российское село, в котором работает единственный оператор связи. Любой сбой в работе сети или сервера может привести к тому, что все жители этого села не смогут принять участие в выборах.
CNews: Основой работы ГАС "Выборы" является подсистема "Регистр избирателей, участников референдума" (ПРИУР). Планируется ли интеграция этой подсистемы с базами данных других ведомств, например, Федеральной налоговой службы, МВД, Пенсионного фонда и т.д.?
Михаил Попов: Подсистема ПРИУР относится к особо охраняемым информационным ресурсам ГАС «Выборы», она обеспечена полным комплексом защиты в соответствии с законом о персональных данных. В «Регистре избирателей» собрана общероссийская база об избирателях общей численностью более 106 млн человек.
ПРИУР - уникальная система, которая создана трудом большого коллектива системных администраторов. Единые требования к формированию этой базы данных, в том числе регламентные работы по удалению двойных записей, отслеживанию таких печальных событий, как смерть человека, лишение его избирательного права по тем или иным причинам, - это функции наших системных администраторов, которые обеспечивают взаимодействие с органами миграционной службы, местными администрациями на предмет актуализации данных регистра избирателей. Данные в ПРИУР обновляются ежеквартально. На выборах Президента Российской Федерации 2008 года увеличение числа избирателей в день голосования составило 0,74% от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей.
Что касается взаимодействия ПРИУР с другими системами, к сожалению, мы имеем дело с достаточно пестрым набором «математики», баз данных, которые используются для ведения систем персонального учета в различных ведомствах. Иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда обновление информации приходится производить вручную силами системных администраторов. Но список избирателей должен быть актуальным, и мы делаем это.
CNews: Получила ли продолжение идея создания на базе ПРИУР регистра населения Российской Федерации?
Михаил Попов: Я являюсь сторонником этой идеи и считаю ее перспективной. Ведь у нас до сих пор не сведены в единую сеть информационные ресурсы различных органов и уровней власти и управления, а создание такой сети невозможно без регистра населения. Очевидно, что регистр населения необходимо создавать на базе уже существующей информационной системы, причем желательно не отягощенной дополнительной информацией о конкретном человеке. Именно такой системой и является ПРИУР, в которой хранятся персональные данные всех граждан страны, обладающих активным избирательным правом, и для создания полноценного регистра населения нам необходимо добавить сведения о гражданах младше 18 лет.
CNews: При создании ГАС «Выборы» было запланировано использование системы видеоконференцсвязи. Насколько широко и при проведении каких мероприятий видеоконференцсвязь используется в настоящее время?
Михаил Попов: Система видеоконференцсвязи – это стандартная возможность ГАС «Выборы». Стало практикой её использование на заседаниях Центральной избирательной комиссии, когда возникает необходимость обмена мнениями с представителями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. При проведении единых дней голосования видеоконференции стали неотъемлемой частью работы информационного центра ЦИК России. Видеоконференции активно используют в своей деятельности и комиссии субъектов Российской Федерации.
CNews: Решение каких основных задач в сфере информатизации избирательных процессов намечено на 2009 год и в перспективе на 2010 - 2011 годы?
Михаил Попов: В прошлом году после проведения избирательных кампаний федерального уровня Федеральный центр информатизации при ЦИК России приступил к работам по модернизации системы ГАС «Выборы» в направлении использования новейших технологий для оптимизации работы системы. Осенью 2008 года была принята Концепция развития ГАС «Выборы» на период до 2012 года, которая определила основные направления модернизации системы.
После реализации всех мероприятий мы сможем войти в общую систему электронного документооборота, формирующуюся в рамках электронного правительства, и в соответствии с действующим законодательством оказывать услуги, связанные с использованием регистра избирателей. Мы планируем создать удостоверяющий центр и организовать его работу для придания юридической значимости циркулирующей в системе информации.
Перспективное направление работы – создание нового облика системы, переход на новую аппаратную платформу и плановая замена оборудования, срок полезного использования которого истекает. Сейчас на балансе Федерального центра информатизации стоит порядка 78 тыс. единиц техники, закупленной на рубеже 2003 - 2004 годов. Эта техника нуждается в плановой замене.
CNews: Сколько средств выделено на третий этап модернизации ГАС «Выборы»? Каким образом финансовый кризис сказался на объемах финансирования?
Михаил Попов: На третий этап модернизации ГАС «Выборы» выделено порядка 1,5 млрд рублей. Эти средства пойдут на закупку необходимого оборудования и программного обеспечения, его установку и наладку в более чем 2700 городах нашей страны, разработку специального программного обеспечения, реализующего все нюансы избирательного законодательства.
Финансовый кризис привел к сокращению бюджета. Нам пришлось значительно оптимизировать расходы. Более активно стали применять при проведении закупок аукционы. Изыскиваем внутренние резервы. Ужесточили бюджетное планирование. Уверен, что намеченные планы по модернизации системы мы осуществим в установленные сроки на высоком уровне качества.
ГАС «Выборы» - это крупнейшая по количеству выполняемых функций информационная система в стране. С ее помощью автоматизированы все потребности избирательной системы, начиная с финансирования политических партий и заканчивая подведением итогов голосования. Наша система – это более 2700 рабочих мест в разных городах России, выделенные каналы связи, это более 3000 системных администраторов, которые обеспечивают бесперебойную работу оборудования и программного обеспечения во всех избирательных комиссиях, а также занимаются формированием и актуализацией регистра избирателей.
CNews: Спасибо.