|
|
Организованные преступные группировки во всем мире активно используют современные технологические решения. О готовности государства противостоять им в интервью CNews рассказал Александр Спиридонов, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ.
CNews: Какие основные задачи или группы задач были решены в ходе информатизации Федеральной службы по финансовому мониторингу в последние годы? Какие из них можно выделить особо?
Александр Спиридонов: В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 307, Росфинмониторинг создает единую информационную систему (ЕИС) в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в сфере своей деятельности.
Прежде чем говорить о задачах, решение которых достигнуто и планируется к реализации в рамках информатизации Росфинмониторинга, необходимо в целом определить, что мы понимаем под ЕИС, а также обозначить основные этапы «эволюции» ЕИС, которые были пройдены, без малого, за последние более чем 7 лет с момента создания Росфинмониторинга (ранее – Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу).
ЕИС представляет собой совокупность функционального, информационного, аппаратно-технического и организационного обеспечения и предназначена для информационной поддержки деятельности всех организационных структур Росфинмониторинга.
Уже сегодня можно определить основные этапы развития системы, обеспечивающей принятие решений на основе автоматизации технологий финансового мониторинга на всех уровнях иерархии службы. Первый этап - это создание подсистем и компонент первой очереди ЕИС, который проходил в период становления службы, а именно начиная с 2001 по 2006 годы. Этот этап можно охарактеризовать как первые шаги информатизации, которые были направлены на скорейшее информационное и автоматизированное обеспечение основных задач, стоящих перед службой, и вопросов, отнесенных к ее компетенции. В тот момент основное внимание было направлено на скорейшее обеспечение сбора, обработки и анализа информации от кредитных и некредитных организаций об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечение должного режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности службы информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации. Необходимо отметить, что на начальном этапе становления службы значительную помощь и поддержку по информатизации ее деятельности в части решения первоочередных задач, стоящих перед ней, а именно, по налаживанию информационного обеспечения, оказал Центральный банк Российской Федерации.
Второй этап – это проектирование и разработка подсистем и компонент второй очереди ЕИС. Этот этап начался в 2006 – 2007 годах и в настоящее время находится в стадии реализации. В процессе эксплуатации подсистем и компонент первой очереди ЕИС возникла объективная необходимость оптимизации как внутренних технологических процессов, так и процессов взаимодействия с внешними источниками информации. В результате этого было принято решение о создании второй очереди ЕИС. Создание и текущее развитие ЕИС второй очереди происходит в нескольких направлениях. Это оптимизация основных процессов и функций, видов деятельности структурных подразделений Росфинмониторинга с учетом возможности применения перспективных информационных технологий; развитие программно-аппаратной и телекоммуникационной инфраструктуры Росфинмониторинга; нормативное обеспечение создания и развития ЕИС в рамках деятельности Росфинмониторинга.
Конечно же, развитие ЕИС проводится с учетом необходимости оптимального сохранения инвестиций, сделанных в рамках создания подсистем и компонент первой очереди.
На сегодняшний момент можно выделить несколько задач, которые в значительной степени решены в ходе информатизации деятельности службы. Обеспечен регламентный информационный обмен с кредитными и некредитными организациями об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации. Реализовано информационное взаимодействие с рядом органов государственной власти и Центральным банком Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Росфинмониторинга.
В то же время мы понимаем, что нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо и дальше развивать ЕИС, тем более, что совершенствование механизмов финансового мониторинга в рамках противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность службы современных информационных технологий. Сегодня они пронизывают насквозь практически все процессы деятельности службы и являются их технологической основой.
CNews: В 2004 году в ходе перестройки структуры федеральных органов исполнительной власти в некоторых госорганах произошли существенные изменения в сфере ИТ. Как сказалась эта перестройка на работе Росфинмониторинга и на вашем взаимодействии с другими органами государственной власти?
Александр Спиридонов: Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», основными функциями Федеральной службы по финансовому мониторингу в части создания и развития его информационно-технологической инфраструктуры являются создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; формирование и ведение федеральной базы данных, а также обеспечение методологического единства и согласованного функционирования информационных систем в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; привлечение к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательских и других организаций, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии обеспечения соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.
Таким образом, Росфинмониторинг обладает достаточными полномочиями, позволяющими ему решать вопросы информационно-технического обеспечения своей деятельности. Что же касается взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, то реформа их структур привела к необходимости пересмотра и изменения некоторых соглашений об информационном взаимодействии между Росфинмониторингом и рядом из них, что было связано с соответствующим перераспределением функций между ведомствами.
CNews: Росфинмониторинг уполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Для решения этой задачи вам необходимо налаженное электронное взаимодействие со многими госорганами. Удовлетворены ли вы имеющимися стандартами (если такие существуют) информационного обмена с другими органами государственной власти? А также процедурой разработки и согласования этих стандартов? Какие основные задачи и сложности имеются в этой сфере, и как вы их преодолеваете или собираетесь преодолевать?
Александр Спиридонов: Действительно, в рамках решения вопросов, находящихся в ведении службы, в соответствии с Положением о предоставлении информации и документов Комитету Российской Федерации по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2002 № 425, Росфинмониторинг активно взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями.
Конечно же, в современных условиях, которые характеризуются необходимостью получения, передачи и обработки значительных объемов информации, становится очевидным необходимость организации взаимодействия в электронном виде. Это межведомственное взаимодействие в настоящее время строится на основе двухсторонних соглашений об информационном взаимодействии, которые в свою очередь разрабатываются в соответствии с полномочиями и задачами, закрепленными за каждым из ведомств, т.е. в рамках их полномочий.
Неотъемлемой частью соглашения об информационном взаимодействии между двумя ведомствами в случае организации электронного документооборота между ними является протокол или технические условия информационного взаимодействия в электронной форме, которые определяют структуру и форматы принимаемых и передаваемых сторонами сведений; схемы и порядок подключения автоматизированных подсистем ведомств; регламент взаимодействия; способы и средства защиты информации от несанкционированного доступа. Единого или типового порядка подготовки таких документов не установлено, но это не мешает ведомствам прорабатывать и согласовывать указанные вопросы с учетом степени информационно-технической готовности каждого их них.
Однако, проблема различной степени информационно-технического оснащения министерств и ведомств зачастую приводит к невозможности организации информационного взаимодействия на современном техническом уровне, например, в режиме, близком к реальному времени, а лишь позволяет организовать регламентное взаимодействие.
В то же время, многие министерства и ведомства, находящиеся на «высоком» уровне развития и использования в своей деятельности информационных технологий, зачастую испытывают немалые сложности при организации взаимодействия. Это происходит из-за того, что они применяют различные средства информатизации: подсистемы и компоненты технологических транспортных подсистем, построенные на разных платформах и промышленных решениях; разные средства защиты информации и т.д.
Одним из научно-технических заделов, который может в значительной степени способствовать стандартизации межведомственного информационного взаимодействия, можно считать создание Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ) и разработку в рамках его создания типовых регламентов информационного взаимодействия.
В настоящее же время Росфинмониторинг совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами постоянно проводит работу по совершенствованию информационного обмена. Эти работы организованы в рамках развития существующего электронного обмена сведениями в соответствии с подписанными сторонами соглашениями об информационном обмене. Основным направлением работ является доработка действующих технических условий информационного обмена, направленных как на совершенствование структур, форматов обмена сведениями, так и связанных с появлением новых возможностей обработки сведений со стороны Росфинмониторинга и заинтересованного министерства или ведомства.
CNews: В органах государственной власти остро стоит задача перехода на межведомственный электронный документооборот. Как вы оцениваете существующий опыт электронного обмена документами и сведениями между органами государственной власти и Росфинмониторингом и использования ЭЦП (или технологий, аналогичных ЭЦП)?
Александр Спиридонов: Применение при электронном документообороте средств идентификации и контроля целостности передаваемых сведений (электронно-цифровой подписи или аналогичных технологий) не является новым для Росфинмониторинга. Соответствующие современные сертифицированные средства криптографии и защиты информации уже значительное время используются при информационном взаимодействии Росфинмониторинга с кредитными и некредитными организациями. Для обеспечения должного режима хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации успешно применяются современные средства защиты информации при передаче данных между Росфинмониторингом и его Межрегиональными управлениями по федеральным округам.
Конечно же, определенные сложности использования этих средств при организации межведомственного взаимодействия существуют. К ним, пожалуй, можно отнести то, что многие министерства и ведомства эксплуатируют свои Удостоверяющие центры, которые не связаны между собой, что не способствует обеспечению возможности взаимного признания ЭЦП. Кроме того, существуют определенные различия в аппаратных и программных средствах защиты информации, которые используют министерства и ведомства для защиты своих информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Однако все эти вопросы не являются принципиально непреодолимыми или нерешаемыми, что подтверждает законодательная проработка вопросов информатизации в последние годы на самом высоком уровне, а именно принятие постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. N 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям»; приказа Мининформсвязи от 11 марта 2008 г. №32 «Об утверждении положения об общероссийском государственном информационном центре»; Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2008 году.
В частности, в соответствии с положением об общероссийском государственном информационном центре одним из его компонентов является подсистема удостоверяющих центров, состоящая из федерального (корневого) удостоверяющего центра и удостоверяющих центров в федеральных округах Российской Федерации, используемых для оказания государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде, и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов в рамках государственных услуг и межведомственного информационного взаимодействия.
CNews: Взаимодействует ли Росфинмониторинг, в связи с задачей по применению мер по противодействию финансированию терроризма, с какими-либо международными (зарубежными) организациями? Если «да», то с какими? Какие задачи при этом решаются? И как, если такое взаимодействие реализовано, вы оцениваете техническую оснащенность в сфере ИТ Росфинмониторинга в сравнении с зарубежными организациями, с которыми вы взаимодействуете по роду своей деятельности?
Александр Спиридонов: По мере углубления процессов глобализации экономики, развития международных финансовых систем, позволяющих в мгновение ока перебрасывать большие суммы денег из одного угла земного шара в другой, организованная преступность стала шире использовать соответствующие ресурсы в международных схемах отмывания денег и финансирования терроризма. Это потребовало выработки коллективных мер борьбы с этим видом преступной деятельности.
На Росфинмониторинг возложены функции по представлению Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и участию в их деятельности. В настоящее время Росфинмониторинг осуществляет сотрудничество с рядом международных организаций, занимающихся вопросами противодействия финансированию терроризма. Это группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ (Financial Action Task Force), группа «Эгмонт», комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма «МАНИВЭЛ», Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Всемирный банк, Международный валютный фонд, различные структуры в рамках ООН.
Также, ведется активная работа в рамках взаимодействия с подразделениями финансовых разведок иностранных государств. Это взаимодействие строится на основании международных межведомственных соглашений о сотрудничестве. Основными целями и задачами такого сотрудничества является разработка международных стандартов в борьбе с «отмыванием» преступных доходов и финансированием терроризма, развитие надежных и эффективных региональных органов, организованных на общих принципах, а также расширение сотрудничества с аналогичными международными организациями.
Такое сотрудничество позволяет использовать и развивать в деятельности Росфинмониторинга передовые международные стандарты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также совершенствовать информационные технологии финансового мониторинга с учетом опыта финансовых разведок других государств. Проводимые мероприятия позволяют Росфинмониторингу поддерживать достаточно высокий уровень информатизации процессов своей деятельности, даже по сравнению с крупными развитыми странами, что можно отметить на примере использования схожего (аналогичного по характеристикам) общесистемного, специального программного обеспечения и аппаратных средств.
CNews: «Цифровой разрыв» между наиболее «сильными» и наиболее «слабыми» в сфере ИТ-оснащенности федеральными органами государственной власти достаточно велик. Испытывает ли Росфинмониторинг какие-либо сложности, обусловленные неравномерной аппаратно-программной оснащенностью, в информационном взаимодействии с другими органами государственной власти федерального и регионального уровней?
Александр Спиридонов: Как уже ранее отмечалось, вопрос различной степени информационно-технического оснащения министерств и ведомств зачастую приводит к невозможности организации информационного взаимодействия на современном техническом уровне, например, в режиме, близком к реальному времени, а лишь позволяет организовать регламентное взаимодействие. В то же время, многие министерства и ведомства, находящиеся на «высоком» уровне развития и использования в своей деятельности информационных технологий, зачастую прилагают немало усилий организационно-технического характера для реализации электронного документооборота между собой.
Одним из проблемных вопросов, требующих проработки и согласования с каждым конкретным ведомством, является применение государственными организациями различных средств информатизации, а именно подсистем и компонентов технологических транспортных подсистем передачи данных (синхронные или асинхронные принципы организации передачи данных, средства защиты информации и т.д).
В свою очередь, территориально-распределенные иерархические структуры крупных министерств и ведомств также накладывают определенные ограничения по оперативности доведения информации до каждого конкретного пользователя или структурного подразделения для обеспечения процессов поддержки и принятия ими решений (например, различные часовые пояса, а нередко недоступность средств коммуникации в отдаленных районах страны и т.д.).
Однако все эти вопросы могут быть проработаны, и в большинстве случаев могут быть найдены компромиссные решения по их реализации в рамках технических условий информационного взаимодействия Росфинмониторинга и каждого конкретного заинтересованного ведомства или организации.
CNews: Концепция информатизации и обеспечения безопасности информации Росфинмониторинга принята в декабре 2002 года. Удовлетворяет ли, с вашей точки зрения, эта Концепция текущим потребностям ФСФМ России и современному уровню информатизации? Собираетесь ли вы вносить в нее изменения или принимать новую редакцию концепции? Если «да», то в связи с чем (какими потребностями), когда и какие в этом случае новые ориентиры в сфере ИТ могут быть заданы?
Александр Спиридонов: Конечно же, семь лет в области информационно-коммуникационных технологий – это большой период, за который информационно-технические средства как аппаратного, так и программного обеспечения существенно меняются, переходят на новые платформы, технические и информационно-программные решения. Тем более, что прошедшие годы совпали с бурным ростом именно этой отрасли. Однако хотелось бы обратить внимание, что, разрабатывая и принимая данную Концепцию, мы ориентировались на самые современные тенденции того времени. Поэтому основные тезисы и базовые принципы Концепции до настоящего времени остаются актуальными.
В то же время необходимость пересмотра или корректировки по определенным направлениям и разделам Концепции становилась более очевидной, и мы это понимали. Поэтому, в 2006 году проработка вопросов проектирования и разработки второй очереди Единой информационной системы Росфинмониторинга началась именно с пересмотра Концепции. В течение 2006 – 2007 годов были проведены работы по обследованию и анализу текущего состояния информатизации в привязке к рабочим процессам службы, и подготовлены соответствующие предложения по их концептуальному представлению. Действующая Концепция информатизации и защиты информации была утверждена в 2008 году.
В качестве одного из основных тезисов, который нашел отражение в доработанной Концепции, можно рассмотреть, например, целесообразность развития информационно-технических решений на базе SOA (сервис-ориентированной архитектуры) и многое другое.
CNews: Соответствуют ли имеющиеся у вас возможности в сфере хранения и оперативной обработки информации современным потребностям Росфинмониторинга?
Александр Спиридонов: В настоящее время Росфинмониторинг располагает достаточным количеством аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих процессы хранения и оперативной обработки информации на современном уровне. К ним можно отнести серверное оборудование промышленного уровня высокой производительности, а также сервера средней и малой производительности. Значительная часть названных средств была закуплена и введена в эксплуатацию в годы образования службы (КФМ России), но, благодаря своевременному сервисному обслуживанию и планомерной модернизации, находится в работоспособном состоянии и отвечает текущим требованиям по производительности и объемам систем хранения данных.
Вместе с этим, учитывая проводимые и планируемые к проведению работы по внедрению подсистем и компонент ЕИС второй очереди, мы понимаем необходимость развития требуемых для этого аппаратно-программных средств, что и будем планировать и проводить в ближайшие периоды.
CNews: Как вы оцениваете текущий уровень оснащенности Росфинмониторинга аналитическими системами? Какие программные решения вы для этого используете, - это ПО собственной разработки?
Александр Спиридонов: Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», одной из основных функций Росфинмониторинга является контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В целях организации и проведения такого контроля проводится сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проведение эффективного анализа представляемых в Росфинмониторинг сведений затруднительно, а порой и не возможно без применения современных аналитических систем, которые способны работать с большими и разнородными массивами информации. В настоящее время аналитические подразделения Росфинмониторинга используют в своей деятельности различные средства анализа данных, которые и функционируют на базе собственных разработок, и используют готовые решения.
В то же время одним из ключевых направлений развития ЕИС второй очереди является совершенствование ее аналитических подсистем и компонент. Основными направлениями развития в этой области являются: создание и совершенствование подсистем и компонент классификации объектов анализа на основе схем и типологий, совершенствование видов мониторинга, а также развитие механизмов автоматизированного поиска информации по множественным информационным ресурсам, включая неструктурированные данные.
Одновременно мы понимаем, что добиться дальнейшего повышения эффективности работы аналитических подразделений с большими массивами данных, с учетом специфики деятельности нашего ведомства, также возможно при помощи инструментов визуализации объектов и связей между ними с возможностью навигации и детализации. А это уже отдельный класс систем – системы визуального анализа данных. В настоящее время в Росфинмониторинге проходит опытная эксплуатация нескольких систем такого класса, а в рамках работ по развитию, системной интеграции и обеспечению внедрения ЕИС, запланированных на 2009 год, предполагается унификация платформы подсистем и компонент визуального анализа данных.
CNews: Планируется ли в 2009 году подключение Росфинмониторинга к ГАС «Управление»? Если «да», то какие новые возможности в связи с этим появятся у Росфинмониторинга?
Александр Спиридонов: Нам известно, что ГАС «Управление» в настоящее время активно развивается и внедряется в ряде органов государственной власти. Мероприятий по подключению к ней Росфинмониторинга в настоящее время не проводится, но в случае принятия такого решения, думаю, мы сможем обеспечить проведение необходимых для этого организационно-технических мероприятий. В свою очередь, говорить о новых возможностях, которые станут доступны после подключения Росфинмониторинга к данной системе, и соответственно как они помогут решать задачи и вопросы, отнесенные к его компетенции, еще рано.
CNews: Как вы оцениваете уровень квалификации в сфере ИТ сотрудников Росфинмониторинга? Насколько соответствует их подготовка предъявляемым требованиям и как, в случае возникновения потребности, осуществляется обучение персонала территориальных органов?
Александр Спиридонов: Комитет по финансовому мониторингу (сегодня это Росфинмониторинг) был образован в 2002 году и является достаточно молодым ведомством в системе федеральных органов исполнительной власти. Причем, проводя определенную аналогию с возрастом нашего ведомства, можно отметить, что и коллектив службы достаточно молод. Например, штат Информационно-технологического управления, которое как раз и отвечает за формирование общей информационно-технической политики службы, составляют в значительной степени недавние выпускники высших учебных заведений. Совсем недавно они проходили практику в стенах нашей службы, а сегодня уже занимаются вопросами информатизации деятельности Росфинмониторинга. Это обстоятельство в определенной степени говорит о «свежем» и современном взгляде на вопросы развития ЕИС и ее аппаратного обеспечения.
Нельзя не отметить постоянно проводимую работу по обучению должностных лиц структурных подразделений. Эта работа осуществляется в рамках ввода в эксплуатацию новых подсистем и компонент ЕИС, в том числе, и в территориальных органах. В частности, при организации и проведении обучения должностных лиц межрегиональных управлений применяются средства видеоконференцсвязи и дистанционного обучения, которые позволяют специалистам обмениваться знаниями в интерактивном режиме. Конечно же, проводятся и выездные семинары в рамках командирования должностных лиц в центральный аппарат или какой-либо из регионов.
Также, в соответствии с положениями законодательных актов, регламентирующих прохождение государственной службы в Российской Федерации, государственные служащие должны не реже чем раз в 3 года повышать свою квалификацию, что обеспечивается путем направления должностных лиц на аккредитованные курсы и семинары в рамках программ повышения квалификации в высших и специализированных учебных заведениях страны.
CNews: В Росфинмониторинге должно использоваться достаточно сложное ПО. Как вы относитесь к аутсорсингу, и в каких сферах используется ИТ-аутсорсинг в Росфинмониторинге? Каковы ваши планы в этой сфере? Что является препятствием для ИТ-аутсорсинга?
Александр Спиридонов: Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» к основным функциям Росфинмониторинга также отнесена возможность привлечение к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательских и других организаций, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии обеспечения соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны.
В рамках решения вопросов информатизации службы, в частности, вопросов развития, технической поддержки и внедрения Единой информационной системы, Росфинмониторинг активно привлекает подрядные организации, которые совместно с информационно-техническими подразделениями решают поставленные задачи. Привлечение подрядных организаций осуществляется в рамках действующего законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных служб. Принципиальных препятствий для внедрения «аутсорсинга» в данной сфере мы не видим.
К основным же планам на ближайшую перспективу можно отнести продолжение работ по развитию, системной интеграции и обеспечению внедрения ЕИС.
CNews: Какие вы видите тенденции развития ИТ в сфере совершенствования анализа информации, на основании которой принимаются меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма? Какие вы могли бы отметить ключевые направления в этой области и задачи для развития использования информационных и коммуникационных технологий Росфинмониторинга?
Александр Спиридонов: К основным тенденциям и направлениям дальнейшего совершенствования механизмов анализа можно отнести создание и совершенствование подсистем и компонент классификации объектов анализа на основе схем и типологий; совершенствование видов мониторинга; развитие механизмов автоматизированного поиска информации по множественным информационным ресурсам, включая неструктурированные данные; применение инструментов визуализации объектов и связей между ними с возможностью навигации и детализации.
Конечно же, для достижения этих направлений развития необходимо проведение целого ряда как технологических, так и организационных мероприятий. Например, для развития механизмов автоматизированного поиска информации по информационным ресурсам (включая неструктурированные данные) и применения инструментов визуализации объектов и связей необходимы агрегированные данные, которые сформированы на основе структурированных источников, исключающих дублирование и обладающих высокой степенью достоверности и непротиворечивости сведений.
Одним из способов достижения этого является совершенствование механизмов информационного взаимодействия Росфинмониторинга как с подотчетными организациями, так и с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, а именно механизмов форматного и логического контроля передаваемых/принимаемых сведений, повышение степени формализации сведений и т.д..
CNews: Какие задачи по использованию современных информационных технологий в своей работе ставит Росфинмониторинг на 2009 год и, в перспективе, на 2010 год?
Александр Спиридонов: Я думаю, целесообразно не повторять детальные направления тех задач и целей, которые ставит перед собой Росфинмониторинг в рамках повышения уровня своей информатизации, тем более, что ранее некоторые из них были подробно рассмотрены, а остановиться лишь на укрупненном их представлении.
В период до 2010 года перед службой будут стоять следующие задачи. Во-первых, техническая поддержка подсистем и компонент ЕИС в целях обеспечения их бесперебойной работы. Во-вторых, разработка и модернизация подсистем и компонент ЕИС для реализации перспективных задач, отнесенных к компетенции Росфинмониторинга и обозначенных в Концепции информатизации и обеспечения безопасности информации. В-третьих, развитие телекоммуникационного обеспечения, а именно совершенствование средств и способов передачи данных в части повышения скорости и гарантированности их доставки. В-четвертых, комплексное развитие системы информационной безопасности службы для обеспечения и постоянного совершенствования способов и средств криптографии и защиты информации от несанкционированного доступа. В-пятых, модернизация и оснащение современными аппаратными средствами, которые будут соответствовать перспективным требованиям подсистем и компонент ЕИС в части объемов хранения информации и скорости их обработки. И в-шестых, повышение квалификации должностных лиц структурных подразделений и информационно-технических подразделений Росфинмониторинга в области применения современных программно-аппаратных средств и информационных технологий в рамках их деятельности.
CNews: Спасибо.