|
|
Ситуационные центры являются одним из средств интеграции информационных ресурсов различного уровня. О перспективах их развития в интервью CNews рассказал Николай Ильин, начальник Управления информационных систем спецсвязи ФСО России, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант.
CNews: Несмотря на то, что разговоры о необходимости преодоления информационного «зоопарка» автоматизированных систем государственного управления всех уровней ведутся уже давно, этот процесс происходит крайне медленно. Что, по вашему мнению, является основным фактором, тормозящим переход к единому информационному пространству госорганов?
Николай Ильин: Имеющийся «зоопарк» технологических решений в автоматизированных системах возник в результате неуправляемого процесса информатизации органов государственного управления. Основным фактором, тормозящим процесс их интеграции, является отсутствие политической воли по преодолению сложившейся технологической и методической разобщенности.
Вместе с тем, в настоящее время, идет достаточно интенсивная работа по созданию единого информационного пространства органов государственной власти. В рамках ГАС «Управление» осуществляется интеграция с информационно-аналитических центров министерств и ведомств на основе совместного использования ряда современных программно-технических средств и технологий. Проводится работа по согласованию протоколов передачи данных, необходимых для обеспечения взаимодействия разнородных компьютерных сетей; определению состава и технических характеристик телекоммуникационного оборудования для стыковки программно-технических средств министерств и ведомств; согласованию сервисов, используемых для обмена различной информацией при взаимодействии: электронной почты, систем электронного документооборота, видеосвязи, онлайн доступа к СУБД, систем передачи мгновенных сообщений и другие. Одновременно осуществляется согласование состава программно-технических средств, обеспечивающих необходимый уровень безопасности при взаимодействии различных компьютерных сетей министерств и ведомств: межсетевые экраны, криптошлюзы, системы электронно-цифровой подписи, системы защиты от несанкционированного доступа к информации, антивирусная защита; определяются порядок, правила и регламенты взаимодействия информационно-аналитических центров министерств и ведомств.
Интеграция систем управления выполняется также с помощью уже сейчас имеющихся средств обеспечения процессов документооборота: система автоматизации делопроизводства и документооборота в федеральных органах исполнительной власти, которые в той или иной степени обеспечивают возможности внутреннего электронного документооборота; система межведомственного электронного документооборота (МЭДО), которая обеспечивает защищенную и гарантированную доставку электронных сообщений между участниками системы с использованием комплекса программ «Почтовая служба» и состоит из почтовых узлов и узлов системы МЭДО в федеральных органах исполнительной власти, не сопряженных с системами электронного документооборота (далее – СЭД). В целях создания единого информационного пространства проводятся работы по организации взаимодействия СЭД с использованием системы МЭДО.
CNews: Единое информационное пространство может формироваться двумя основными способами: путем постепенной интеграции имеющихся ресурсов или путем построения единой информационной системы «сверху». Российские министерства и ведомства частенько обвиняют в том, что они страдают «гигантоманией» и предпочитают второй вариант, несмотря на его высокую стоимость. Насколько, на ваш взгляд, справедливы такие обвинения?
Николай Ильин: Опыт создания общегосударственных информационных систем показывает, что интеграция, в первую очередь, определяется информационными потребностями решаемых задач управления, конкретными объемами и масштабами требуемых ресурсов. Интеграция сверху или снизу ради идеи интеграции, как правило, не приводит к нужным результатам. Только практическая потребность решения масштабных задач с привлечением разноуровневых структур управления даст практический импульс интеграции программных, технических и телекоммуникационных средств для создания единого информационного пространства. Наглядным примером такой интеграции может служить организация решения задач контроля за ходом реализации приоритетных национальных проектов и подготовки к Олимпиаде 2014 года.
CNews: Одним из средств интеграции информационных ресурсов различного уровня являются ситуационные центры. В рамках «Электронной России» началось создание системы ситуационных центров органов государственной власти РФ. Высший уровень этой системы — это ситуационный центр Президента России. Следующий уровень — ситуационные центры Правительства и Законодательного собрания РФ, далее — ситуационные центры полномочных представителей Президента в федеральных округах. Каковы сегодняшние результаты этих работ?
Николай Ильин: Интеграция информационных ресурсов является одним из важных факторов успешной работы ситуационных центров, а создание сети ситуационных центров во многом позволит решить и задачу создания единого информационного пространства органов государственного управления в целом. В стране создано более 30 СЦ, и их интеграции осуществляется с помощью взаимного доступа к ресурсам, совместной экспертной обработки поставленных задач.
В настоящее время подготовлены и разосланы руководителям субъектов РФ методические рекомендации по созданию СЦ органов государственной власти, которые обеспечат их совместимость, сократят время и снизят стоимость их создания. Важным результатом развития системы СЦ можно считать построение видеоконференцсвязи, которая охватывает в настоящее время все региональные структуры и активно используется в СЦ Администрации Президента РФ и Правительства РФ. Следует отметить ежегодно проводимые в РАГС конференции по СЦ ОГВ, которые собирают не менее 400 участников, а доклады на этом форуме вызывают неизменный интерес.
CNews: Руководители государства сегодня очень мобильны. Насколько востребованы в этой связи мобильные компоненты ситуационных центров, обеспечивающие доступ к информации из любой точки? Какие технологии при этом используются? Насколько удается обеспечить надежность работы мобильных компонент?
Николай Ильин: Мобильная информационно-аналитическая поддержка руководителя в любой точке его нахождения является важнейшим элементом повышения эффективности его работы. Для решения этой задачи создан типовой электронный мобильный офис руководителя, который обеспечивает круглосуточный доступ к информационным и справочным ресурсам, видеоконференцсвязи и сети интернет. Специально разработанный для электронного мобильного офиса интерфейс мультипортального комплексирования позволяет через единую точку входа обеспечить удобный, интуитивно понятный доступ ко всем информационно-аналитическим и справочным ресурсам с учетом решения вопросов информационной безопасности.
Электронный мобильный офис руководителя обеспечивает доступ к информационным ресурсам корпоративной сети и системе ситуационных центров; проведение сеансов защищенной и открытой видеоконференцсвязи; работу с электронными справочным и материалами, энциклопедиями, словарями, библиотеками, видеоматериалами; защищенный доступ в глобальную сеть интернет. Надежность электронного мобильного офиса достигается «горячим резервированием» основных узлов, а также использованием специализированных технических средств, устойчивых к внешним воздействиям.
CNews: В последние годы вся чаще раздаются голоса сторонников приоритетного использования отечественных ИТ-разработок в деятельности государственных структур. В качестве аргументов приводятся не только аргументы экономического характера, но и доводы в пользу повышения информационной безопасности. Как вы относитесь к таким заявлениям? Используются ли разработки российских ИТ-специалистов при оснащении ситуационных центров?
Николай Ильин: Выбор использования отечественных или импортных информационных технологий проводится с учетом целого спектра факторов, которые, безусловно, учитывают и обеспечение информационной безопасности. Важнейшими критериями при выборе технологий являются устойчивость к внешним воздействиям, надежность в эксплуатации, степень интеллектуализации продукта и, конечно, стоимость. Сумма этих критериев и определяет выбор отечественного или импортного программно-технического обеспечения СЦ. Отдельная тема – использования созданных информационно-аналитических систем, которые по своей значимости для конечной цели функционирования СЦ являются важнейшими. Приоритет здесь, безусловно, отечественным разработкам.
CNews: Не секрет, что большинство руководителей высшего уровня – люди немолодые, начинавшие свою карьеру еще в Советском Союзе. Насколько они заинтересованы во внедрении новых методов, новых технологий работы? Чем, на ваш взгляд, они могут быть мотивированы на переход к современным методам сбора и обработки данных?
Николай Ильин: Мотивация перехода к современным методам и технологиям обработки информации диктуется потребностью руководителя решать реальные проблемы управления в условиях кризиса, когда требуется провести глубокий анализ огромных объемов информации из различных источников. В процессе управления руководителям необходимо оперативно взаимодействовать с коллегами из других министерств и ведомств, согласовывать совместные решения. Можно привести примеры эффективного применения современных технологий управленцами «советской школы» и непонимание возможностей мультимедийных технологий анализа ситуаций молодыми руководителями государственных ведомств.
Сейчас среди руководителей все же преобладает команда, понимающая новые возможности СЦ, территориально распределенной обработки данных. Она мотивирована на применение современной методологии и анализа ситуации и принятия решений.
CNews: Как вы оцениваете перспективы развития ситуационных центров для органов государственного управления России? Насколько сложная экономическая ситуация сказывается на темпах их развития?
Николай Ильин: Сложная экономическая ситуация в стране, как ни парадоксально, положительно скажется на темпах развития системы СЦ. Она позволит полнее использовать уже накопленный ресурс программно-технического обеспечения, обеспечит поиск новых решений по модернизации телекоммуникационных сетей и заставит создавать типовые проектные решения СЦ. Это должно существенно сократить затраты на их создание, обеспечить интеграцию существующих ведомственных систем управления и заставить организовать информационно-технологическое взаимодействие СЦ в процессе решения межведомственных задач.
Наглядным примером является решение МВД использовать систему СЦ ведомства для анализа и оценки социальной напряженности, сделав результаты доступными для заинтересованных руководителей министерств и ведомств.
CNews: Спасибо.