|
|
CNews: В нестабильных экономических условиях ИТ-компании стремятся увеличить долю госсзаказов в структуре оборота. Многие ли организации смогут добиться поставленных целей?
Сергей Белевицкий: Государственные службы как были, так и остаются лидерами среди заказчиков ИТ-услуг. Если говорить о доле на рынке ИТ-проектов, учитывая заказы и от предприятий с государственным участием, то по итогам 2009 года этот показатель может перевалить за половину.
Государственные структуры очень консервативны, особенно в финансовых вопросах. Если коммерческая компания полтора года назад планировала внедрение крупной информационной системы, скажем, ERP, то к концу прошлого года даже при разработанном проекте она спокойно могла от него отказаться. В то время как государственное учреждение, скорее всего, доведет подобный проект до конца. Исходя из этого, доля коммерческих организаций как заказчиков на рынке ИТ-услуг снижается быстрее, чем доля государства. Соответственно значительно растет конкуренция при участии в тендерах. Мы уже имеем практические случаи прихода на ИТ-конкурсы и аукционы непрофильных компаний, которые пытаются сейчас заработать «быстрые» деньги. Согласно 94-ФЗ данный процесс соответствует законодательству, а вот с точки зрения конечного результата для госзаказчика такой расклад может обернуться существенными затратами, когда начнутся проблемы с совместимостью, с гарантией, с модернизацией.
Таким образом, желающих получить государственный заказ и в краткосрочной перспективе получить прибыль, много. Реально же увеличить долю госзаказов в структуре оборота смогут компании, не первый год проработавшие на рынке, имеющие достойную репутацию и, самое главное, значительные ресурсы, позволяющие предоставлять свои продукты и услуги по ценам, удовлетворяющим требованиям заказчика.
CNews: Что следовало бы, на ваш взгляд, поменять в законодательстве, регулирующем конкурсные процедуры?
Сергей Белевицкий: Как я уже говорил в одном из интервью, следовало бы пересмотреть вес квалификационных требований к соискателям. Несмотря на то, что на ОКРы распространяются поправки к 94-ФЗ, ценовой фактор все равно остается определяющим при подведении итогов конкурсов. Если же мы говорим о поставках оборудования, то ситуация еще более печальная – для допуска к участию в аукционе не требуется практически ничего. Угроза попадания в список недобросовестных поставщиков особого значения не имеет, так как на создание очередного ООО нужна всего неделя. А компании, которые выстраивают бизнес, обучают и сертифицируют специалистов, развивают сервисную службу, поддерживают систему качества, оказываются в заведомо менее выгодном положении.
CNews: На какие услуги отмечается наиболее активный спрос со стороны государственных служб? Чего ждут госзаказчики от ИТ-решений?
Сергей Белевицкий: Потребности у бюджетных организаций в целом изменились мало. Эффективность госучреждения во многом зависит от скорости и качества протекания в нем бизнес-процессов, поэтому одна из самых больных тем – интеграция разнородных приложений, консолидация информации в том или ином виде. Никуда не делась необходимость разрабатывать ведомственные системы со специализированной функциональностью. Следует ожидать сокращения расходов на те мероприятия, эффект от которых предполагался в 2012-2013 г.г. и наоборот – полномасштабное финансирование тех проектов, которые могут быть завершены в 2009 – 2010 гг. во избежание потерь уже вложенных средств.
CNews: В мае группа «Рамэк» объявила о выводе на рынок здравоохранения комплексного ИТ-решения для медицинских учреждений RAMED. Насколько, по Вашему мнению, будет востребован продукт?
Сергей Белевицкий: В документе, представленном комиссией министерства здравоохранения и социального развития РФ по разработке концепции развития здравоохранения до 2020 года, приведены следующие показатели для оценки реализации поставленных задач: к 2009 г. разработать программу информатизации здравоохранения, к 2012 г. оснастить 40 % государственных и муниципальных ЛПУ электронными историями болезни, к 2010 г. этот показатель должен достичь 90%. К 2020 году планируется сформировать единое информационное пространство в здравоохранении.
Таким образом, актуальность подобных ИТ-решений существенно возрастает. При этом экономически эффективно осуществлять реализацию задач по автоматизации через единый центр ответственности, что значительно экономит как временные, так и финансовые ресурсы. Программно-аппаратный комплекс Ramed эти задачи решает.
CNews: Несмотря на активные разговоры (особенно в период кризиса) о внедрении свободного ПО в государственных структурах, данная инициатива пока осталась на уровне проекта. Недавно нашумевшая история с пакетами свободного ПО, поставленными в рамках пилотного проекта в школы без возможности инсталляции, вызвала у пессимистов дополнительный вопрос о способности осуществить централизованное внедрение данных решений. Как вы оцениваете перспективы СПО в госсекторе?
Сергей Белевицкий: Интерес к open-source решениям вполне оправдан. Сейчас уже есть ряд прикладных и системных разработок, которые по качеству не уступают проприетарным решениям. Однако открытое ПО – это не бесплатное ПО: поддержка таких продуктов зачастую обходится очень дорого. Во-первых, это означает массовое переобучение пользователей, во-вторых, это переподготовка технических специалистов. Да и само внедрение open-source решений достаточно сложное – требуются очень грамотные люди, которых у нас в стране часто не хватает. Повторюсь, любая информационная система, будь то проприетарная или базирующаяся на открытом ПО, требует затрат. В случае коммерческого ПО – это лицензии плюс поддержка, которая в свою очередь подразделяется на поддержку производителя (обновления, bug fix) и поддержание и развитие самой системы, которые могут осуществляться как внутренней ИТ-службой организации, так и внешними поставщиками услуг. Если мы говорим об СПО, то очевидная экономия заказчика лежит в области лицензий – они не требуются. За плату предоставляются дополнительные опции и поддержка.
Как бы то ни было, свободное ПО для нашей страны пока очень молодое направление. Если посмотреть на распределение деятельности ведущих ИТ-компаний в США и в России, то мы увидим явное расхождение. В США преимущественно разработчики решений, в России же – внедренцы. СПО – это некая смежная область, где ИТ-компания во многом берет на себя обе функции – и разработчика и внедренца. По мере наполнения опыта реализации проектов на базе СПО будет совершенствоваться экспертиза отечественных компаний. Фактически сейчас для отечественных компаний это шанс создать уникальные конкурентоспособные программные комплексы. А это, в свою очередь, одна из составляющих инновационного развития.
Подводя итог выше сказанному, как и в случае с любым другим ИТ-решением, все очень индивидуально. Если все за и против были тщательно взвешены, переведены в конкретные цифры, и эти цифры показали перспективность данной инициативы, то переход госорганов на открытое ПО оправдан.
CNews: Спасибо.