|
|
Государственная политика в сфере Open Source, чтобы быть последовательной и результативной, требует опоры на компетентный ресурс. Сегодня эта задача решается на страновом, региональном и глобальном уровнях.
На страновом уровне самый проверенный инструмент – создание специализированных государственных центров компетенции в сфере Open Source – еще не исчерпал своих возможностей. Это доказывает опыт таких стран как Малайзия и Нидерланды, где центры компетенции успешно справляются с ролью локомотива государственной политики.
Однако эффективная государственная политика требует не только выделения специализированного компетентного ресурса, но и обмена компетенцией на международном уровне. Политика в сфере свободного ПО давно перестала быть делом отдельных государств, и сегодня выигрывает тот, кто обладает наиболее полной, в том числе инсайдерской, информацией о том, что творится в регионе и в мире. Не имея личного контакта с экспертами из других стран, легко составить превратное представление о протекающих в этих странах процессах. Пустую предвыборную декларацию можно посчитать долгосрочным стратегическим решением, а отчет “для галочки” – отражением реальной ситуации в стране. Эксперты практически всегда готовы поделиться информацией о реальном положении дел в своем регионе, но редко публикуют такие сведения в свободном доступе.
Центр действует в рамках программы ICTU, совместно поддерживаемой центральным правительством и муниципалитетами страны. Число постоянных сотрудников – 5 человек. Ежегодный бюджет – 700 000 евро.
2002 – центр компетенции создан по решению парламента Нидерландов.
2002-2005 – задача: объяснить, что такое ПО с открытым кодом.
2006-2007 – задача: реализация принципа открытости и взаимодействие с коммерческим сектором.
2007 – по итогам работы центра компетенции принят детализированный план мероприятий The Netherlands in Open Connection.
Это одна из главных причин, которая побуждает экспертов по вопросу использования свободного ПО в государстве искать общения друг с другом. Если в США открытые площадки для обмена экспертными мнениями существуют довольно давно, то в Европе и Латинской Америке они развернулись с особым масштабом буквально в последние два-три года.
В США вопросы использования ПО с открытым кодом в госсекторе обсуждаются как в рамках специализированных мероприятий, так и в рамках общих форумов, посвященных Open Source. Так, вполне самоценна секция по ПО с открытым кодом в государстве в рамках конференции OSCON (Open Source Convention), организатором которой является известное медиа-агентство О'Рейли (O'Reilly) 1. Однако самое масштабное специализированное мероприятие по использованию Open Source в госсекторе США – это конференция GOSCON, которая проводится под эгидой Орегонского государственного университета. Первое мероприятие было организовано в 2005 году. С тех пор конференция проводилась ежегодно, а в 2009 году она переместилась в столицу США Вашингтон.
Ключевые доклады на GOSCON-2009 были озвучены представителями Департамента обороны и Департамента национальной безопасности – это позволяет судить о направленности и приоритетах мероприятия в целом. Сама конференция разделена на несколько направлений: “Менеджмент”, “ПО с открытым кодом в ключевых задачах” и “Форум по открытым технологиям”. Среди выступлений особое внимание обращают на себя доклады Дэйвида Уилера (David Wheeler), наиболее авторитетного в США эксперта по вопросам использования Open Source в госсекторе, который в настоящее время работает в одном из исследовательских учреждений Департамента обороны.
Будучи сторонником свободной модели разработки ПО, Дэйвид Уилер, тем не менее, признает, что сама по себе принадлежность конкретной программы к проприетарному или свободному ПО не позволяет судить о его качестве или безопасности. Тем не менее, принципы разработки ПО с открытым кодом обладают определенным потенциалом повышения функциональности, качества и гибкости программного обеспечения при одновременном снижении затрат и времени на разработку.
Бразилия уверенно взяла на себя роль лидера информатизации всего латиноамериканского региона, и все большее число изначально бразильских инициатив в области свободного ПО приобретают общерегиональный характер. В дополнение к чрезвычайно популярному форуму FISL (8000 участников в 2009 году), который сейчас преимущественно направлен на разработчиков и пользователей СПО, с 2008 года проводится ежегодный форум CONSEGI, созданный специально для обсуждения вопросов использования свободного ПО при построении электронного правительства.
С самого первого года это мероприятие проводилось с размахом, выходящим за рамки региона: на форуме были представлены стратегии миграции на свободное ПО Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Эквадора и ЮАР. В 2009 году форум собрал свыше 6000 представителей из 17 стран (кроме латиноамериканского региона были представлены Египет, Зимбабве, Индия, Индонезия, Малайзия, Франция, ЮАР и Южная Корея).
Во Франции буквально за два года удалось сформировать динамичную площадку мирового уровня для обсуждения вопросов развития ПО с открытым кодом – Open World Forum. В 2010 году планируется провести уже третье по счету мероприятие. К участию в форуме в 2009 году удалось привлечь 1500 специалистов из 40 стран – хотя по числу участников этот форум уступает бразильским мероприятиям, однако по широте международного охвата он безусловно лидирует.
Прогноз развития ИТ до 2020 г.
Источник: Open World Forum, 2007
Примечательно, что организаторам Open World Forum удалось придать своему мероприятию “зонтичный” характер: в рамках форума проводились рабочие мероприятия программы Еврокомиссии IDABC, посвященной интероперабельности европейских государственных ИС, а также встреча Open Source Think Tank, объединяющая экспертов и аналитиков в области бизнеса на основе Open Source.
Одна из интересных инициатив Open World Forum в 2009 году – это проведение международного Саммита сети центров компетенции по свободному ПО/ПО с открытым кодом (FLOSS Competence Centres Network Summit) . Таким образом, региональные центры компетенции по использованию свободного ПО и ПО с открытым кодом в госсекторе из Бразилии, Дании, Германии, Индии, Ирландии, Испании, Италии, Норвегии, Польши, Словении, США, Франции, Швеции, ЮАР и Японии впервые получили общую площадку для обмена мнениями. Россия в этой организации пока не представлена.
Среди других мероприятий Open World Forum-2009 следует упомянуть Открытый саммит CIO (Open CIO Summit), Открытый саммит по инновациям (Open Innovation Summit), по итогам которого жюри определило пять компаний-стартапов с самыми новаторскими предложениями, Саммит сообществ свободного ПО/ПО с открытым кодом (FLOSS Communities Summit) и Саммит политических инициатив в сфере свободного ПО/ПО с открытым кодом (FLOSS Policies Summit). В 2009 году по итогам последнего мероприятия была присуждена специальная премия Бразилии за выдающиеся успехи в сфере государственной политики в области ПО с открытым кодом.
В сентябре 2010 года будет проведен третий по счету Open World Forum, причем в качестве одного из приоритетных мероприятий форума объявлена встреча экспертов по странам BRIC (Open BRIC Think tank). Западное сообщество Open Source недвусмысленно демонстрирует свою заинтересованность в странах BRIC и России в частности, и если Россия примет это приглашение и присоединится к диалогу, это пойдет лишь на пользу отечественной индустрии Open Source.
Таким образом, сегодня обмен компетенцией в сфере свободного ПО и ПО с открытым кодом осуществляется на трех уровнях: страновом, региональном (Европа, Северная Америка, Южная Америка) и мировом (здесь пока лидируют французы). Несмотря на то, что страны Восточной Европы и СНГ решают множество общих проблем в области информатизации и построения информационного общества, обмен компетенцией на региональном уровне в нашем регионе пока не налажен. Хотя к тому есть несколько объективных предпосылок.
Мероприятия в области ПО с открытым кодом в СНГ
Мероприятие | Время проведения | Место проведения | Целевая аудитория |
Свободное программное обеспечение в высшей школе | Январь | Переяславль | Образование |
Конференция разработчиков свободных программ на Протве | Июль | Обнинск | Разработчики |
Open Source Forum Russia | Осень | Москва | Бизнес, государство |
LVEE | Июнь | Гродно | Разработчики, пользователи |
OSDN.org.ua | Октябрь | Киев | Разработчики, пользователи, бизнес, государство |
Источник: CNews Analytics, 2010
Во-первых, страны, вышедшие из СССР, обладают множеством общих особенностей правовых систем. Решение актуальных вопросов, связанных с определением правового режима свободного ПО, целесообразнее всего решать именно на межстрановом уровне – это позволит одновременно и сократить издержки и увеличить географический охват принятых решений.
Во-вторых, динамика развития ИКТ-отрасли в разных странах региона имеет много общего. Все эти страны хотели бы постепенно перейти от импорта программного обеспечения и разработки программного обеспечения по заказу иностранных компаний к самостоятельному созданию инновационного ПО для внутреннего рынка, используя при этом возможности свободного ПО. Обмен опытом и, при возможности, инициирование общих исследовательских проектов позволили бы продвинуться в решении этой задачи.
Наконец, существует определенная региональная специфика в повестке дня построения информационного общества. Проблемы, актуальные для европейцев и американцев, для нашего региона не всегда представляются достаточно важными, и наоборот: проблема цифрового неравенства в нашем регионе имеет выраженную региональную специфику, остро стоят преодоления информационного барьера при обмене информацией между гражданами и государством. Свободное ПО и выработанные в сообществе свободного ПО подходы к коллективному взаимодействию и совместному решению задач могут оказаться здесь очень кстати.
Итак, повестка дня Восточноевропейского форума свободного ПО в публичном секторе вырисовывается сама собой, а перспективы и выгоды его проведения вполне очевидны. Вопрос лишь в том, сможет ли Россия воспользоваться благоприятной ситуацией и стать, по примеру Бразилии, региональным лидером СПО?
Егор Гребнев/CNews Analytics
1 Программа секции на 2010 год свидетельствует, что организаторам удалось достичь определенного баланса, обеспечив участие как представителей госсектора и вендоров, так и НПО, непосредственно заинтересованных в использовании открытого кода для повышения прозрачности государственного управления (речь идет о “Фонде в поддержку цифрового голосования на основе открытых кодов” – Open Source Digital Voting Foundation).